Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Путин назвал рост доходов граждан России задачей всей страны
Мир
Иранский посол заявил о планах Тегерана укреплять оборонные связи с Москвой
Спорт
«Металлург» обыграл «Локомотив» в матче финальной серии плей-офф Кубка Гагарина
Мир
Боррель призвал страны Европы передать Киеву системы ПВО Patriot
Политика
Путин поддержал выдвижение Аксенова на новый срок в качестве главы Крыма
Мир
Командир ВВС США сообщил об опасности нахождения американских военных в Нигере
Мир
Представитель Израиля снял наушник во время речи палестинского коллеги на СБ ООН
Мир
В МАГАТЭ подтвердили планы Гросси снова посетить Россию
Мир
МИД РФ выразил сожаление из-за заявки Аргентины на сотрудничество с НАТО
Мир
Макрон заявил о единогласной поддержке ЕС усиления санкций против России
Мир
Генпрокуратура ФРГ подтвердила аресты подозреваемых в шпионаже в пользу РФ
Общество
В Крыму задержаны 12 членов неонацистской структуры «Белая масть»
Общество
Уровень воды в реке Тобол в районе Кургана достиг 10 м
Экономика
Финансовый аналитик спрогнозировал рост курса биткоина во II квартале
Мир
Китай выступил против размещения США баллистических ракет в АТР
Общество
В Орске восстановили подачу электроэнергии

В Подмосковье могут построить первый с 1938 года НПЗ

Проекту предрекают трудности с поиском участка и нефти для первого с советских времен нефтеперерабатывающего завода в Московской области
0
В Подмосковье могут построить первый с 1938 года НПЗ
Фото: trassagk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Московской области к 2022 году может быть построен нефтеперерабатывающий завод, который будет выпускать бензин класса «Евро-5». В таком случае он станет первым новым НПЗ в регионе с 1930-х годов — именно в это время был построен Московский НПЗ; сейчас это предприятие принадлежит «Газпром нефти», его мощность составляет 12,1 млн т в год. Возводить завод собирается группа компаний «Трасса» — владелец крупнейшей независимой сети АЗС в Подмосковье. Ее гендиректор Олег Алексеенков сообщил «Известиям» о планах по стройке завода мощностью до 8 млн т нефти в год (в две очереди, по 4 млн т в год каждая). Однако участники рынка сомневаются в том, что завод будет возведен в срок с намеченным «Трассой» бюджетом, и в том, что его продукция найдет своего покупателя на насыщенном бензином Подмосковья.

По словам Алексеенкова, инвестиционное решение по строительству НПЗ будет оформлено в 2016-2018 годах, в 2019 году начнется строительство объекта, а в 2022 году будет запущена первая очередь завода. Завод должен будет производить нефтепродукты для нужд сети заправок ГК «Трасса», которая сегодня насчитывает полсотни точек и планирует расширяться (сеть растет на 7–8 АЗС в год).

— Ключевые вопросы на данном этапе связаны с выбором участка. В первую очередь нас интересуют вопросы экологии, соблюдение экологического баланса. Объект будет построен с учетом самых современных технологий, — пояснил Алексеенков, не уточнив конкретные варианты расположения будущего завода.

По информации участников рынка, рассматриваются площади в Московской области и на границе с нею, в частности в Коломенском районе. Владимир Павленко, зампредседателя комитета по имуществу Коломенского района говорит, что представители ГК «Трасса» официально не обращались к властям региона по поводу предоставления участка для строительства будущего НПЗ.

— Если они обратятся, то вынуждены будут пройти все официальные процедуры — от технических и экологических экспертиз до участия в аукционе по покупке участка. При этом Коломенский район удобен нефтяникам тем, что здесь есть вода, а также возможность подключения к трубопроводам, — сказал Павленко «Известиям».

В администрации Московской области сообщили, что у них нет информации об обращении ГК «Трасса» с просьбой о выделении участка в регионе под строительство НПЗ. Олег Алексеенков из ГК «Трасса» подчеркивает, что финансовая составляющая проекта будет окончательно определена по итогам инвестрешения, но по предварительным оценкам весь завод может стоить около $2,5 млрд, первая очередь — около 50 млн рублей. Собеседника не смущает, что в свете предполагаемого в 2015 году налогового маневра в отрасли рентабельность нефтепереработки по расчетам Минфина может снизиться с $55 до $30 c тонны.

— Что касается последствий налогового маневра для проекта, то все налоговые изменения, в конечном счете, регулируются рынком, — рассуждает Алексеенков. — Учитывать текущие показатели в масштабе прогнозирования на семь лет бессмысленно. Конъюнктура рынка многократно может поменяться. К концу 2017 года будут понятны ориентировочные показатели рентабельности.

Часть требуемых для проекта средств, по словам Алексеенкова, будет взята в кредит в российских банках. Еще два года назад компания вела переговоры о привлечении к софинансированию проекта строительства своего НПЗ партнеров в виде компаний, входящих в Российский топливный союз (РТС). Однако на текущий момент РТС отказался участвовать в проекте.

