Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Обменники пошли в рост

По итогам 9 месяцев число обменных пунктов в России подскочило на 12%, в то же время из-за кризиса банки сократили общее количество своих отделений
0
Обменники пошли в рост
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

После по меньшей мере 4 лет наращивания числа отделений в 2014 году российские банки начали их резко сокращать, пытаясь оптимизировать издержки. По данным Центробанка, за январь–сентябрь этого года число банковских точек присутствия уменьшилось с 43,2 тыс. до 42,4 тыс. (минус 2%). На такие меры банки вынуждены пойти из-за ухудшения экономической ситуации, вызванного российско-украинским конфликтом. Вместе с тем число обменных пунктов банков за тот же срок выросло на 12%.

По данным регулятора, число дополнительных офисов банков уменьшилось с 24,5 тыс. на 1 января 2014 года до 23,7 тыс. на 1 октября. Количество операционных офисов вне кассового узла сократилось с 7,8 тыс. до 6,9 тыс., кредитно-кассовых офисов — с 2,46 тыс. до 2,45 тыс. Названные категории отделений отличаются спектром предлагаемых услуг. По словам главного аналитика UFS Investment Company Ильи Балакирева, полноценный допофис в Москве может стоить банку порядка 10–15 млн рублей в первый год (с учетом подготовки помещения) — и обходиться в дальнейшем в 5–7 млн в год, остальные точки присутствия стоят банку дешевле.

До 2014 года количество точек присутствия банков поступательно росло. Так, например, по данным на 1 мая 2010 года (первая доступная статистика ЦБ по этому направлению) число точек присутствия банков достигало 37,7 тыс., на 1 января 2011 года — 38,4 тыс., на 1 января 2012 года — 40,5 тыс., на 1 января 2013 года — 42,6 тыс. После обострения околоукраинского кризиса банки стали сокращать издержки, в целом закрывая точки присутствия.

Обратную тенденцию показали обменники: число операционных касс банков, по данным ЦБ, за 9 месяцев 2014 года выросло на 12% — с 8,4 тыс. до 9,4 тыс. За весь прошлый год показатель вырос на 13%. Операционная касса, как и операционный офис, не привязана к территории и имеет еще более ограниченный функционал: обмен, прием, выдача наличной валюты, денежные переводы.

Валютная волатильность этого года (курс доллара с начала этого года вырос на 45%) повлекла ажиотаж на обменные операции. За восемь месяцев 2014 года россияне скупили у банков рекордные $45 млрд, следует из статистики Банка России. Это на 50% выше аналогичных показателей прошлого года, когда гражданами было куплено всего $31 млрд.

Что касается отрасли в целом, то даже в ходе банковского микрокризиса в 2013 году, когда ЦБ начал чистку в банковском секторе, число точек присутствия банков увеличивалось, и на этот процесс не повлиял отзыв лицензии у Мастер-банка (самый крупный страховой случай в 2013 году, размер ответственности Агентства по страхованию вкладов — 31,2 млрд рублей). У Мастер-банка было 9 филиалов, 115 допофисов и 2 оперкассы (итого 126 точек присутствия). В 2014 году самым крупным страховым случаем стал отзыв лицензии у Первого республиканского банка (объем страховой ответственности АСВ — 18,9 млрд рублей). У ПРБ было 5 филиалов, 17 допофисов и 1 оперкасса (23 точки присутствия). Так что эффекта от отзыва лицензий у банков в процессе сокращения числа точек присутствия фактически нет. Всего за 2014 год ЦБ отозвал лицензии у 71 банка.

В то же время, как отмечает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий, зачистка банковского сектора вызвала закрытие точек присутствия банков, и процесс будет продолжаться.

ЦБ не приводит статистику по точкам отдельных банков, а крупнейшие банки не смогли оперативно ответить на запросы «Известий» о точной статистике отделений. Тенденцию по оптимизацию сети они подтверждают: например, вице-президент Сбербанка Денис Бугров в конце 2013 года заявлял, что число отделений госбанка сократится на 3,6 тыс. офисов (на тот момент их было 18 тыс.). По словам опрошенных банкиров, такая информация является чувствительной для банка и обычно фиксируется парой строк в годовом отчете.

— Банки оптимизируют издержки в свете ухудшения ситуации на финансовом рынке — это одна из причин сокращения их региональных сетей, — комментирует предправления Банка расчетов и сбережений Олег Барановский. — Многие офисы перестали выполнять свои функции. Например, у ряда банков офисы были нацелены исключительно на привлечение вкладов, депозитов и часто по завышенным ставкам. Сейчас стало трудно привлекаться, объем вкладов в банковской системе не растет, всё чаще население, особенно крупные вкладчики, перекладывают деньги с депозитов в ячейки или в домашние сейфы, или покупают золото, недвижимость. Кроме того, зачастую офисы были нацелены исключительно на розницу, а так как у многих банков пересматриваются бизнес-планы по объему розничных операций, особенно в части кредитования, то стратегия на сокращение абсолютно понятна — ужесточение резервных требований ЦБ. В-третьих, ряд банков столкнулись с наложенными регулятором ограничениями на свои операции — привлечение вкладов, проведение расчетов. Ограничения вводятся, как правило, на полгода, и, как показывает практика, затем нередко продлеваются. Зачем банкам, попавшим под ограничения, содержать лишние точки? Дешевле закрыть, а при хорошем развитии ситуации потом можно открыть снова.

По словам директора департамента развития и сопровождения инфраструктуры Бинбанка Виктора Шилова, многие банки, у которых были отделения в маленьких населенных пунктах, постепенно их закрывают в связи с низкой эффективностью.

— Какой смысл содержать офис, обслуживающий несколько домов? — говорит Шилов. — На смену таким офисам, скорее всего, будут приходить мобильные передвижные офисы.

Как отмечает зампред Локо-банка Андрей Люшин, средняя окупаемость банковского офиса — 18–24 месяцев, и, соответственно, часть офисов, которые были открыты в экономически стабильные 2012–2013 годы, до сих пор планово убыточны.

— Добавьте сюда просевшую экономику, и сроки окупаемости этих офисов увеличатся на месяцы, если не на годы, — указывает Люшин. — Безусловно, у банков разное понимание экономического результата офиса. На российском рынке множество примеров: для одних банков установка 1 млрд активов на офис является нормальной, другие «довольствуются» и 100–150 млн активов. Банки закрывают, как правило, или наиболее убыточные и бесперспективные офисы, или наиболее дорогие.

Как отмечает зампред Абсолют Банка Татьяна Ушкова, по количеству банковских отделений мы отстаем от Европы — если в России на 1 млн жителей приходится около 270 офисов, то в Европе — в среднем 470.

Комментарии
Прямой эфир