Украинские ритейлеры ищут покупателей на свой бизнес в Крыму
Украинские розничные сети, работающие в Крыму, зарегистрировали свой бизнес на территории Краснодарского края. Как сообщили «Известиям» несколько поставщиков, работающих с крупнейшими сетями АТБ-маркет, «Фуршет» и Fozzy Group, две из них — АТБ-маркет и Fozzy Group — открыли российские фирмы в Краснодарском крае, в данный момент с партнерами перезаключаются договоры на новые юридические лица. В свою очередь, сеть «Фуршет» готовится к продаже своих точек в Крыму и ищет российского покупателя. Другие украинские владельцы торговых точек в Крыму также готовятся к продаже.
— Два крупных торговых центра в Симферополе — «Меганом» и «Южная галерея» выставлены на продажу, — говорит председатель ассоциации «Торговля Крыма» Сергей Макеев. По его словам, относительно продажи сети «Фуршет» ситуация складывается двояко: с одной стороны, у сети есть трудности в новых условиях с поставками и логистикой, но с другой — «Фуршет» готовится открыть именно в Крыму еще несколько точек магазинов формата «у дома» площадью 200–300 кв. м.
Однако Макеев не исключает, что расширение — это шаг ради повышения привлекательности и увеличения цены актива для потенциального покупателя.
Бренд-менеджер ТМ «Легенда Крыма» Александр Долганов считает сеть «Фуршет» одной из самых дорогих в Крыму, так как магазины и земля находятся в собственности компании, а также называет сумму в $115–117 млн и отмечает, что продажа «Фуршета» может быть долгой.
— Наиболее вероятным претендентом может стать «Магнит». X5 Retail Group в Крым не пойдет, — считает Долганов.
Его точку зрения разделяют украинские аналитики потребительского сектора.
— В прошлом году оборот розничной торговли в Крыму вырос на 15%, в этом
году можно ожидать роста на 20% из-за повышения зарплат и пенсий и
привычки населения покупать продукты впрок.
— Объем сетевого ритейла можно оценить примерно в 45–50 млрд
рублей, так что рынок кажется весьма привлекательным и нежелание
украинских ритейлеров уходить оттуда понятно. Вливания со стороны России
и увеличение потока туристов делают этот рынок лакомым куском, несмотря
на относительно небольшое население — около 2 млн человек. Для
российского ритейла это сравнимо с небогатым мегаполисом, а для
украинских сетей это плацдарм, за который нужно и можно бороться, — говорит руководитель киевского офиса QB Finance Арсений Рухов.
По его мнению, российские публичные компании осторожно смотрят на Крым
из-за западных акционеров и проблем с привлечением капитала на
международных рынках.
— Возможно, бизнес сможет договориться между собой и
будут предприняты какие-то промежуточные варианты типа создания
совместных компаний. Или же украинский бизнес будет продан сетям,
которые не ведут деятельности на международных рынках и которым будут не
страшны западные санкции. Сейчас в Крыму работают не самые крупные
российские банки, возможно, что и крымским ритейлом будут заниматься
небольшие сети без планов выхода на биржу и привлечения западного
финансирования, — сказал Арсений Рухов.
— В любом случае уже сейчас «Магнит» и другие сети активно присматриваются к рынку.
В случае если возможный выигрыш от входа на крымский рынок перевесит
риски попадания в санкционные списки западных стран, а
украинские ритейлеры всё-таки примут решение о продаже собственных
активов в Крыму, то именно «Магнит» является наиболее вероятным
покупателем, — добавил Рухов.
— Для отечественных поставщиков смена юрисдикции украинских
ритейлеров и продажа крымских магазинов отечественным компаниям — факт не слишком радостный. Они опасаются, что для них повысится вход в сеть и вырастет процент ретробонусов
(выплат от поставщика ритейлеру за присутствие на полках и продвижение).
Максимальные ретробонусы сегодня в Крыму
составляют максимум 25%, — говорит представитель одной из компаний,
осуществляющих поставки в крымские магазины. — А российские ритейлеры могут его повысить.