Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США признались в наращивании оборонно-промышленной базы за счет Украины
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин назвал приоритетом поддержку рождаемости и достойное качество жизни семей
Общество
Собянин сообщил о бесплатной парковке в Москве в праздничные дни
Общество
Глава Росфинмониторинга заявил о финансировании теракта в «Крокусе» криптовалютой
Мир
В МИД РФ назвали ядерные объекты НАТО в Польше военной целью
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Экономика
Хуснуллин заявил о всеобщей заинтересованности в строительстве ВСМ
Политика
Политолог указал на желание Польши избавиться от украинских беженцев
Общество
Песков сообщил о продолжении курируемых Ивановым строительных контрактах
Мир
МИД РФ назвал отчаянным фейком обсуждение запрета консульских услуг за рубежом
Мир
Алиев заявил, что Азербайджан не будет поставлять оружие Украине
Общество
Матвиенко заявила о контроле Путиным выполнения социальных обязательств
Общество
Захарова указала на обнародование Ереминым данных об охоте ВСУ за журналистами
Общество
Возгорание емкостей с нефтепродуктами в Омске локализовано на 1 тыс. кв. м
Мир
МИД РФ назвал шовинизмом решение Латвии отказаться от русского языка в школах

«А зори здесь тихие…», как и 70 лет назад

В Карелии подходят к концу съемки второй экранизации повести писателя-фронтовика Бориса Васильева
0
«А зори здесь тихие…», как и 70 лет назад
Фото предоставлено Интерфест/Star media
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Карельская тайга как будто создана для драматичных историй. Мрачно нависают тяжелые облака, непроходимая чаща обступает со всех сторон, обмелевшая река Остер обнажила черные валуны. Людей почти нет — кажется, во всем поселке Падун никого, кроме съемочной группы фильма «А зори здесь тихие...». Название васильевской повести, к слову, ничего не преувеличивает — как и 70 лет назад, в этих местах почти всегда тишина. 

Ровно половина поселка — декорации. Примерно с мая художник-постановщик Артем Кузьмин и его помощники отстроили здесь казарму, баню и несколько домов. В Тверской области нашли подходящие дома, разобрали их, транспортировали в Падун и снова собрали. На берегу два укрепленных зенитных орудия целят в небо. Красивые барышни в гимнастерках и касках пробуют поймать в прицел вражеские самолеты. «Мессершмиттов» на горизонте, к счастью, нет — их нарисуют уже на стадии постпродакшна.

«А зори здесь тихие…», как и 70 лет назад

«А зори здесь тихие…», как и 70 лет назад

— Азимут 290, дальность 250! — кричит наводчица с биноклем в руках.

— Заряжай! — командует Екатерина Вилкова (помкомвзвода сержант Кирьянова). Округу оглашает выстрел. Снаряды холостые, но звук оглушительный. Режиссер недоволен: «Что они все такие румяные?! Подкоптите что ли их как-нибудь!»

Большую часть материала снимали здесь — сцену, где героини притворяются лесорубами и отпугивают диверсантов, засаду в Синюхиной гряде, переход через болото и финальную сцену пленения старшиной Васковым остатков диверсионной немецкой группы. В отличие от повести Бориса Васильева и экранизации Станислава Ростоцкого немцы будут прятаться не в срубе, а в мрачном ущелье — более логичном и кинематографичном злодейском логове. Как уверяет создатели, это едва ли не единственная вольность. В общем и целом фильм будет полностью соответствовать книге.

«А зори здесь тихие…», как и 70 лет назад

— Это было принципиальное решение — снимать именно здесь, в местах реальных боев, — рассказывает режиссер и продюсер Ренат Давлетьяров. — Реквизиторы постоянно находят патроны и хвосты от мин. Но, честно скажу, когда приступал к съемкам, я и предположить не мог, насколько трудно это будет. Погода кардинально меняется в течение дня, если в одном дубле ярко светит солнце, то в следующем уже может быть облачно и накрапывает дождь. Вокруг непролазные буреломы — иногда просто негде поставить камеру. Спасибо группе (а с многими из них я работаю уже почти 10 лет), один в съемках фильма не воин.

— Экспедиция в карельские леса, конечно, увеличила финансовую составляющую, но, я уверен, это того стоило, — говорит продюсер Влад Ряшин. — Для режиссера естественные природные условия — всегда дополнительные сложности, отвлекающие от самого главного. Для актеров же, наоборот, это максимальное погружение в среду своих героев.

«А зори здесь тихие…», как и 70 лет назад

«А зори здесь тихие…», как и 70 лет назад

У каждой из актрис в запасе есть история о приключениях на съемках. Агния Кузнецова, играющая Соню Гурвич, рассказала, как разодрала руку, выбираясь в гидрокостюме из болота на берег. Под тиной и грязью неожиданно обнаружились доски — Синюхина гряда оказалось искусственным островом.

Софью Лебедеву (Лиза Бричкина) топили в болоте в общей сложности 12 раз. Для верности к ногам привязали трос и тянули ко дну. В итоге на нескольких кадрах смертельный ужас на лице был вполне настоящим.

— Через кастинг прошло невероятное количество девушек. Тот состав, который удалось собрать, мне представляется адекватным, — говорит Ренат Давлетьяров. — Здесь нет никакой оглядки на первый фильм, как нет и желания угодить потенциальному зрителю. Конечно, я могу ошибаться. В ком никаких сомнений быть не может — так это в Петре Федорове. Когда я рассказывал, что Васкова должен играть именно он, коллеги округляли глаза и качали головой. А теперь посмотрите — его же не узнать!

