В столице появились «машины-ревизоры»

По Москве стали ездить «машины-ревизоры», помогающие мониторить состояние земельных участков и домов, сообщил «Известиям» заместитель руководителя департамента городского имущества Максим Гаман. Автомобили работают по аналогии с техникой, которую используют «Яндекс» и Google для съемки панорам. Полученные данные после обработки попадают в «Электронный атлас Москвы», где сопоставляются с информацией о целевом назначении участка или технической характеристикой здания. Если фактическая «картинка» не совпадает с данными из документов, то система дает сигнал о том, что на этом участке возможны нарушения. Эксперты считают, что подобную систему стоит использовать также и для мониторинга зеленых насаждений.
Как пояснили в департаменте информационных технологий, который является заказчиком мониторинга, несколько машин должны объезжать город минимум дважды в год. На крыше каждого автомобиля установлены девять камер, также там есть GPS-приемник, с помощью которого выполняется геодезическая привязка к конкретному участку, и лазерный сканер — для точного измерения расстояний. В аналогичных панорамных съемках от «Яндекса» и Google возможности посмотреть точный размер участка или здания нет.
— После обработки данные загружаются в «Электронный атлас Москвы», где становятся доступны разным департаментам, службам, а также всем москвичам. Также разработан функционал, позволяющий сравнить съемки разных периодов — так называемая машина времени. Этот функционал позволяет моментально заметить, если, скажем, на пустыре начали строить дом или, напротив, начали сносить какое-то здание, — пояснили в департаменте информационных технологий.
Гаман отметил, что несоответствие между старыми и новыми снимками является достаточным основанием «более детально посмотреть документы участка или дома». Отличие «машины-ревизора» от аналогов «Яндекс» или Google, по его словам, в том, что она использует «более подробную информацию и чаще обновляется».
— Кроме того, у нас происходит мониторинг в ручном режиме — мы реагируем на каждый сигнал, поступающий как непосредственно от людей, так и через городские информационные порталы. Надо сказать, в большинстве случаев эти тревожные сигналы подтверждаются, — сказал Гаман.
Руководитель муниципального образования «Арбат» Евгений Бабенко считает, что «ревизор-мобиль» будет очень полезен, если станет ездить в ежедневном режиме или хотя бы раз в неделю.
— Мансарду могут построить за трое суток, а чтобы снести ее, потребуется намного больше времени, потому что требуется экспертиза, решение суда и т.п. Поэтому нарушителей надо ловить в процессе, — говорит он. — Хорошо, если бы также мониторили зеленые насаждения, потому что их нередко вырубают для строительства, а местные жители не могут уследить за каждым деревом. Кроме того, автомобиль поможет вовремя среагировать, если какой-то дом сносят.
В то же время руководитель «Моспроекта-5», экс-глава НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко считает, что случаи самовольного строительства в столице стали очень редки.
— Совсем без разрешительных бумаг никто строить или сносить не будет: это фактически финансовое самоубийство, девелопер просто не расплатится. Всегда есть или не до конца согласованное разрешение, или еще какой-то документ, подтверждающий право на стройку, — говорит эксперт. — Кроме того, эти машины обслуживает, мне кажется, больше людей, чем требуется для ручного мониторинга, соответственно, встает вопрос о целесообразности затрат на эксплуатацию «машины-ревизора».