— Идея строительства НПЗ в Подмосковье не нова. Но реализовать ее сложно из-за отсутствия в России рынка нефти: у большинства добывающих компаний есть экспортные контракты по предоплате. В результате мы отказались от участия в финансировании проекта, хотя поддерживаем идею появления в регионе независимого НПЗ. Но пока это выглядит не очень реально, особенно на фоне провала аналогичных проектов в других регионах, например в 2007 году в приморском городе Кингисеппе сорвался проект «Зарубежнефти» мощностью 2 млн т в год и стоимостью $3 млрд, — говорит Григорий Сергиенко, исполнительный директор Российского топливного союза.

Источник «Известий» в «Газпром нефти», у которой «Трасса» покупает бензин оптом, говорит, что эта независимая сеть не ведет с «Газпром нефтью» переговоров о долгосрочном контракте на покупку сырой нефти для нужд будущего НПЗ. По его мнению, самой большой проблемой при строительстве нового завода компании, не обладающей своими нефтяными месторождениями, будет поиск поставщика нефти.

— Выход есть — покупать нефть небольшими партиями у независимых производителей цистернами или на бирже. Но это дорого и не гарантирует стабильных объемов, — сказал собеседник в «Газпром нефти», подчеркнув, что его компания активно модернизирует собственные НПЗ и вряд ли захочет помогать развиваться своему конкуренту в регионе.

Начальник отдела маркетинга ООО «Европейская трейдинговая компания» (продает нефтепродукты производства Белоруссии) Анжела Братковская  говорит, что ГК «Трасса» — ее крупный клиент, но подчеркивает, что продажей сырой нефти компания не занимается и не планирует, а реализует только продукты ее переработки.

На официальный запрос «Известий» в пресс-службе «Газпром нефти» не ответили, в «Роснефти» от комментариев отказались. Официальный представитель Минэнерго сообщил, что компания, желающая построить НПЗ, должна обратиться в их ведомство за разрешением на подключение к трубопроводам «Транснефти». Однако такого обращения со стороны ГК «Трасса» не поступало.

Большинство НПЗ в России были построены еще в советские времена и в последние годы только подвергаются модернизации. Самый «свежий» НПЗ в стране — завод по переработке высокосернистой нефти «Танеко» «Татнефти», первая очередь которого запущена в 2011 году. Для нужд Центрального региона РФ, в том числе Московской области, бензин поставляют Московский НПЗ «Газпром нефти», Нижегородский НПЗ «Лукойла», Рязанский НПЗ «Роснефти» и Ярославский НПЗ «Славнефти». Также на подмосковные заправки оптом продает бензин компания ЕТК, расположенная в Смоленской области и реализующая бензин белорусского производства.

Директор по развитию бизнеса компании «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов, впрочем, считает, что в московском регионе есть незакрытый спрос на дополнительный бензин высокого качества.

— Строить новый НПЗ в Подмосковье финансово менее целесообразно, чем модернизировать существующие заводы вертикально интегрированных компаний. Некоторые из них сегодня производят в том числе прямогонный бензин, который везут на экспорт, а внутреннему рынку нужен «Евро-5». Нефтяникам, у которых помимо переработки есть и добычные проекты, проще решать проблему с поставкой сырья на свои заводы. У независимого же владельца АЗС могут возникнуть проблемы с покупкой сырой нефти хорошего качества для регулярной загрузки завода. Рассчитывать в этом смысле на биржевые объемы или на приобретение небольших партий нефти с рынка, минуя поставки по трубопроводам, было бы недальновидно. А без наличия долгосрочного контракта с поставщиком нефти Минэнерго не даст разрешения на подключения НПЗ к трубопроводам «Транснефти». Заключить такой контракт сложно: нефтяники предпочитают отправлять нефть на собственные заводы или на экспорт по предоплате, — заключил Турукалов.

Он оценивает НПЗ в Подмосковье для производства нефтепродуктов класса «Евро-5» в $5 млрд при мощности до 8 млн т. Кроме того, он подчеркивает, что в условиях санкций и проблем с ликвидностью найти в российских банках хотя бы половину этой суммы под хороший процент окажется непросто.

Группа компаний «Трасса» создана в 1997 году. Сегодня она насчитывает 50 АЗС в Московской области с магазинами и кафе при них, а также несколько ресторанов. Владельцы ООО «Компания Трасса» — Николай Дорошенко с 34%, гендиректор Олег Алексеенков с 33%; по 24,75% и 8,25% у Татьяны и Анжелики Хмуры. По данным базы «Спарк», выручка компании в 2013 году выросла до 18 млрд рублей (с 9,8 млрд рублей в 2012 году), чистая прибыль составила 206,3 млн рублей (против 164 млн рублей за 2012-й).

Комментарии
Прямой эфир