Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров заявил о содействии России укреплению безопасности стран Африки
Общество
В Кремле назвали важной роль Ельцина в становлении современной России
Мир
WSJ указала на истощение ВСУ после нескольких месяцев непрерывных боев
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Общество
Отдавшего приказ бомбить нефтебазу командира ВСУ приговорили к 18 годам заочно
Мир
Шольц указал на отсутствие состояния войны России и НАТО
Политика
В Совфеде оценили использование Канадой титана из России в обход санкций
Общество
Путин указал на малое количество получивших помощь после паводка людей
Мир
Французский политик отметил высокий риск ответа РФ на изъятие ее активов
Мир
Британия сообщила об атаке неизвестных на судно у берегов Джибути
Мир
Лукашенко указал на причину провала протестов в Белоруссии
Экономика
Банки предложили шесть льгот для запуска жилищных вкладов
Общество
Путин поручил ускорить организацию отдыха детей из пострадавших от паводков регионов
Мир
Лукашенко назвал нынешний уровень жизни в Белоруссии лучшим в истории
Экономика
Минфин попросил суд остановить корпоративные права владельца Альфа-банка с Кипра
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

«Образованные» и «просвещенные»

Философ Василий Ванчугов — о консервативном повороте в российской начальной, средней и высшей школе
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В декабре 1825 года группа обеспеченных людей, состоящих на службе в разных званиях, не спрашивая мнения народа, полагаясь лишь на свои убеждения, попыталась изменить государственный строй. Представители этой группы были уверены в том, что они точно знают, какой должна быть Россия, поскольку прежде этого прочитали сотни книг нескольких европейских мыслителей по истории, экономике, юриспруденции, философии социальной и нравственной. 

Но вооруженный мятеж подавили, после чего власти приступили к выявлению причин бунта. Кому-то может показаться удивительным, но преобразования начались с системы обучения. Дело в том, что власти истолковали декабристское восстание, в частности, и как прямое следствие ложного направления воспитания и образования, о чем упомянуто было в манифесте 13 июля 1826 года, и от дворянства отныне ждали «подвигов к усовершенствованию отечественного, природного, нечужеземного воспитания». Да, было внешнее воздействие, но оно оказалось усилено именно упущениями в сфере образования как государственного, так и частного. 

Именно во избежание повторения подобных событий впредь начинается изменение системы обучения, для чего группе лиц предложили представить соображения на эту тему. 

Среди других публикаций такого рода выделялась одна статья в «Северной пчеле», литературной и политической газете, которой, кстати, также доверили напечатать поименный список приговоренных к смертной казни декабристов и обвинительное заключение по их делу. 

В начале февраля 1826 года здесь была напечатана заметка С.М. Усова под заголовком «Просвещение и образованность», примечательная, прежде всего, уточнением значения слов в политическом контексте. Кстати, автор заметки, из крепостных, поступив в университет вольнослушателем, закончил его со званием действительного студента, благодаря чему получил чин XIV класса и встал на первую ступень согласно «Табели о рангах», выйдя из податного сословия, служа государству по линии просвещения.

В своей заметке Усов выявляет все те значения, которые имеются у слов «просвещенный» и «образованный», которым обычно обозначают полезные для общества типы граждан. Однако в свете «декабрьских беспорядков» он предлагает определиться со смыслом слов, часто употребляемых как синонимы идущие рядом эпитеты. Дело в том, замечает Усов, что у нас часто называют просвещенным того, кто всего лишь образован. Но если слово «просвещенный» характеризует человека, «проникнутого светом», то словом «образованный» называют человека, принявшего самостоятельно или через других «образ с чем-либо сходственный». 

Выстраивая оппозицию «просвещенный» — «образованный», Усов дает сразу же понять, что лучше: «просвещенный» человек, «озаряясь светом истинного познания, разгоняющего тьму невежества и предрассудков, видит истинное достоинство вещей, знает свое назначение и потому судит выше обыкновенного человека», он знает «историю, философию, закон естественный и откровенный, законы и состояние своего отечества, чтит государя своим отцом и высшим начальником», в то время как «образованный» — лишь «принял образ», свойственный обществу, в котором он живет, он знает все приличия «своего круга», пренебрегая при этом другим, а порой и интересами отечества. 

Тем самым образованность имеет пределы — кто образован в одном круге людей, в другом таковым не считается, но если образованный хорош и пригож только в своем окружении, а вот «просвещенный» — признан повсюду, где бы он ни оказался, он оказывается хорош для общества в целом. Из этой заметки в «Северной пчеле» можно было сделать вывод, что образование есть необходимый элемент, но не самодостаточный; «образованные» люди необходимы государству, но не они его опора

Оплот правительства — люди «просвещенные», и оттого власть нуждается, когда речь заходит о формировании сознания общества, в «системе просвещения», которая, по сути, есть результат сложения воедино образования и воспитания, подразумевая преданность своей стране, верность родине. 

Конечно же, статья Усова в «Северной пчеле» не являлась нормативной базой для руководства соответствующего министерства, но она точно выражала дух эпохи, новую, консервативную, установку сознания — ту, что была впоследствии представлена в «записке» Уварова, где были сформулированы охранительные начала, получившие позже, в кругу либеральной журналистики, наименование теории «официальной народности». 

Это и был нормативный документ, закреплявший приоритет Просвещения над Образованием. 

Если для эпохи Александра I «просвещение» оказывалось тождественным «разумному свободолюбию», то для Николая I «просвещенный» тождественен преданному «отечеству, вере, престолу», и министерство, созданное государством за народные деньги, для народного просвещения, обязано содействовать подготовке людей для служения своему государству для своего блага, а не абстрактному человечеству. И потому-то формирование мировоззрения, вся идеологическая работа, пропаганда высших ценностей были доверены не Синоду, не Министерству внутренних дел или какому еще департаменту, а Министерству народного просвещения

Тем самым посредством школьного и университетского воспитания каждый год государство получает не просто образованных людей, а людей просвещенных — верных своему отечеству, готовых и умеющих служить ему в области науки, искусства и ремесел. 

Конечно, не стоит делать прямых аналогий, подводить под схему и уповать на радикальное решение повседневных проблем простым обращением к прошлому. Тем не менее предпринятая выше ретроспекция была сделана с проекцией на наше время. История всё же чему-то учит. И у нас не так давно была предпринята «вражеская вылазка», и незначительная часть общества активно, и даже агрессивно, попыталась навязать большинству свой «образ страны», презирая при этом Отечество. 

И они были «образованными» исключительно в либеральном понимании этого слова — ими отторгались архаичные, как им казалось, ценности, «бесполезные» метафизические понятия и признавались только практики, навыки, технологии (не важно какие, гуманитарные или инженерные), дающие ощутимые личные выгоды. 

 Это и заставляет нас обратить, для нашего же блага, особое внимание на образование, которое ежегодно, систематически производит поколения антигосударственников. 

В результате либеральных реформ мы получили Министерство образования, которое служит не государству, не Отечеству, а рынку. Его стараниями система «народного просвещения» превращается в оказание образовательных услуг, сферу рыночных отношений, при этом проводится идеология «социальной активности» и «гражданского общества», но последнее почему-то приводит на практике к постоянному и агрессивному давлению на наше государство, другие же государства выступают как исключительно эталонные. 

И противодействие встречают у «изначально недовольных» любые инициативы государства, воспринимаемого ими как «абсолютное зло», как «социальное недоразумение», за которое стыдно перед прочими «прогрессивными странами», перманентно источающими высшие ценности. 

Так что тем, кто живет у себя на родине, пора обратить внимание на сферу образования. Вся система подготовки (начальная, средняя, высшая школа) должна не просто образовывать подрастающие поколения, а, выражаясь старым слогом, метафорически «просвещать умы»: обучая наукам, искусствам и ремеслам, направлять молодые умы к служению своей стране. И хотя либеральная модель образования менее затратная, чем консервативная, она опаснее для государства, и не только для него. 

Для «либерально-коммерческой учащейся молодежи», отформатированной под «гражданское общество», пережитком является не только государство, но и Россия. Безусловно, не стоит выстраивать противостояние по линии «либеральное образование» и «консервативное просвещение», но всё же нам необходим «консервативный поворот» в образовании, что означает смещение, перемещение центра идеологии в систему обучения, а также соответствующее финансирование школы государством и дружественными ему корпорациями. 

Тогда и состоится российское образование, которое делает страну могущественной державой — независимым, самостоятельным государством. Пока же установившийся тип обучения превратил Россию в поставщика «умного сырья» для внешних ресурсов — зарубежных государств и корпораций, нам враждебных. И «российское образование» означает здесь не региональную привязку — есть территория под названием Россия, «и там тоже чему-то учат». Российское образование означает такое обучение, которое, учитывая мировой опыт, применяет его во благо России. 

Вот это и означает «консервативный поворот». 

Такой вот урок из российской истории в современном геополитическом контексте.

Комментарии
Прямой эфир