Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

В Москве выйдет книга о «крымской весне»

Основой издания стали свидетельства непосредственных участников исторических событий
0
В Москве выйдет книга о «крымской весне»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В ближайшие дни выйдет в свет книга «Крым: история возвращения», рассказывающая о том, как состоялось историческое воссоединение полуострова и России. Авторы книги — директор Фонда исследования проблем демократии, член Общественной палаты РФ Максим Григорьев и член Совета Федерации Ольга Ковитиди — уверены, что эта книга важна и актуальна, так как несет в себе живой отпечаток исторически важного для России времени.

Книга построена на диалогах с непосредственными участниками событий — Сергеем Аксеновым, Владимиром Константиновым, Сергеем Цековым и многими другими. Кроме того, в ней собраны официальные документы органов власти, заявления политических организаций и деятелей, газетные публикации того периода, а также уникальные фотографии с мест событий.

Максим Григорьев рассказал «Известиям», что его герои являются фактически соавторами книги. По его словам, некоторые записи он начал делать еще во время «крымской весны», а теперь пришло время оформить их в отдельную книгу, тем самым зафиксировав события новейшей истории России.

— Дело в том, что мне приходилось и до, и во время референдума находиться в Крыму. Я много беседовал с людьми, проводил встречи с крымскими политиками и видел события своими глазами. А когда у Ольги Ковитиди возникла идея написать совместную книгу, то я сразу преступил к этой работе, — рассказал Максим Григорьев.

По мнению автора, очень важно по горячим следам восстановить полную картину. И не менее важно восстановить ее не только на основе личных впечатлений, но и на основе воспоминаний участников тех событий.

— Книга уникальна тем, что построена не на домыслах и рассуждениях, а на диалогах с непосредственными инициаторами и участниками «крымской весны». Я не могу сказать, что там представлены абсолютно все действующие лица, но ключевые фигуры исторических событий там, безусловно, присутствуют, — пояснил Григорьев.

В книге «Крым: история возвращения» будет представлен взгляд не только крымчан, но и российских политиков.

— И депутаты Госдумы, и сенаторы внесли немалый вклад в защиту интересов Крыма. Так, совместно с думской делегацией Крым посещал советник председателя ГД Сергея Нарышкина Михаил Кротов, его воспоминания также представлены в этой книге. Есть там и воспоминания сенаторов Игоря Морозова и Сергея Мамедова, участвовавших совместно с Валентиной Матвиенко в первой встрече с крымской делегацией в Совфеде, — отметил Максим Григорьев.

В книге также представлены уникальные документы — обращения лидера партии «Русское единство» Сергея Аксенова, заявления и постановления президиума Верховного совета, обращения патриотических организаций Крыма, обращение председателя меджлиса Рефата Чубарова и выступление на евромайдане Мустафы Джемилева и многие другие материалы, которые доподлинно передают картину «крымской весны».

Одним из важных моментов, затронутых в книге, стал вопрос межнациональных отношений. Во время «крымской весны» внешние силы предпринимали попытку расколоть Крым путем разжигания межнациональной ненависти — они использовали радикальную часть меджлиса во главе с Джемилевым и Чубаровым. В книге довольно подробно описан механизм того, как с помощью национального фактора можно дестабилизировать ситуацию. Но попытка переворота оказалась неудачной.

— Крымские татары не пошли на эту провокацию, организованную радикалами. По плану тех, кто получил власть путем бандеровского переворота в Киеве, в Крыму должен был произойти аналогичный киевскому мятеж. Это один из важных уроков, который мы извлекли из произошедшего, — подчеркнул Максим Григорьев.

По словам автора книги, Крым никогда не был частью Украины — ни психологически, ни с точки зрения самоидентификации. Крымчане воспринимали себя всегда частью русского мира, а не частью киевской власти, которая относилась к ним пренебрежительно. В течение 23 лет Крым был изгоем. Но если раньше киевские власти только перекачивали деньги и строили себе на побережье особняки, то с началом государственного переворота в декабре 2013 года ситуация начала резко меняться — с Крымом хотели разобраться как с оплотом российского духа на Украине.

Евромайдан с самого начала был явлением не только антирусским, но и антикрымским. Майдановская власть обещала разобраться с крымчанами, которые, по ее мнению, были предателями. Им грозили карательными отрядами, эшелонами с боевиками «Правого сектора», которые должны были научить Крым любви к новым украинским героям — Степану Бандере, Роману Шухевичу, Павлу Шандруку и другим. И выход из состава Украины стал для Крыма единственным возможным решением, способным защитить от надвигающейся опасности.

Тем более, об этом говорят герои книги, крымчане воспринимали киевскую власть как незаконную, укрепившуюся путем государственного переворота. Об этом в дальнейшем заявит Крымский парламент: «Оголтелые бандформирования, сметающие конституционный порядок на своем пути, устами национал-радикалов и Тягнибока объявили наступление на восток Украины. Под угрозой мир и стабильность в Крыму».

Годы нахождения полуострова во внутриукраинской изоляции сформировали особенную идентичность у крымчан. Максим Григорьев рассказывает, что в Крыму он заметил несколько самоидентификаций: самая доминирующая — это принадлежность к русскому миру, но существует и вторая, чисто крымская. И уже только потом идут национальности — русские, украинцы, татары, греки, немцы, болгары и другие.

Необходимо отметить, что в вопросе вхождения в состав России был еще один важный документ, о котором стараются не вспоминать. В 1991 году в Республике Крым прошел референдум, на котором абсолютное большинство жителей высказалось за то, что Крым является отдельным субъектом Союзного договора. Иными словами, крымчане проголосовали за то, чтобы не быть в составе Украины. Тогда это решение было проигнорировано Украиной, которая незаконно включила полуостров в свой состав.

Таким образом, опираясь на результат референдума 1991 года, Верховный совет Крыма принимает решение о провозглашении независимости. А уже потом был проведен референдум по вопросу вступления в состав Российской Федерации. Все эти детали забывают западные политики, бросаясь словами «аннексия» и «нелегитимный захват». Зато об этом хорошо помнят герои новой книги.

Самое, пожалуй, интересное, что эта книга содержит два взгляда — один со стороны, из России, который представляет Максим Григорьев, второй — участника этих событий, сенатора Ольги Ковитиди, которая в тот момент была заместителем председателя народного правительства Сергея Аксенова, курировала силовой блок и вела переговоры с воинскими частями.

— Время скоротечно, и эти события уже всё больше становятся историей. Было бы правильно услышать именно тех людей, которые пережили грозные времена, небывалый патриотический подъем и одержали победу. И если кто-то не попал в эту книгу, то это случилось по ряду объективных причин, а не из-за нашего нежелания, — заявила «Известиям» Ольга Ковитиди.

Сенатор напомнила, что крымчане с самого начала следили за событиями в Киеве и очень болезненно реагировали на то, что случилось с бойцами «Беркута», и как трусливо повела себя власть, не защитив собственный народ от уличного фашизма. Угроза нависла и над Крымом.

— У меня четверо детей, и я регулярно получала SMS-сообщения о том, что «голову старшего сына ты найдешь в Перекопе, а младшего — в Балаклаве». И это были не пустые слова, тому подтверждение — террор, который мы видим на юго-востоке. То же самое они бы организовали и в Крыму, если бы их не остановили вовремя народ Крыма, «вежливые люди» и прежде всего наш президент Владимир Путин. Нет никаких сомнений, что если бы за нашей спиной не стояла Россия, то нас просто разорвали бы, и Крым бы омывало не Черное море, а алая кровь, — подчеркнула Ольга Ковитиди.

Сенатор рассказала «Известиям», что во время столкновений между пророссийскими активистами и радикалами меджлиса и «Правого сектора», она прорывалась с «афганцами» в Верховный совет и поняла, какой хаос готовит Киев.

— 26 февраля меня сопровождало 300 «афганцев», и, чтобы зайти в Верховный совет Крыма, нам пришлось прорываться через толпу боевиков меджлиса и «Правого сектора» — это было действительно страшно. Мы увидели оскал того, что ожидало Крым, не окажись рядом твердого плеча «вежливого человека». И то судьбоносное решение о вхождение в состав России просто спасло Крым — здесь нужно отдать долг мужеству Сергея Аксенова и Владимира Константинова, проявивших волю и выведших Крым из-под удара, который готовил Киев, — подчеркнула член Совфеда Ольга Ковитиди.

Соавтор книги Максим Григорьев сообщил, что издание будет презентовано всем депутатам и сенаторам в память о важном событии в истории государства.

Комментарии
Прямой эфир