Новости, деловые новости - Известия
Пятница,
26 августа
2016 года

С ветерком?

Платные дороги: зачем они нужны государству и смирились ли с ними водители

Фото: Дмитриев Виктор/PhotoXPress.ru

Давно и прочно прижившиеся на Западе платные дороги постепенно становятся обыденностью и в России. Первый участок скоростной платной трассы Москва — Санкт-Петербург, общая протяженность которой составит 700 км, откроют 23 декабря 2014 года. Для строительства этой дороги впервые применен механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) в форме концессионного соглашения, обеспечивающий привлечение частных инвестиций и замещение ими части бюджетных расходов для строительства инфраструктурного объекта.

По мнению Павла Поспелова, первого проректора Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), привлечение частного капитала в условиях, когда не хватает денег на финансирование дорожного строительства, является оправданным шагом.

Сергей Канаев, руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России», также считает, что строительство новых платных дорог чрезвычайно необходимо, но отмечает, что недопустимо делать платными дороги, которые были ранее построены на налоги и бюджетные средства. «Кроме того, платные участки дорог должны учитывать дорожную ситуацию, чтобы не получалось так, что основной поток в объезд этой платной дороги двигался через населенные пункты», — подчеркнул он.

Доход государства

В Советском Союзе не существовало платных дорог, первая из них в нашей стране появилась лишь в 1998 году, и сегодня сеть платных дорог России насчитывает более 230 км, управление которыми осуществляет государственная компания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»). Как сообщил Сергей Фахретдинов, руководитель комитета «Деловой России» по государственной политике в транспортной сфере, объем средств, поступивших от сбора за проезд по платным участкам в прошлом году, составил 1,46 млрд рублей.

В этом году был введен платный участок обхода города Одинцово в Московской области, который сразу стал активно использоваться автомобилистами. «Это означает, что за этот год объем поступлений денежных средств с платных участков вырастет еще на несколько сот миллионов рублей», — отметил Сергей Фахретдинов. Собранные средства распределяются на обслуживание платных участков и на содержание и ремонт участков дорог, альтернативных платным. При этом наличие бесплатной альтернативы платному участку является главным требованием для его введения.

Что касается статистики, то за прошлый год только платными участками федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» воспользовалось более 26 млн водителей. Из них 70% составили легковые автомобили, а 30% — грузовики. Эти внушительные цифры говорят, что платные участки приобретают все большую популярность у автомобилистов. Павел Поспелов, оправдывая государственно-частный вариант при создании платных дорог, также добавляет, что строительство высококлассных магистралей с привлечением частного капитала в условиях, когда интенсивность движения на проектируемых дорогах высокая, — это путь к развитию. «Недостаток средств сказался и на недостаточном ремонте автомобильных дорог, что привело к их низкому качеству и отставанию увеличения протяженности автомобильных дорог от роста парка автомобилей в стране», — заявляет экс­перт. Сергей Фахретдинов также добавляет, что положительное влияние в вопросе популяризации платных дорог должна оказать реализация в следующем году инициативы «free flow»: «Данная инициатива предполагает демонтаж шлагбаумов при въезде на платные участки, автоматическое взимание платы за проезд и введение штрафов за проезд «зайцем». Это значительно упростит возможность пользования платными участками для автомобилистов и положительным образом отразится на реализации проекта».

Хочешь кататься — плати

Говоря о платных дорогах, в первую очередь стоит упомянуть о тарифах. А тарифы разнятся и по отношению к европейским дорогам могут показаться довольно высокими, хотя и не проигрывают в качестве. Тариф проезда по платным дорогам устанавливается при подписании концессионного соглашения и не может быть изменен при эксплуатации дорог, если иное не предусмотрено соглашением. При этом, по словам Павла Поспелова, государство гарантирует компенсации за счет возникновения определенных рисков, а владелец автомобильной дороги обязуется обеспечить определенный современными стандартами уровень удобства и комфорта при движении по дороге.

«Наши люди пока будут недовольны тарифом за проезд, — уверен Сергей Канаев. — Платные дороги — явление в России относительно новое, и понадобится время, чтобы привыкнуть к такой услуге. Все люди всегда говорят о том, что дело в цене на билет. Есть такие, которые всегда против платных дорог. Но они тоже хотят ехать без пробок, по четырехполосной дороге, где есть отбойники, безопасные разделители, и им надо объяснить, что никто не будет этого делать сейчас бесплатно». По его словам, основные требования автовладельцев к платным дорогам сейчас таковы: разумные тарифы, пропускные пункты, которые могли бы считывать карты, отсутствие заторов на въездах и выездах с платных участков дороги и скорость передвижения по этому участку.