«А зори здесь тихие…», как и 70 лет назад

Специально для роли старшины Васкова Петр Федоров набрал 10 кг и отрастил вислые деревенские усы. Проседь в волосах — своя. Как и герою повести, ему 32 года. Добавьте гимнастерку, фуражку, взгляд исподлобья — и вот, полное перевоплощение.

— Васков — сердитый Полкан, — рассуждает Петр Федоров. Непростой человек и, как сказали бы сейчас, закомплексованный, с несчастной судьбой. Четыре класса образования, жена, сбежавшая с полковым ветеринаром, ранящее самолюбие назначение — сторожить пустой пакгауз в тылу. В общем, не самый лучший эпиграф. В фильме Ростоцкого старшина испытывал к девушкам вполне отеческие чувства. Но в книге Васильева представлена более сложная психологическая мизансцена, которую мы аккуратно постараемся перенести в наш фильм. Для меня совершенно очевидно, что он их всех полюбил за эти несколько дней. И их смерть — это и его смерть тоже. Он вынужден жить дальше, хотя так и остался навсегда в этих лесах.

Все три месяца съемок актеры старательно избавлялись от современных ноток в голосе и переходили на более медленный ритм речи. Учились крякать, стрелять, перемещаться по-пластунски, наматывать портянки...

«А зори здесь тихие…», как и 70 лет назад

— В юбках невозможно воевать! — Анастасия Микульчина (Рита Осянина) выражает общее женское мнение. — От постоянного перемещения ползком у нас синяки во всю ногу и странно, что вместо коленок не выросли пятки. От чулок постоянно чешется кожа. Единственное, что хорошо, — кирзовые сапоги. Действительно, незаменимая обувь.

— Все ответы на наши вопросы мы ищем в книге, — подчеркивает Петр Федоров. — Конечно, стать такими, как наши деды, не получится. Слишком много прошло времени. Мы изменились даже физиогномически. Но это всё второй вопрос. Главное — постараться быть органичными. И не врать. Ведь люди тогда, как и мы сейчас, страдали, любили, хотели жить.

Перед съемками многие из группы решили не пересматривать легендарную картину Ростоцкого — чтобы авторитет первого фильма не сковывал воображения.

— Да пусть зовут хоть ремейком, хоть как — уж лучше снять еще один фильм по прекрасной книжке, чем очередные «разбитые фонари» или «мыльные оперы», — уверена Анастасия Микульчина. — Конечно, страшно, но лучше рискнуть, а потом пожалеть о сделанном, чем не делать ничего. И даже если получится не всё, как мы хотели, всё равно это будет не зря. 

Отвечая на вопрос: «Изменила ли вас сыгранная роль?», Агния Кузнецова вдруг признается: «Неожиданно стала уединяться и уходить с книжкой».

«А зори здесь тихие…», как и 70 лет назад

«Нас, актрис первого фильма, приглашали сыграть матерей героинь»

«Известия» расспросили актрис из фильма «А зори здесь тихие...» Станислава Ростоцкого о том, что они думают о попытке новой экранизации.

Заслуженная артистка России Елена Драпеко (Лиза Бричкина):

— Желаю Ренату Давлетьярову и всей съемочной группе удачи. Произведение замечательное. Помимо фильма Ростоцкого по книге есть много театральных постановок и даже опера. Вы представьте, сколько раз ставили «Гамлета», пьесы Островского и каждый раз это были не только другие актеры, но и другие смыслы. Сейчас все как-то подзабыли, что был потрясающий спектакль «А зори здесь тихие...» Юрия Любимова в Театре на Таганке, как и фильм Ростоцкого, награжденный Госпремией, но с совершенно другой трактовкой.

Кто знает, может быть Ренату Давлетьярову удастся найти такое, что мы раньше не додумали, рассказать эту историю с позиции нового времени, с использованием современных технологий. Комментировать сейчас какие-то актерские решения или иные детали я не вижу смысла. У режиссера такое видение. Будем оценивать результат. Не получится — ничего страшного, положение старого фильма это никак не поколеблет. А если всё сложится — будет у нас одним прекрасным фильмом больше.

Народная артистка России Ольга Остроумова (Женя Комелькова):

— У меня постоянно спрашивают, что я думаю об этом экранизации, и это для меня загадка. Почему у меня должно быть какое-то мнение об этом? Какое мое дело — я снялась в этой роли 40 лет назад. Жизнь не стоит на месте. Хотят сделать современную экранизацию — пусть делают. Лучше будет, чем наш фильм, или хуже — посмотрим.

Заслуженная артистка Украины Ирина Шевчук (Рита Осянина):

— Ничего не могу сказать конкретного, потому что никаких деталей не знаю. Экранизация еще не состоялась. Был такой остроумный рекламный ход — нас, актрис первого фильма, приглашали сыграть матерей героинь во второй экранизации (в этой или, возможно, предыдущей попытке). Однако, как я понимаю, все девочки, как и я, отказались. И, честно скажу, чтобы там ни было, мне это не очень интересно. Никакой ревности по поводу нового фильма я не испытываю. Наш фильм помнят, любят и, уверена, будут смотреть и дальше. В то же время, честно признаюсь, я ко всем ремейкам, переосмыслениям, продолжениям советской классики отношусь отрицательно. Потому что ремейков, которые были бы лучше оригиналов, я лично не видела. 

«А зори здесь тихие…», как и 70 лет назад

Комментарии
Прямой эфир