Новости, деловые новости - Известия
Четверг,
28 июля
2016 года

«Cпрос на российское кино есть. Нужно вкладываться в продвижение»

Глава «Роскино» Екатерина Мцитуридзе — об итогах Санкт-Петербургского международного медиафорума и перспективах отечественного кинематографа

Фото предоставлено пресс-службой «Роскино»

Об итогах Санкт-Петербургского международного медиафорума (СПММФ) (2,7 тыс. профессионалов киноиндустрии из 57 стран мира приехали в Северную столицу, показы фильмов посетили более 25 тыс. зрителей) корреспонденту «Известий» рассказала его генеральный продюсер, глава «Роскино» и главред русской версии журнала Variety Екатерина Мцитуридзе.

— Какую оценку вы бы поставили медиафоруму?

— Я точно знаю, что мы — «Роскино» — сделали. А оценивать событие должны участники, гости и партнеры. Для меня показатель успеха медиафорума в том, что профессионалы индустрии, которые согласились потратить свое время и прилетели поддержать нас в наш первый год, по итогам получили практические результаты. И то, что продюсеры, директора фестивалей и рынков, продавцы кино- и телеконтента, лидеры интернета пообщались в Петербурге в доброжелательной обстановке, соответствующей международным стандартам, встретили здесь будущих партнеров и увидели реальные перспективы для сотрудничества.

— Известно о каких-то конкретных договоренностях?

— И не об одной. На американском кинорынке в Лос-Анджелес сопродюсеры «Легенды № 17» Светлана Дали и Ольга Синельщикова ведут начатые в Петербурге переговоры по проекту «20 жизней» — реальной истории легендарного спортсмена Шаварша Карапетяна, героя России, спасшего 20 человек в экстремальных условиях. Потенциальный партнер проекта, президент Sony Classic Том Бернард впечатлился уже первой презентацией в мае этого года, в Российском павильоне в Канне. Если всё сложится, он поддержит американский прокат фильма. На медиафоруме продюсеры представили готовый сценарий, в итоге одна из британских компаний предложила им партнерство и покрытие 30% бюджета. 

Если говорить о готовых проектах, интерес на рынке DOORS to Russian cinema вызвали «Две женщины» Веры Глаголевой, «Дурак» Юрия Быкова, «Да и да» Валерии Гай Германики, «Класс коррекции» Ивана Твердовского. Их хотят разные страны, от Южной Кореи до Испании. Правда, продюсеров часто не устраивают цены, которые предлагают байеры, но это уже вопрос договоренностей. Площадку для развития сотрудничества мы организовали качественную, с реальными участниками. В течение ближайших месяцев будем получать детальную информацию по ходу переговоров.

— Насколько позитивную реакцию вызывает российское кино у зарубежных профессионалов?

— И медиафорум, и другие мероприятия, которые организовывает «Роскино», доказывают: спрос на российское кино есть. Нам нужно больше сил и средств вкладывать в продвижение. Маркетинг должен быть системным. В этот раз рынок в рамках медиафорума длился три дня. В течение первого около шести часов шли шоукейсы российских фильмов, во второй — шоукейсы телесериалов. И молодые, и маститые продюсеры —Федор Бондарчук, Сергей Сельянов, Александр Цекало, Алексей Пиманов, Влад Ряшин, Валерий Тодоровский, Вадим Горяинов, Эдуард Пичугин, Александр Акопов, Вячеслав Муругов, Александр Котелевский, Юрий Сапронов — лично представляли свои проекты. Зарубежные компании уже проявили к части из них интерес. С другой стороны, презентовались и лидеры международного формата, такие как Starz, HBO или Walt Disney.  

Из телесекции медиарынка на данный момент есть конкретные итоги у проекта «Шанхайский блюз» про джазмена Олега Лундстрема. Он будет сниматься в Шанхае (там был основан оркестр Лундстрема) компанией Star Media по заказу «Первого канала». После презентации в Петербурге две китайские компании выразили готовность выступить партнерами сериала.

Петербург уже можно считать площадкой для международных встреч — здесь проходят экономический, энергетический, юридический и другие форумы. Насколько велики шансы медиафорума вписаться в эту сетку?

— Петербург — идеальное место проведения любых бизнес-конвенций, тем более в области культуры. В Москве любые усилия структурировать событие, сделать его значимым для городской жизни сталкиваются с проблемами. 2 года назад мы приглашали американских байеров для покупки российского кино на передвижной кинорынок DOORS в Москву, а год назад мы для тех же байеров организовали DOORS в Петербурге, поверьте, — это были два разных события.

В Питере естественней создавать деловую и одновременно творческую атмосферу и, соответственно, актуальней развивать медиарынок. В городе нет ощущения нуворишества, нет мертвых пробок — с одной стороны, а с другой — вечером можно пойти на концерт Гергиева в один из залов Мариинки или на Темирканова в филармонию, или в Александринку, Михайловский, или на спектакль Додина, на балет Эйфмана, сходить в Эрмитаж, в галерею Шемякина: миллион всего, и это всё легко, элегантно, что немаловажный фактор успеха в создании фона для любых переговоров. Не то чтобы в Москве нет достойных музеев и театров, но именно в Петербурге они имеют вес, который задает тон для всего города и для любого бизнес-мероприятия.

При супернасыщенном графике директор Каннского кинорынка Жером Пайар сходил на «Отелло» в Мариинский, директор влиятельного американского киносмотра Telluride Том Ладди — на симфонический концерт, а несколько продюсеров успели в Михайловский на «Спящую красавицу». Так что я бы не стала недооценивать роль Петербурга в успехе медиафорума.   

— Как выстраиваются отношения с администрацией города? Губернатор Георгий Полтавченко возглавил попечительский совет форума, однако отсутствовал на церемониях закрытия и открытия.

— Это вопрос графика. В день открытия Георгий Сергеевич был в Москве на заседании Совета безопасности, в день закрытия — в законном отпуске. Ни я, ни наши соратники и коллеги точно не из тех людей, которые успех события измеряют присутствием властей. На Каннском кинофестивале никого не беспокоит, будут ли на церемонии парижские или местные чиновники, а в Берлине по-другому — мэр города стабильно посещает фестиваль, он открытый гей и всегда приходит со своим мужем. Так что, всё индивидуально.

Мы получили поддержку губернатора Георгия Полтавченко и его команды на всех этапах. По их рекомендации пришли и главные партнеры — компания «Петромир» и «Национальная медиа группа». Помогла медиафоруму заместитель полпреда президента в СЗФО Любовь Совершаева, которая вошла в попечительский совет форума и в трудные моменты вместе с нами преодолела не один бюрократический барьер. Присутствие в попечительском совете СПММФ губернатора, как и Александра Сокурова, и Михаила Пиотровского, для меня также реальные поступки. Я также благодарна за внимание к форуму  Ассоциации кино- и телепродюсеров России. 

В то же время несмотря на то, что мы привлекли к партнерству «Аэрофлот» и «Ростелеком», мы столкнулись с ситуацией, что не можем закрыть все счета по итогам, так как финансирование не обеспечено в обещанном объеме. Но я уверена, всё решится. Тем более буквально на днях культуру в городе стал курировать новый вице-губернатор.

Полагаю, для Владимира Кириллова не безразлично, какой резонанс получил форум, притом что в процессе его подготовки несколько раз менялась схема финансирования, что абсолютно недопустимо. Понимаю, что любой стартап требует времени для развития инфраструктуры и выстраивания системы финансирования, но за 5 лет в Петербурге поменялось три руководителя комитета по культуре, а, мягко говоря, нестройная система финансирования так и не изменилась.

Скажу так: на мой взгляд, в первую очередь, в интересах правительства города — стабильность медиафорума, его формирование в постоянно действующую институцию наподобие фестиваля в Торонто или фестиваля Tribeca. Основатели Tribeca Джейн Розенталь и Роберт Де Ниро тоже когда-то начинали при поддержке властей Нью-Йорка. Сегодня это одна из самых престижных площадок в мире, с которой мы будем продолжать сотрудничество, начатое в этом году с арт-директором фестиваля Фредериком Боайе и директором по международным проектам Лизой Домниц. Мастер-класс Фредерика, кстати, был одним из лучших на Петербургском медиафоруме. 

— Не пожалели, что выбрали главной площадкой здание Биржи? Насколько мне известно, значительная часть бюджета пошла на ремонт и отделку помещения.

— Если быть точным — почти четверть (около 38 млн рублей), но оно того стоило. Пространство во многом формирует событие. Мы провели три экспертизы, прежде чем решиться на Биржу. Там были серьезные повреждения системы отопления, электричества, санитарные узлы отсутствовали. Все, с кем я встречалась, говорили: это риск. Первый человек, который меня поддержал, — Василий Бархатов (режиссер-постановщик церемоний открытия и закрытия форума. — «Известия»). И, разумеется, Михаил Борисович Пиотровский — при нашей первой встрече он согласился войти в попечительский совет, дав понять, что верит в идею медиафорума. Все вопросы по Бирже мы решали коллегиально с Эрмитажем.  

Мы не только залатали протечки, починили отопление, наладили вентиляцию, электроснабжение, но совместно с питерским художником Павлом Половко и его коллегами разработали уникальный дизайн каждого зала, а лестницы, например, вручную разрисовали персонажами кино и телесериалов. Добавьте сюда постановку звука, света, экранов, плазм для показов, скоростного интернета для конференц-залов и пресс-зоны. 

Моя идея состояла в том, чтобы участники медиафорума и журналисты увидели не просто новую площадку, но ощутили сочетание классического пространства и современности. Так и вышло. В первый день все, как дети в музее, рассматривали, что и как. Михаил Борисович сказал, что медиафорум не хуже «Манифесты» (выставка современного искусства, проведенная в Санкт-Петербурге Эрмитажем. — «Известия») и попросил оставить всё как есть, не разбирать после окончания (смеется).

— Одна из площадок медиафорума в Репино — «Кинолаборатория Александра Сокурова» («К.Л.А.С.») — собрала 90 кинолюбителей со всей страны. Что будет с ее выпускниками дальше?

— В лаборатории было три потока студентов — сценарный, режиссерский и продюсерский. По итогам недели лекций, просмотров и мастер-классов жюри во главе с Александром Николаевичем присудило гранты наиболее талантливым. В дальнейшем фонд Сокурова «Пример интонации» будет следить за их судьбой и поможет сделать первые шаги в индустрии, а один из студентов, Денис Тереничев из Читы, поедет по гранту «Роскино» на Каннский кинофестиваль и представит свою короткометражку «Твой сын» в Российском павильоне и на Каннском кинорынке в short film corner. Но главное — не награды, а то, что молодые ребята получили шанс пообщаться с необыкновенными людьми, увидеть, что в жизни всё возможно, если в это верить. 

— В следующие годы оставите тот же формат — деловая программа для профессионалов индустрии и одновременно зрительские показы?

— Это основа нашей концепции, и все продюсеры, которые участвовали в форуме, считают, что модель сработала. На будущий год мы увеличим до пяти дней продолжительность медиарынка, а фестивальные показы будут длиться неделю. Вместе с открытием–закрытием всё займет девять дней. Планируем не меньше 15 кино- и телепрограмм.

Особенно приятно отметить, что мы продолжим сотрудничество со всеми кураторами. За год мы сроднились с каждым, получили первый боевой опыт — от поисков копий фильмов до приглашения их создателей. Мы нашли удачную модель — сочетание новейших фестивальных картин и тематических подборок архивного кино. Но я также размышляю на тему новых зрительских программ и бизнес-секций.

И еще — мы хотим расширить формат лекций лидеров интернет-индустрии. Возможно, задействуем для открытых лекций зал в арке Главного штаба. Наш конференц-зал на 120 человек на Бирже не вмещал всех желающих. Изначально лекции были рассчитаны на начинающих продюсеров, но в итоге большинство участников стали активно слушать про новые для них стратегии того же сетевого маркетинга, например.

Презентации гуру интернета Бена Ху, Патрика Хейли или Михаила Табунова нас просят выложить на сайт. Это лишнее доказательство того, что решение объединить форматы — кино, телевидение и новые медиа — было верным. Мы ничего не придумали, время диктует свои законы. На мой взгляд, для российской медиаиндустрии иметь собственную площадку с международной репутацией и своевременно, и реально.

«В Петербурге ничего подобного медиафоруму не было. Ни по уровню участников, ни по организации»

По просьбе «Известий» гости и участники прокомментировали кинособытие.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, член попечительского совета 

— У медиафорума хороший рецепт. Сочетание высочайших артхаусных подходов (Сокуров, фестивальные проекты ) — с одной стороны, а с другой — сериалы и медиарынок. И это после скучного гламура, который хорошо тиражировался на экранах, но бесполезен и для людей, и для культурных индустрий в целом. Думаю, мы правильно сделали, поддержав форум. Интересные люди и четкая работа, совмещающая высокий интеллект, прекрасные фильмы, прекрасные — я надеюсь — сделки, привнесли новый дух в наш город. 

Сергей Сельянов, руководитель кинокомпании СТВ, сопредседатель Ассоциации кино- и телепродюсеров России

— Культурная столица — это не навсегда, нужно ее постоянно строить, поддерживать. В Петербурге ничего подобного медиафоруму не было. Ни по уровню участников, ни по организации. Ну, собственно, и в России тоже. Мне это особенно приятно — я просто живу в Петербурге.

Жером Пайар, исполнительный директор Каннского международного кинорынка Marche du Film, член попечительского совета СПММФ‎

— Я вошел в попечительский совет медиафорума, так как уверен, что это правильное место и правильное сочетание форматов. С учетом энергии и профессионализма команды организаторов «Роскино» и при должном отношении государства петербургский рынок имеет большой потенциал стать весомым событием индустрии.

Известия // среда, 5 ноября 2014 года

«Cпрос на российское кино есть. Нужно вкладываться в продвижение»

«Cпрос на российское кино есть. Нужно вкладываться в продвижение»Глава «Роскино» Екатерина Мцитуридзе — об итогах Санкт-Петербургского международного медиафорума и перспективах отечественного кинематографа

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров




Новости сюжета «Российское кино»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке