Кристофер Нолан рассказал о достижениях астрофизики
На российские экраны выходит «Интерстеллар» — космическая драма от создателя «Начала» и «Темного рыцаря» Кристофера Нолана, трехчасовое путешествие по иными мирам и временам.
Но вначале — совсем не радужная картинка недалекого будущего нашей планеты. Неизвестная зараза убивает урожаи, людям стало нечего есть, а скоро нечем будет дышать — пыльные бури приходят с пугающей закономерностью. Научно-технический прогресс теперь дорогостоящая и даже общественно порицаемая блажь. До такой степени, что в школьных учебниках стали писать о высадке на Луну как о мистификации, продиктованной интересами холодной войны.
Новую космическую программу NASA вынуждено разрабатывать в строжайшей тайне. Цель этой хлопотной и, возможно, последней межзвездной экспедиции — найти человечеству в глубинах Вселенной новый дом. Почти с самого начала подготовка к миссии сопровождается чередой совсем невозможных совпадений. До ближайших звездных систем со сходными с Солнечной системой условиями — сотни световых лет, но внезапно около Сатурна открывается «кротовая нора» — туннель в другую галактику с несколькими планетами.
Едва ли не единственный подходящий пилот для корабля-разведчика, летчик и инженер, а ныне фермер Купер (Мэттью МакКонахи), сам находит сверхсекретную базу NASA — по наводке полтергейста, поселившегося в комнате его дочери. После этого никаких сомнений быть не может — некие силы хотят нам помочь и устраняют все препятствия на пути к выживанию человечества. Дело за Купером, у которого есть причина (точнее, даже две) не отправляться в опасное путешествие — сын и дочь, остающиеся на умирающей планете.
Вышеописанная коллизия, достойная отдельного полнометражного фильма, — всего лишь первая четверть «Интерстеллара». Основная часть внушительного хронометража — странствия по ту сторону «кротовой дыры», куда до Кристофера Нолана смели заглядывать считаные единицы.
Визионерское, сверхсложное и вопиюще красивое кино, «Интерстеллар» — наверное, самый мощный пример научно-популярного фильма о достижениях астрофизики. История вселенской разлуки отца и детей — простой (и потому безотказный стержень), на который нанизан пространный и в то же время увлекательный экскурс в теоретические выкладки физика Кипа Торна (автора первоначальной идеи, консультанта и сопродюсера фильма).
Выясняется, что «кротовые дыры» могут быть созданы высокоразвитой цивилизацией и использованы как машины времени. Горизонт событий, сингулярность, гравитация как форма общения сквозь время и пространство, парадокс близнецов и прочие понятия обсуждаются или иллюстрируются в кадре с немыслимыми для 160-миллионного блокбастера подробностями. А на десерт Мэтью МакКонахи и зритель вместе с ним заглянут внутрь «черной дыры», что само по себе аттракцион, достойный упоминания в рекламной кампании.
Кристофер Нолан принадлежит к тем 2–3 режиссерам современного Голливуда, которые смогли приспособиться к «волчьим правилам» индустрии и умудряются снимать масштабные, дорогие, весьма неглупые, и, что немаловажно, очень успешные в кассовом отношении фильмы. Как золотая пластина из «Вояджера» (где зашифрован дайджест культурных достижений человечества для показа внеземным цивилизациям), новый фильм Нолана фокусирует лучшие достижения культовых фантастических лент. Любой поклонник жанра назовет с десяток фильмов, косвенно отразившихся в «Интерстелларе» — от «Знаков» и «Парней что надо» до «Черной дыры» и «Валли». Есть даже явная отсылка собственному «бутерброду из города» из нашумевшего «Начала».
И, конечно, самое очевидное, «Интерстеллар» — это попытка новой «Космической одиссеи 2001 года», продиктованная желанием сотворить еще одно поражающее воображение философское размышление о месте человечества во Вселенной и силах, что приводят в движение могучий механизм мироздания. И пусть едва ли не каждый визионер последних лет пятидесяти пытается «преодолеть Стенли Кубрика», а финальный расклад «Интерстеллара» оказался гораздо проще, чем ожидалось, надо признать: из негласного соревнования с Кубриком Нолан вышел отнюдь не побежденным.