Новости, деловые новости - Известия
Четверг,
29 сентября
2016 года

Опрос «Известий»

Новые правила предоставления субсидий субъектам Федерации вступят в силу с 1 января 2015 года. Согласно этим правилам, деньги, вовремя не истраченные региональными властями по назначению, будут возвращаться в казну государства. Как вы думаете, эти меры действительно помогут региональным властям грамотнее осваивать бюджетные средства?

Владимир Жарихин, заместитель директора Института стран СНГ, политолог
Нет. Это уже было в советское время, когда бюджетные деньги, выделяемые регионам, если не были потрачены, возвращались обратно. Это выливалось в то, что в конце года местные власти закупали все подряд, лишь бы истратить те средства, которые выделены. Поэтому мне кажется, что необходимо совмещение такой меры с мерами серьезного контроля разумности и эффективности бюджетных трат со стороны регионов — особенно в конце года. Иначе ситуация может вернуться к советским примерам. Мне кажется, нужно расширить требования к нашей Счетной палате, задачей которой как раз и является определение эффективности бюджетных трат. Информация, полученная оттуда, должна быть источником действий, в том числе и наших правоохранительных органов. Конечно, в том случае, если она покажет неэффективность бюджетных расходов.

Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем
Не уверен. К счастью или к сожалению, но умение осваивать деньги у нас развито до такой степени, что это решение принципиально ситуацию не изменит. Я бы сказал, что у принятого решения есть свои плюсы и свои минусы: повышается уровень дисциплины, хотя, конечно, это несколько уменьшает свободу регионов, но зато увеличивает прозрачность происходящего. И еще — эти правила побуждают регионы просто освоить деньги максимально быстро, ничего не оставлять, чтобы не отобрали, а ведь грамотность вложений зависит от умения это делать.
Эти меры будут побуждать регионы вкладывать именно в ту отрасль, на которую деньги выделены, а эффективность оставлять на авось. А мы должны их заставлять делать эффективные вложения, которые приносят максимальный результат. Мне кажется, главное, что нужно сделать, — это усилить контроль и ответ­ственность за эффективностью вложений. У государства два пути: путь кнута — это наказание за низкую эффективность и путь пряника — увеличение федеральной помощи тем, кто сумел правильно вложить предыдущие субсидии. Конечно, здесь есть свои подводные камни: получается, что чем больше у региона денег, тем больше ему и дают, а тем, у кого нет, так ничего и не достанется. Но на каком-то этапе это необходимо, чтобы региональные власти научились эффективно вкладывать деньги.

Андрей Бунич, президент Союза предпринимателей и арендаторов России
Не уверен, что это сыграет какую-то существенную роль, поскольку регионы тратят средств больше, чем им предполагается выделить из центра. Они активно занимают средства, берут кредиты. Поэтому во многих регионах сложилась критическая ситуация, и правительство по поручению президента страны приняло решение заместить долги регионов банкам прямыми кредитами Минфина, чтобы они не выплачивали хотя бы проценты.
Мне кажется, что проблема эта не соответствует реальности. Конечно, может быть, в каких-то регионах и есть такая проблема, но, думаю, что она скорее локальная. Регионам пора ограничивать заимствования, они не должны иметь права огульно наращивать свой долг, потому что потом он все равно сваливается на федеральный центр, а банки с удовольствием их кредитуют, потому что понимают, что за регионы все равно будет платить федеральный бюджет. И получается, что мы имеем огромное количество регионов-заемщиков, которые вынуждены занимать, потому что у них не сходятся бюджеты, и банки, которые легко дают средства, потому что субъекты Федерации — это хорошие заемщики и за ними стоит государство. И этот процесс уже надо приводить в порядок. Соответственно надо корректировать им бюджетные задания, чтобы освободить от некоторых расходов и одновременно ограничить заимствования, чтобы это не превратилось в снежный ком.

Владимир Климанов, заведующий кафедрой государственного регулирования экономики РАНХиГС, д.э.н.
Да. В общем-то это оправданно, потому что субсидии имеют целевую направленность и предназначены для софинансирования каких-то конкретных расходных обязательств регионов. Поэтому, если они на данные цели не потрачены, тратить их на что-то иное нельзя. При этом существуют особые процедуры, когда остатки на счетах в виде неиспользованных субсидий могут быть направлены на те же цели уже в новом году, но это тоже дополнительные усилия.
Другой вопрос, что многие субсидии поступают в региональные бюджеты с большим опозданием. Это вызвано в том числе и тем, что их распределение не было изначально обозначено в законе о федеральном бюджете, а осуществляется согласно специальному постановлению или распоряжению федерального правительства или даже приказу конкретного министерства. Часто бюрократические процедуры искусственно затягивают данный процесс. И когда деньги оказываются на счетах субъектов Федерации, региональные органы власти просто не успевают их потратить. Для снятия напряженности в этом вопросе было бы лучше, если бы распределение максимально возможного объема федеральных субсидий закреплялось в федеральном бюджете.
При разработке нового бюджетного законодательства (а сейчас Минфин России завершает подготовку новой редакции Бюджетного кодекса) было бы целесообразно проработать общий вопрос более «мягкого» перехода через конец финансового года всеми субъектами (и регионами, и государственными учреждениями, и хозяйствующими субъектами), чтобы избежать ненужного ажиотажа траты бюджетных средств в четвертом квартале. Это помогло бы избавиться от аритмичности исполнения бюджета и в конечном итоге привело бы к повышению эффективности использования бюджетных средств.

Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности
Да. Новые правила предоставления субсидий должны привести к повышению ответственности субъектов Федерации за реализацию инвестиционных проектов. В условиях ухудшения экономической ситуации меры, направленные на повышение бюджетной дисциплины, приобретают особое значение. Денег становится все меньше, поэтому важно понимать, на что они расходуются, и повышать эффективность этих трат.
Регионы и раньше получали субсидии из федерального центра, но их основной задачей было потратить деньги вовремя. Если средства не тратились в течение года, они возвращались в федеральный бюджет, и на следующий год получить из центра такие же объемы средств было крайне сложно. Поэтому чиновникам необходимо было гарантированно потратить поступления из федерального бюджета. А что вы сделали за этот год, было не важно. По новым правилам регионы будут отчитываться не только о трате денег, но и о том, каких целевых показателей по инвестиционной программе на эти деньги удалось достичь.

На правах рекламы
Известия // вторник, 28 октября 2014 года

Опрос «Известий»


скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке