«Есть люди, которые постоянно ищут повод протестовать»

14 октября президент Музея кино и научные сотрудники учреждения потребовали отставки нового директора Ларисы Солоницыной. Ранее они писали открытые письма, где указывали на авторитарные методы работы директора. Корреспондент «Известий» встретился с Ларисой Солоницыной.
— Почему возник конфликт между вами и сотрудниками Музея кино?
— С одной частью коллектива музея у меня нет никакого конфликта, и за последние два месяца мы очень много сделали. Другая часть находится в протестном настроении. Раньше они боролись за положение экс-директора, ныне президента музея Наума Ихильевича Клеймана, чтобы он не остался за бортом и у него было право голоса. В этом я их полностью поддерживаю. Но когда стало понятно, что договор с Клейманом заключен, планы с ним обсуждаются, и его зарплата сохранена в прежнем объеме, эти сотрудники начали выражать новое недовольство.
— Что их не устраивает?
— Например, правила внутреннего трудового распорядка — документ, который есть в каждом государственном учреждении. На его отсутствие нам указала проверка, проходившая в августе, но я бы и сама обязала людей присутствовать на рабочем месте в рабочее время. Очень сложно работать в коллективе, где каждый сотрудник живет по своему индивидуальному графику. Ты хочешь задать человеку вопрос, но его нет на месте и неизвестно, когда он появится.
— Сотрудники также недовольны увольнением заместителя директора по научно-просветительской работе Максима Павлова.
— Я глубоко убеждена в том, что сегодня это единственная причина конфликта. Сокращение его должности было лишь одной из мер оптимизации работы музея, и странно, что никто не вспоминает, как в августе была сокращена должность другого заместителя Наума Клеймана — по административной работе. Здесь, видимо, важна «роль личности в истории», а не должность.
Причина сокращений проста: с осени 2013 года штат Музея кино увеличился на 10 человек, то есть на треть. Это превысило утвержденную Минкультом норму штатного расписания, и я была обязана сократить штат до 30 единиц. При этом в штате 12 научных сотрудников, ученый секретарь и президент, в сферу деятельности которого тоже входят вопросы, связанные с научно-просветительской деятельностью.
— Есть ли у Музея кино перспектива наконец-то обрести собственное помещение?
— Эта история развивается очень активно — я провела несколько важных встреч, в том числе с департаментом имущества Министерства культуры. До конца 2014 года я скорее всего смогу назвать варианты переезда Музея кино.
На ближайшем этапе мы пойдем по пути, который предложил Наум Клейман в своей концепции развития музея: объединим синематеку и временные экспозиции, а фонды и постоянные экспозиции разместим в другом здании. Конечно, такой вариант не очень удобен, но до 2020–2025 года, когда завершится строительство нового помещения, музею нужно где-то активно работать.
— Есть еще мемориальный комплекс Эйзенштейна на Смоленской улице. Наум Клейман утверждает, что вы планируете сделать там мини-отель.
— Я ничего не слышала о мини-отеле в этом месте. В квартире на Смоленке, где собрано все творческое наследие Сергея Эйзенштейна, сейчас работает сам Наум Клейман, там находится его кабинет. К сожалению, на это помещение нет никаких документов, на балансе Музея оно не значится. Жаль, что Наум Ихильевич никак его не оформил, эту ситуацию нам тоже предстоит исправить. Площадь там, по-моему, около 30 кв. м — какой отель? К сожалению, за три месяца моей работы Наум Ихильевич ни разу не пригласил меня к себе.
— Вообще вся ситуация получилась не очень красивой. Вам не обидно?
— Энтузиазма поубавилось. Музей кино — это уникальное место с колоссальными перспективами. После того как я познакомилась с фондами, я поняла, какая замечательная и интересная жизнь может быть у этой организации. У меня есть хорошие помощники, но нельзя идти навстречу прекрасному будущему без опоры на людей, которые работают в музее много лет, без чьих знаний нам не обойтись. Я очень расстроена, что не все из них готовы сейчас со мной работать.
— Вы не думаете об уходе?
— Об уходе? (Долгая пауза.) На этом этапе, наверное, нет. Хотя, скажу вам честно, за кресло директора я не держусь. Я его никогда не просила и не добивалась. Директор музея — это большая, серьезная, очень ответственная работа, и я, вместо того чтобы полноценно выполнять свои обязанности, трачу свое время на выяснение отношений. Мой рабочий день длится 12 часов, я безумно устаю, и мне не очень приятно видеть людей, которые по 5 часов рабочего времени обсуждают, как бы меня «свергнуть».
Несколько человек мне говорили, что им неудобно со мной работать. Употреби они другое слово, я бы не вспомнила фразу Петра Наумовича Фоменко. Во время репетиции какой-то заслуженный актер отказался выполнять его требование и сказал, что ему «так неудобно». На что Петр Наумович парировал: «Удобно вам будет дома на диване, а в театре мы работаем».
Смена руководства никогда не бывает безболезненной. Я понимаю, что в коллективе должна быть комфортная обстановка, но работу нельзя приносить в жертву приятной атмосфере. Если люди постоянно ищут повод, чтобы протестовать и не работать в полную силу, у меня возникает сомнение, могут ли они вообще это делать?
— Наум Клейман считает, что его должность президента музея декоративная. Часто ли вы с ним советуетесь?
— Все творческие вопросы решаются при участии Наума Ихильевича — это подтвердят и сотрудники музея. В 2015 году у нас запланированы 4 самостоятельные выставки и 2 фестиваля — проекты, которые придуманы и согласованы с Клейманом.
Фестивали — дело для Музея кино новое. Первый — «Неизвестные фильмы о войне». Второй — «Русская литература на мировом экране. Сюжеты и трактовки». Кроме Москвы они пройду в нескольких регионах России. В обоих случаях программу составлял лично Наум Ихильевич.
Вообще, я не прислушалась к его мнению только один раз за три месяца, когда сокращала должность Максима Павлова.
— Вы по-прежнему работаете главным редактором газеты Союза кинематографистов России?
— Да, более того, недавно я устраивала юбилейные мероприятия в память об отце. В конце августа актеру Анатолию Солоницыну исполнилось бы 80 лет, и мы с Марианной Чугуновой проводили в Москве и Санкт-Петербурге юбилейные вечера, выставку и ретроспективу, которые прошли с большим успехом.