Новости, деловые новости - Известия
Вторник,
6 декабря
2016 года

Концерт 7 ноября посвящу памяти Людмилы Швецовой

Худрук фестиваля Ars Longa — о том, как организовать концертное дело в России

Фото: arslongafest.com

Международный музыкальный фестиваль Ars Longa («Искусство вечно») завершится выступлением Всероссийского юношеского оркестра России под руководством Юрия Башмета. В качестве солиста на концерте 7 ноября выступит пианист Иван Рудин, он же художественный руководитель фестиваля. С артистом встретился корреспондент «Известий».

— Фестиваль Ars Longa вы проводите в течение 14 лет. Освоили профессии продюсера и менеджера?

— Скорее просто совмещаю музыкальную деятельность с работой интенданта или артистического директора, как говорят на Западе. Учился, конечно, в процессе деятельности. Если вспомнить мои первые «фестивальные опусы», ничего, кроме улыбки и удивления, наверное, сейчас не возникнет. Куда только за эти 14 лет нас не заносило! Например, на первом фестивале совершенно не было денег, чтобы оплатить аренду зала Чайковского, где должно было состояться закрытие. Пытались просить денег даже у «авторитетных» людей. В результате буквально за неделю до концерта нам помогла одна крупная компания. 

В нашей стране умение организовать мероприятие связано не только со знанием дела, но и зависит от темперамента, целеустремленности, настойчивости — то есть человеческих качеств, которым невозможно научить. Думаю, что большинство успешных менеджеров в мире не имеют специального образования. Нужны грамотные современные люди, знающие основы этого дела. Но лидерами чаще становятся те, кто особо одарен. 

— Чему учитесь у своих зарубежных коллег?

— Поскольку часто выступаю на зарубежных фестивалях, подмечаю, что и как организовано. В отличие от музыкантов, которые приезжают только выступать — держат руки «в варежках» перед выходом на сцену, для них главное только сыграть, я всё время смотрю по сторонам. Приехал в гостиницу, а у меня в номере лежит расписание — обратил внимание, как оно составлено. Спустился вниз, ждет меня водитель на машине с символикой этого фестиваля — тоже запомнил. То есть обращаю внимание на мелочи, до которых музыкантам нет дела.

— Чем отличается концертная жизнь пианиста в Европе от концертной деятельности наших соотечественников?

— На Западе существуют «музыкальные общества»: люди вдохновляются какой-то идеей, объединяются, сами находят спонсора, и начинаются целые музыкальные серии; есть, например, такие, которым уже по 100–150 лет. В России концертная деятельность в основном протекает в системе филармоний, где всё централизовано. Это некий атавизм, хотя есть и очень эффективные организации — в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске. Чтобы изменить существующую систему, нужно приложить усилия, требуются большой административный ресурс и желание.

Не могу не сказать добрые слова в адрес Министерства культуры, которое в последние четыре года посчитало возможным поддерживать наш фестиваль, а также в адрес мэрии Москвы и Сергея Собянина. С его приходом в столице появилось совершенно новое отношение к культуре. Власти нашего города готовы слушать и слышать; они оказывают реальную поддержку. 

— Ваш отец — известный виолончелист Александр Рудин — влияет на ваши вкусы и пристрастия?

— У отца нас четверо: трое мальчиков и девочка. Но думаю, самым главным ребенком для него является его оркестр Musica Viva. Это его пятый, а может быть, и первый ребенок. Если посмотреть на репертуар оркестра, можно представить моего отца — настоящего музыканта, потрясающего знатока. Думаю, наши музыкальные вкусы не так сильно различаются, и в тех редких случаях, когда мы играем вместе, мыслим похоже. Другое дело, что отец вырос и стал личностью в Советском Союзе. Он представитель другого времени. У него сложные отношения с компьютером, нет айфона, нет автомобиля. А я с детства фанат «Формулы-1». 

— Двойной концерт Пуленка вы сыграете вместе с Ксенией Башмет — тоже дочкой знаменитого отца. Боретесь за лидерство?

— С Ксюшей мы вместе выросли, знаем друг друга с детства. На сцене мы одна команда: прекрасно находим общий язык и не соревнуемся, а скорее помогаем друг другу. Юрию Абрамовичу с нами очень просто.

— Ars Longa открылся концертом «Смерть и девушка. Памяти жертв Холокоста». Имеет ли посвящение закрытие фестиваля? 

— Концерт закрытия — это всегда «вещь в себе» и обычно не требует никакого дополнительного названия. Но в этом году так случилось, что буквально за несколько дней до концерта скончалась Людмила Ивановна Швецова. Познакомились мы с ней несколько лет назад. Это был очень добрый, внимательный и отзывчивый человек. Много времени она уделяла людям искусства, всегда выслушивала, старалась помочь, в частности, на XI фестивале она поддержала наш концерт памяти Николая Петрова.

Мы ожидали ее на закрытии фестиваля и вскоре должны были встретиться по поводу проведения XV Ars Longa. Не случилось... В свое время Людмила Ивановна помогла нашему фестивалю и каждый год присылала слова приветствия, приходила на концерты. Я очень благодарен ей, и для меня концерт 7 ноября будет посвящен ее памяти. 

— Что будет нового на XV международном фестивале Ars Longa?

— Более всего на следующем фестивале стремлюсь выйти с программой мастер-классов в регионы. Мне кажется, это важно — привозить выдающихся педагогов с мировыми именами в российские города, чтобы юные таланты не искали жизненные шансы, а «шансы» эти сами приезжали непосредственно к ним. Хотелось бы привезти несколько выдающихся музыкантов, редко посещающих наш город. Возможно, повторю приезд Миши Майского, концерт которого, данный впервые за много лет, вызвал огромный интерес у московской публики. 

Известия // пятница, 7 ноября 2014 года

Концерт 7 ноября посвящу памяти Людмилы Швецовой

Концерт 7 ноября посвящу памяти Людмилы ШвецовойХудрук фестиваля Ars Longa — о том, как организовать концертное дело в России

скопируйте этот текст к себе в блог:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке