Benetton увеличит на треть число российских магазинов
Как выяснили «Известия», итальянский ритейлер Benetton Group намерен расширяться в России и в течение 3 лет открыть 40 новых магазинов. Об этом «Известиям» сообщил гендиректор Benetton Group Марко Айрольди. Это первый европейский ритейлер, который после введения антироссийских санкций заявил не о сокращении своего присутствия в России, а, напротив, о масштабных инвестициях. По мнению экспертов, на запланированное расширение сети Benetton понадобится не менее 600 млн рублей.
— Мы планируем открыть 40 магазинов в России в течение 3 лет. Большая их часть будет сосредоточена в крупных торговых центрах в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах, — сказал Аирольди. — Benetton работает в России уже 20 лет. И здесь наша марка представлена значительно шире, чем на других европейских рынках. Обычно мы работаем по двум схемам: первая — когда компания самостоятельно руководит сбытовой сетью, вторая — работа ведется в сотрудничестве с местными партнерами, которые приобретают наши товары и сами их реализуют. В России мы планируем сохранить и развивать обе эти формы.
В компании признают, что в российской рознице сейчас не самое благоприятное время.
— Конечно, падение рубля нас [как импортеров] не устраивает. Мы прекрасно осознаем также и сложное положение российского рынка. Но в отличие от других торговых марок мы не собираемся рассматривать местный рынок в краткосрочной перспективе. А в долгосрочной — мы уверены, что Россия возобновит рост, и поэтому свою деятельность строим исходя из этих прогнозов. Мы видим здесь большой потенциал, — объясняет Аирольди.
Сегодня у Benetton 108 магазинов по всей России (всего в мире порядка 6 тыс.). Таким образом, итальянский ритейлер намерен увеличить свое присутствие на российском рынке более чем на треть. По последним доступным данным в базе СПАРК, выручка ООО «Бенеттон Руссия» (зарегистрировано в 2003 году, на 100% принадлежит итальянской компании Bencom S.r.l) в 2012 году сократилась на 6% до 3,3 млрд рублей, чистая прибыль упала почти втрое до 90,8 млн рублей.
Выручка всего Benetton Group (создан в Италии в 1965 году семьей Бенеттон) по итогам 2013 года снизилась на 10%, до €1,6 млрд, а чистый финансовый результат не раскрывался — по данным итальянских СМИ, компания зафиксировала второй годовой убыток в своей истории: сообщалось, что операционные убытки составили €64 млн. Марко Айрольди назначен главным исполнительным директором (CEO) Benetton в рамках глобальной реструктуризации, которую группа наметила на 2014–2015 годы.
В последнее время иностранные производители одежды заявляли либо о сокращении своего бизнеса в России, либо о его полном закрытии здесь. В сентябре немецкая компания-производитель одежды Gerry Weber заявила, что собирается полностью пересмотреть работу со своими партнерами в России — компания может расторгнуть договоры франшизы на одноименные магазины. Ранее гендиректор финской компании Stockmann Ханну Пенттиля заявил о намерении закрыть 20 магазинов одежды Seppala в России в 2014 году. В качестве причины было названо ослабление рубля. В сентябре стало известно о закрытии магазинов Esprit, OVS, River Island в России, которыми управляет компания «Маратекс», на 71% принадлежащая польской группе EM&F. Бизнес ритейлера также пострадал от валютных скачков, ведь рублевая выручка обесценивается автоматически при переводе в валюту поставщика. С начала года польский злотый подорожал по отношению к рублю на 13%, до 12 рублей за 1 злотый, доллар окреп к рублю на 22%, евро — на 14%.
Эксперты считают, что продолжение экспансии крупных игроков на падающем рынке вполне объяснимо.
— Конечно, спад в экономике оказывает серьезное давление на различные сегменты потребительского рынка и вынуждает многих игроков корректировать программу развития. Тем не менее фундаментально российский рынок ненасыщенный, особенно если говорить о секторе непродовольственных товаров. Здесь есть значительный потенциал для роста, который и привлекает крупных игроков, — объясняет аналитик ИК «Финам» Максима Клягин. — То же самое было и в 2009 году, когда многие ушли, но некоторые игроки продолжали инвестировать. Для сильных игроков нынешний период, напротив, очень удачный период для расширения своей доли рынка и укрепления своих позиций в России.
По его мнению, итальянцам потребуется не менее 500–600 млн рублей, чтобы реализовать свои планы.
— Если речь пойдет о магазинах меньшей площади, чем у Benetton сейчас, — до 150–200 кв. м, то затраты могут оказаться и меньше, порядка 300 млн рублей, — отметил Клягин.
Эффект от инвестиций будет заметен быстрее, если провести ревизию уже имеющихся точек, считает Андрей Горб, руководитель отдела развития брендов Karen Millen и Oasis (этими брендами в России управляет ООО «Центрпойнт»).
— Имеет смысл провести ревизию — закрыть какие-то магазины по мере открытия новых. Benetton присутствует во многих городах, причем некоторые его точки расположены вне торговых центров и вне цивилизованного современного ритейла. Так, у них есть «магазины предыдущего поколения», в основном принадлежащие партнерам. Не исключено, что итальянцы хотят закрыть именно эти точки и открыть новые, — рассуждает Андрей Горб. — При этом время для открытия новых магазинов довольно удачно — они могут сейчас добиваться хороших ставок у арендодателей и заходить в торговые центры на выгодных для себя условиях. Сейчас владельцы торговых центров охотно делают скидки, тем более если к ним приходит известный международный бренд.