Верити Ламберт была самым молодым продюсером драматических постановок на BBC в 1963 году. И единственной женщиной-продюсером. То есть уже своим присутствием она начала менять облик государственного телевидения Великобритании. Она изменила этот облик, когда стала делать фантастический сериал для детей «Доктор Кто» — шоу о ворчливом старике, который путешествует во времени и пространстве, пользуясь машиной времени, замаскированной под синюю полицейскую будку. Время от времени на борту его машины появляются компаньоны, разделяющие с ним все тяготы путешествий.
Выход первой серии имел низкий рейтинг. Но только потому, что в те дни убили JFK. Потом шоу понеслось с таким успехом, что в 1969 году над ним уже смеялись Monty Python. А тема к титрам в итоге повлияла на развитие электронной музыки. Шоу превратилось в самый долгий телесериал мира — правда, он шел с перерывом в 1989–2005 годах. Если до 1989 года сериал был преимущественно феноменом британской поп-культуры, то с 2005-го и по сей день это мировой аттракцион для взрослых и детей.
Идея сериала оказалась сугубо христианской: Спаситель, не-человек, призван спасти человечество. То, что он называет себя Доктором и летает в коробке, — это уже детали. Есть, конечно, и буддистская фишка — Доктор через некоторое время воплощается в другого Доктора. Кто же будет следующим Доктором — это своеобразная игра у любителей кино. С тех пор как новое поколение влюбилось в Кристофера Экклстоуна, который играл Доктора в первом сезоне возрожденных серий, сердца фанов мечутся то к Дэвиду Теннанту, то к Мэтту Смиту.
И вот вчера BBC явило нам нового Доктора в очередном, восьмом сезоне шоу. В серии, которая называется «Глубокий вдох». Я не буду спойлерить сюжет. Скажу лишь, что называется эпизод так, потому как среди андроидов не стоит выдавать себя живым дыханием. В целом история сценариста Стивена Моффата, который превратил сериал во всемирный аттракцион, — это тоже предмет угадайки: трудно понять, что его команда еще не придумала из области крушения миров, столкновения времен, инопланетян и оживших статуй.
Выбор нового исполнителя главной роли — революция, правда, обращенная в прошлое. Доктор опять стал старым и седым, как когда-то Уильям Хартнелл — самый первый актер шоу. Авторы отказались от молодых красавчиков типа Теннанта и Смита, по которым вздыхали школьницы, а также их старшие сестры и, собственно, мамаши. Доктор мучается тем, что он старый и седой и что у него большие брови. Примечательная деталь — его компаньонка (у Доктора всегда есть компаньонка по фантастическим путешествиям, и их отношения, кстати, практически не предполагают эротического подтекста) осталась прежней, ее играет молодая шотландская актриса Дженна Коулман, она же Сара. Его же зовут Питер Капальди. Это актер, режиссер и продюсер из Глазго. Имеет «Оскара» за документальную короткометражку (британский аналог «Оскара» BAFTA) как лучший комедийный актер.
Я понимаю тех фанатов «Доктора Кто», которые боятся начинать смотреть восьмой сезон: они страшатся разочарования, ведь именно разочарование каждый раз случается, когда меняют исполнителя главной роли. На самом же деле в первой серии уже много нового, даже в музыкальной теме на титрах произошли изменения, и вас ждет новая аранжировка. А что может быть консервативнее музыки на титрах? Будем считать, что серия максимально традиционная — вся в духе викторианской Англии, вся стимпанковская. И главный злодей — конечно же, абсолютное воплощение великой промышленной революции. Все сцены с древними андроидами — прекрасная хореография. Правда, современная, авангардная английская хореография.
Конечно, не обошлось без политически актуальных шуточек, которые, впрочем, актуальны еще с викторианских времен. Когда Доктор понимает, что он говорит с сильным шотландским акцентом, и так или иначе до него доходит, что он теперь — шотландец, то обращается к лондонскому бомжу со словами: «Я шотландец, поэтому ты должен мне отдать свое пальто! Оно мое по праву. Я шотландец, и я буду жаловаться!» В преддверии национального референдума по отделению Шотландии от Британии — ну просто уморительно смешно.
Судя по анонсу следующей серии, она будет менее традиционной, менее викторианской и более международно-фантастической. Так что те, кто боится разочароваться, получат, может быть, всё, что им нужно.
А мне и так уже всё понятно — цирк продолжается. Доктор из ящика спасает человечество. Хотя он совсем не человек и у него два сердца.