Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Беспилотник ВСУ врезался в многоквартирный дом в Белгороде
Армия
Российские дроны «Джокер» заставили сдаться в плен роту ВСУ
Мир
В Японии предрекли исчезновение Украине в случае продолжения борьбы с РФ
Спорт
Вратарь Федотов стал игроком клуба НХЛ «Филадельфия Флайерз»
Общество
Выжившая при теракте в «Крокусе» рассказала, как покидала зал с пулевым ранением
Здоровье
Врач предупредил о повышенной вероятности ДТП при глухоте
Общество
В Московском зоопарке назвали сроки отъезда панды Катюши в Китай
Мир
В МИД РФ указали на безразличие Запада к реальным потребностям Армении
Мир
СМИ сообщили о задержке летных испытаний американской МБР Sentinel
Мир
Более половины жителей Франции считают страну неготовой к проведению Олимпиады
Мир
В раде сообщили о назначении экс-секретаря СНБО Данилова послом в Молдавии
Мир
Военный эксперт оценил слова главкома ВСУ о новом контрнаступлении
Мир
Минобороны Литвы сообщило о планах размещения Нидерландами в стране ЗРК Patriot
Общество
Шакро Молодой вышел на свободу
Общество
Одного из террористов из «Крокуса» привезли на следственные действия
Общество
Спасавшего людей в «Крокусе» Ислама Халилова наградили медалью мусульман РФ

Минобороны ставит на вооружение новую систему поиска упавших ракет

Комплекс, созданный в ГКНПЦ имени Хруничева, позволит обнаруживать падающие части «Ангары» в режиме реального времени
0
Минобороны ставит на вооружение новую систему поиска упавших ракет
Фото: mil.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Минобороны в этом году начнет эксплуатацию новейшего комплекса обнаружения падающих на землю фрагментов ракет. Комплекс был создан в ГКНПЦ имени Хруничева для обслуживания районов падения частей ракеты-носителя «Ангара». По словам источника «Известий» в штабе Войск воздушно-космической обороны, рассматривается возможность использования нового комплекса на камчатском ракетном полигоне Кура при испытаниях и учебных пусках баллистических ракет.

Комплекс создавался затем, чтобы обнаруживать упавшие фрагменты ракет в режиме реального времени. Выделенные под поля падения районы в Республике Коми и Томской области (см. рисунок) — это в основном леса, причем в Коми район падения на 40 км углубляется в национальный парк «Югыд ва». Падающий на землю раскаленный двигатель первой ступени с остатками высокооктанового керосина с большой вероятностью может привести к лесному пожару, поэтому перед разработчиками ставилась задача обнаруживать обломки «Ангары» сразу после их приземления, чтобы немедленно дать целеуказания службам оперативного реагирования.

— Задачу решили за счет объединения двух оригинальных систем, — рассказал «Известиям» один из разработчиков комплекса. — Первая — это система инфразвуковой локации, а вторая — беспилотного авиационного комплекса. В районе падения устанавливаются станции, каждая из которых состоит из трех модулей с инфразвуковыми микрофонами. Расстояние между модулями — 3–4 км. Аккумуляторы позволят модулям работать без обслуживания до трех лет — для их сохранности мы их замаскировали, внешне они выглядят как пни, с 20 м не отличишь от настоящего.

Падающие части ракет летят на землю со сверхзвуковой скоростью, и образуемая звуковая волна распространяется на значительные расстояния. Станция сможет улавливать эти волны и определять место падения фрагмента по разнице во времени, с которой звуковая волна регистрируется модулями. Работая автономно, модули одной станции связываются между собой по радиоканалу, определяют траекторию и место падения фрагмента, после чего один из модулей станции передает информацию на беспилотный аппарат «Орлан». Для наибольшей точности определения координат упавших частей ракеты в районах падения планируется установить от трех до пяти станций, расстояние между ними будет порядка 80–100 км.

— Такая система позволяет одновременно отслеживать до 100 фрагментов, хотя обычно нужно «поймать» четыре-пять, — поясняет разработчик. — Координаты передаются на борт беспилотника, который их транслирует в пункт управления. По команде из пункта управления беспилотник начинает облет мест, куда упали части «Ангары». Оттуда аппарат транслирует картинку, которую военные планируют в режиме реального времени передавать в аварийные службы.

По словам источника «Известий» в руководстве Центра Хруничева, упавшие ступени «Ангары» не будут собирать сразу после пуска, поскольку районы падения это труднодоступная местность: вывоз упавших частей будет организован в зимнее время.  

Запускать и обслуживать беспилотники станут специально разработанные автономные полевые станции обеспечения (АПСО): это мобильные базы обслуживания районов падения, выполненные на шасси «КамАЗов» высокой проходимости. В составе каждой АПСО будет по два гусеничных плавающих снегоболотохода. Они могут понадобиться для эвакуации людей перед стартом. АПСО станут прибывать к району падения заблаговременно, чтобы беспилотники совершили облет районов падения перед стартом для поиска людей, которые могут оказаться в зоне вероятного падения ступени.

— Районы падения огромные, их невозможно оцепить, — поясняет разработчик комплекса. — Поэтому перед стартом людей там будет искать беспилотник. Искать будет по теплу: люди обычно жгут костер либо у них генератор дизельный работает. Обнаружив источник тепла, аппарат к нему приблизится и покажет картинку оператору. Если подтвердится нахождение людей в районе падения, за ними выйдет либо патрульная машина из состава АПСО, либо снегоболотоход. Собранных таким образом людей станут временно размещать рядом с АПСО в специальном отапливаемом надувном модуле, который оборудован всем необходимым для жизни и отдыха.

По словам разработчика, подробно алгоритм работы системы обслуживания районов падения и их взаимодействия со службами реагирования будет описан в соглашении, которое Минобороны планирует заключить с администрациями Республики Коми и Томской области в ближайшие недели. Первый старт носителя «Ангара» тяжелого класса запланирован на декабрь этого года. «Ангара» легкого класса была успешно испытана 9 июля 2014 года: спустя 21 минуту после старта с Плесецка неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки со второй ступенью легкой «Ангары» попал в заданный район камчатского полигона Кура. Его приземление отслеживалось новой системой обнаружения, также успешно прошедшей данный цикл испытаний.

По информации от источника в руководстве «Хруничева», стоимость создания всего комплекса эксплуатации районов падения частей «Ангары» не превысила 160 млн рублей.


Комментарии
Прямой эфир