Новости, деловые новости - Известия
Среда,
29 июня
2016 года

Школьники будут изучать «Домострой» и речь Сталина

Минкультуры составит список 100 главных источников российской истории

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Давашкин

К 2015 году Министерство культуры РФ подготовит и опубликует полнотекстовые версии 100 главных документов (источников) российской истории. Они будут рекомендованы для изучения в старших классах школы и вузах. Об этом «Известиям» рассказал директор департамента управления делами Министерства культуры Михаил Ипатов.

По его словам, проект «будет способствовать сокращению числа спекулятивных исторических построений, основанных на мнениях и суждениях и искажающих прошлое нашей страны».

— Проект «Сто главных источников российской истории» нацелен на то, чтобы определить и представить базовые исторические источники, которые конструируют отечественную историю и определяют самоидентификацию современного социума. Все эти источники являются памятниками не только истории, но всей отечественной культуры, — подчеркнул Михаил Ипатов.

По словам представителя Минкультуры, эти материалы могут использоваться для практических занятий и самостоятельной подготовки учащихся. Кроме того, изучение систематизированных полнотекстовых источников, безусловно, повысит профессиональный уровень учителей и преподавателей вузов.

Известно, что в число 100 главных источников российской истории, по версии Минкультуры, среди прочих войдут такие документы, как речь Сталина 3 июля 1941 года, «Судебник» Ивана IV, «Домострой», Соборное уложение 1649 года, Грамота Пожарского о созыве Земского собора, пакт Молотова–Риббентропа, Русско-византийский договор 911 года и Хельсинкский акт 1975 года. 

Все источники разместят на специальном сайте. К каждому документу будут прилагаться научные комментарии, библиографические данные и тестовые задания. После опубликования «Сто источников российской истории» будут открыты к расширению за счет привлечения новых архивных документов и материалов.

В министерстве объясняют инициативу по составлению списка источников тем, что в последнее время школьники и студенты редко знакомятся с полнотекстовыми документами, а «хрестоматийное» знание, основанное на выдержках, отрывках и фрагментах из источников, не является полным и не отражает всего многообразия исторической реальности.

«Известия» попросили оценить инициативу Министерства культуры специалистов в сфере истории и образования. 

Кандидат исторических наук, профессор, ведущий телепередачи «Умники и умницы» Юрий Вяземский считает, что школьникам будет полезно изучить полные версии исторических документов.

— «Домострой» — это все-таки основа русской культуры. Там есть очень много мудрых положений — человеку предписывается вести себя скромно, уважать родителей и жить по христианским заповедям, — сказал историк.

Вопрос, не будут ли школьники перегружены неактуальной информацией, заставил профессора улыбнуться. 

— За молодежь вы не волнуйтесь, то, что им не нужно, они отбросят. Главное, чтобы они просто ознакомились, — уверен в подрастающем поколении Юрий Вяземский.

Директор московского центра образования «Царицыно» № 548, народный учитель России Ефим Рачевский подчеркнул, что изучение 100 источников — не догма для школ.

— В российской школе все обязаны изучать только то, что заложено государственными образовательными стандартами, — сказал Ефим Рачевский.

Вместе с тем, по мнению педагога, инициатива Минкультуры полезна даже в том случае, если речь идет об одиозных личностях.

— Никто не хочет встречаться с гремучей змеей, но биологу интересно, как она устроена. Так и здесь — нормальный человек не может любить Сталина, но интересно, с какой речью этот мерзавец когда-то выступал, — заметил народный учитель.

Историк, профессор Института журналистики и литературного творчества Константин Ковалев-Случевский считает, что проект при всей его полезности не решит проблем исторического образования, поскольку историк в любом случае опирается на определенную точку зрения.

— Эти 100 документов, конечно, нужно изучать, но вопрос в том, кто будет их интерпретировать и популяризировать, — полагает ученый. —  В 1970-е годы я работал на археологических раскопках в Крыму. В районе Судака мы нашли огромное количество ценных византийских предметов XI–XII века. По такому случаю из Киева приехала комиссия и чиновник записал у себя: «Найдено большое количество древнеукраинских артефактов». Так что создать историю можно на базе чего угодно.

Известия // среда, 8 октября 2014 года

Школьники будут изучать «Домострой» и речь Сталина

Школьники будут изучать «Домострой» и речь СталинаМинкультуры составит список 100 главных источников российской истории

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



Новости сюжета «Школы»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке