В Уголовный кодекс хотят включить пункт о военных пособниках

Депутат нижней палаты парламента Михаил Дегтярев готовит проект закона о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ. Поправка направлена на расширение действующей ст. 359 УК РФ «Наемничество» до «Наемничество и военное пособничество», и интеграции в нее понятия «военные пособники», которые сражаются за рубежами России по идейным соображениям, поддерживая деструктивные идеи, представляющие угрозу человечеству и общечеловеческим ценностям.
В настоящий момент редакция статьи «Наемничество» позволяет привлекать только лиц, участвующих в иностранных военных конфликтах с целью получения материальной выгоды. При этом, как отмечают эксперты в области уголовного права, привлечь лицо по этой статье крайне проблематично — даже если имеются доказательства участия лица в вооруженном конфликте, крайне редко следствие может получить доказательства материальной заинтересованности наемника.
На прошлой неделе в России было возбуждено первое уголовное дело по ст. 359 п. 3 в отношении российского бойца украинского батальона «Азов» Романа Железнова. Железнов известен как человек, придерживающийся крайне националистических взглядов.
На сегодня российские радикалы были замечены не только в составе украинских батальонов, часть которых подозревается в преступной деятельности, в том числе и международными правозащитными организациями, но и в рядах бойцов террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ).
— Сейчас мы имеем дело с массой случаев идейного наемничества или военного пособничества неонацистам на Украине. По нынешнему законодательству, этих людей невозможно привлечь к ответственности, тогда как, помимо плохого примера и втягивания родных и знакомых, они еще и совершают различные противоправные действия вплоть до убийств и пыток, — рассказал Дегтярев.
В примечании о военных пособниках предлагается отметить, что ими будут считаться лица, сражающиеся из идейных соображений и представляющие деструктивные силы, несущие угрозу человечеству и общечеловеческим ценностям.
Юрист и федеральный судья в отставке Сергей Пашин подтвердил «Известиям», что в отношении лиц, сражавшихся за рубежом по идейным соображениям без наличия доказательств материальной выгоды, невозможно возбудить уголовное дело по статье «Наемничество».
— Если человек был идейным наемником и при этом не получал денег, то статья о наемничестве на него не будет распространяться, — рассказал он. — Но тогда в каких-то случаях в отношении гражданина могут применить ст. 208 о незаконных вооруженных формированиях или участии в них.
Пункт 2 ст. 208 УК РФ гласит, что под него могут попасть лица за «участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам РФ». По данной трактовке к ответственности можно привлечь российских участников террористической организации ИГИЛ, однако российских радикалов из украинских батальонов привлечь по данной статье нельзя, так как эти батальоны являются официальными формированиями МВД и минобороны Украины.
Член комитета Госдумы по обороне Владимир Бессонов, как и его коллега Дегтярев, также считает, что у государства должен быть механизм для воздействия на лиц, сражающихся за рубежом, исходя из своей деструктивной идеологии.
— Такой рычаг, безусловно, нужен, и прежде существовали меры по воздействию на таких людей. В период Великой Отечественной войны такие люди вообще признавались военными преступниками. Однако в ситуации с Украиной и странами бывшего СНГ, в принципе, при введении таких мер надо быть аккуратными, — считает законодатель.
В начале октября Михаил Дегтярев направил обращение на имя главы Следственного комитета России Александра Бастрыкина с просьбой проверить причастность днепропетровского губернатора Игоря Коломойского, главы «Правого сектора» Дмитрия Яроша и других украинских деятелей к вербовке российских граждан и организации военных лагерей на Украине для россиян.