Павел Поспелов также выразил свое мнение по поводу стоимости проезда по платным дорогам, взяв в качестве примера дорогу в Московской области (ул. Молодогвардейская — обход г. Одинцово): «Цена представляется мне довольно большой, но она определяется и высокой стоимостью строительства дороги, большим числом пересечений в разных уровнях эстакад и стоимостью отвода земли под строительство».

Автолюбитель Андрей Полозков, водитель, имеющий более чем 20-летний стаж за рулем, рассказал «Известиям», что очень доволен качеством платных дорог в Москве, хотя также отметил их высокую стоимость: «В Европе, например, чтобы проехать расстояние 300–400 км (Сербия), потребуется всего €10–13, в Венгрии примерно в €10 обойдется виньетка (бумажная наклейка, которую необходимо прикрепить на внутреннюю поверхность лобового стекла автомобиля, требуется во многих странах Европы в качестве оплаты проезда по автомагистралям. — «Известия») за все дороги на две недели, в Словакии — то же самое. У нас средний ценник (например, участок МКАД — Минское шоссе длиной 18 км) — 150 рублей для легкового авто!» При этом разрешенная скорость всего 110 км/час, что, по мнению водителя, «для платной дороги — несерьезно».

Первые дороги — первые проблемы

Заработали первые платные дороги — и тут же на них появились и первые пробки. Да, и такое возможно, к сожалению. Эксперты отмечают, что это связано с высокой интенсивностью движения, а в выходные и праздничные дни появляются и заторы. «Проблемы, которые мы видим с образованием очередей на платных дорогах, можно объяснить высокой интенсивностью движения, связанной с популярностью дороги, привычкой производить оплату на постах наличными деньгами, а не платежными картами и тем более бесконтактными средствами оплаты — заранее приобретенными картами», — подчеркнул Павел Поспелов. Для ликвидации этой проблемы сегодня активно реализуется проект по расширению постов на пунктах взимания платы за проезд.

«Есть три проблемы платных дорог, и первое, на что водители жалуются, — это цена, — в свою очередь отмечает Сергей Канаев. — Второе — мы часто стоим вместо того чтобы ехать. А третья проблема — это отсутствие необходимой инфраструктуры». Когда человек платит, он хочет видеть на обочинах дороги кафе, заправки, кемпинги... То есть надо не только построить платный участок дороги, но и обустроить его так, чтобы передвигаться по нему было действительно не страшно и комфортно.

Между тем у компании «Автодор» разработаны очень хорошие стандарты на обеспечение обслуживания проезжающих по платным дорогам на многофункциональных объектах дорожного сервиса. Эти документы предусматривают размещение в одном месте заправочных станций, площадок отдыха, пунктов питания и так далее. «Может, они, конечно, и немного отстают, но в принципе эти документы соответствуют современным представлениям», — добавляет Павел Поспелов. По его мнению, пользователь платной автомобильной дороги должен получать преимущества за счет сокращения времени, проведенного в пробках, уменьшения расхода топлива, времени в пути, которое можно оценить как потерю рабочего времени, затрат на эксплуатацию автомобиля за счет сокращения времени между техническим обслуживанием автомобилей. Но этого пока не происходит. Отсутствие необходимой инфраструктуры, наверное, главная проблема среди остальных. Можно даже смириться с ценой, но не с отсутствием сервиса.

Платные дороги будут и дальше появляться в России, и причина этому — возросшее число автолюбителей. Что же касается Европы, то там платные участки занимают всего 3% от общей протяженности всех дорог. В Германии от платных дорог отказались вообще, а в Испании они хоть и есть, но в основном на загородных участках и по очень скромной цене. «Эти страны не сталкивались с такими темпами роста числа частных автомобилей, как в нашей стране, — констатирует Сергей Канаев. — А если б и столкнулись, то их дорожные сети в отличие от наших готовы воспринимать увеличивающиеся транспортные потоки».

На правах рекламы
Известия // пятница, 21 ноября 2014 года

С ветерком?

С ветерком?Платные дороги: зачем они нужны государству и смирились ли с ними водители

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке