Новости, деловые новости - Известия
Четверг,
8 декабря
2016 года

Банки стали вдвое несговорчивее с заемщиками

Кредитные организации не хотят получить просрочку по уже реструктурированным кредитам

Фото: Сергей Шахиджанян

Банки стали гораздо неохотнее договариваться с заемщиками о реструктуризации кредита, то есть стало сложнее переодолжить у банка. Если в 2013 году это удавалось сделать в 50% случаев, то в 2014 году — в 25%. Об этом «Известиям» рассказал финансовый омбудсмен Павел Медведев. В то же время, по его словам, 90% обращений к финомбудсмену связано именно с просьбами о реструктуризации задолженностей.

Медведев отмечает, что означенная им тенденция связана не только с тем, что у банков проблемы с ликвидностью. К финомбудсмену чаще всего стали обращаться должники, взявшие кредиты сразу в нескольких банках, что усложняет процесс переговоров (среднее количество кредиторов доходит до пяти). Собеседник напомнил, что на каждом десятом заемщике висит по пять кредитов и что 5% россиян считает нормальным, если почти половина — 40% — доходов семьи тратится на оплату кредитов.

Реструктуризация долга — это мера, применяемая в отношении заемщиков, которые, как правило, находятся в состоянии дефолта, то есть не способны обслуживать свой долг. Существуют несколько способов реструктуризации, которые могут применяться как по отдельности, так и в комплексе: изменение сроков и размеров платежа; обмен долга на долю в собственности; списание части долга. Для банка реструктуризация долга заемщика — это возможность избежать долгих судебных разбирательств по возврату кредита и связанных с ними издержек. При этом чаще всего при реструктуризации банки идут на списание пеней и штрафов, практически никогда не соглашаясь на снижение основной суммы долга.

Исследование, проведенное в феврале 2014 года Ассоциацией российских банков, показало, что выделенное подразделение и программы по реструктуризации есть только у 37% банков. В 60% случаев решение о реструктуризации принимается коллегиальными органами банков, что говорит о длительных и затратных процедурах принятия решений. Доводят до своих клиентов информацию о возможности реструктуризации кредитов только 23% банков.

— Реструктуризация кредита позволяет заемщику снизить размер платежа и увеличить срок по своим обязательствам перед банком, — говорит начальник управления развития розничного бизнеса банка «Интеркоммерц» Владимир Милюков. — При необходимости могут быть предоставлены «кредитные каникулы», несколько кредитов может быть соединены в один, в некоторых случаях может быть снижена ставка по займу. Процедура рассмотрения заявки на реструктуризацию аналогична процедуре рассмотрения заявки на выдачу кредита. Важно наличие соответствующих оснований — возникновение финансовых сложностей, которые не позволяют заемщику выполнять свои обязательства по кредиту. Например, основанием для реструктуризации могут быть увольнение с работы, снижение дохода, возникновение хронического заболевания, присвоение инвалидности, рождение ребенка, нахождение в местах лишения свободы и т.д. При этом на дату реструктуризации должны отсутствовать невыполненные или нарушенные условия действующих договоров. В основном граждане реструктурируют быстрые займы с повышенными ставками (выдаваемые в магазинах PoS-кредиты) и займы по кредитным картам с одобренным заранее лимитом.

По словам Милюкова, чаще всего к реструктуризации прибегают те, кто имеет три и более кредита. При этом по данным рейтингового агентства Fitch Ratings, доля реструктурированных кредитов физлицам в портфеле рейтингуемых ими банков составляет 1–2%.

— В 2015 году число клиентов, которые захотят реструктурировать свои кредиты, если не изменится макроэкономическая ситуация, будет расти. Это будет происходить на фоне увеличения числа заемщиков, оказавшихся в трудном финансовом положении из-за снижения зарплаты (по данным Росстата, в первом полугодии доходы населения снизились на 0,2%) или потери работы, связанные со сложной экономической ситуацией. Сейчас из-за девальвации рубля (подешевел к доллару с начала года более чем на 40%) и, как следствие, повышения цен практически на все продукты, товары и услуги платежеспособность заемщиков идет на снижение, — рассуждает Милюков.

Руководитель практики инвестиционного консультирования компании ФБК Роман Кенигсберг отмечает, что реструктуризация задолженности не только удлиняет сроки ее погашения, но и увеличивает будущую кредитную нагрузку на заемщика, и не все клиенты способны с ней справиться.

— В условиях снижения реальных доходов заемщиков (заработные платы и социальные пособия либо не растут, либо отстают от темпов роста постоянных расходов) банкам будет всё сложнее соглашаться на реструктуризацию долгов, а заемщикам — найти источники для погашения увеличенного долга, — объясняет Кенигсберг наблюдения Медведева.

По данным ЦБ, за 10 месяцев 2014 года объем кредитов, выданных банками россиянам, вырос на 12,6%, до 11,2 трлн рублей, а просроченная задолженность по ним увеличилась с начала года на 47,2%, до 646,8 млрд. То есть 5,8% кредитов являются просроченными. Резервы по кредитам с просрочкой зависят от ее срока. Максимальным является стопроцентный резерв по ссудам с просрочкой от 360 дней, по более «молодым» ссудам (181–360 дней) формируется 75-процентный резерв, по ссудам с просрочкой до 30 дней — 6%. В 2014 году лидеры рынка потребительского кредитования могут потерять из-за необходимости досоздания резервов по необеспеченным кредитам 46% своих операционных доходов, говорится в обзоре Standard & Poor’s (S&P). Всего на резервы по розничным ссудам банки, по подсчетам агентства, банки за 2014 год потратят более 400 млрд рублей. Это половина всех резервов, что им придется создать: их общий объем (по розничным и корпоративным кредитам) составит 800 млрд, что сопоставимо с заработанной банками в 2013 году чистой прибылью, указано в обзоре.

По словам начальника управления по работе с проблемными активами Бинбанка Николая Вялова, реструктуризация для банков, как ручная сборка автомобилей при имеющемся конвейере, — значительно дороже и менее эффективно, нежели стандартное кредитование. Вялов указывает, что значительная масса заемщиков, которые обращаются за реструктуризацией, не имеют намерения оплачивать кредит, такие обращения поступают для затягивания процесса взыскания.

— Для развития данного направления банкам необходимо переломить традицию продажи «плохих» долгов и начать работать с проблемными клиентами самостоятельно, а это значит создать нормативную базу, наладить технологии, обучить персонал. Естественно, это требует трудовых и финансовых затрат, которые оцениваются в десятки миллионов рублей, — указывает начальник управления розничных продуктов Локо-банка Светлана Повикалова. — В текущем году банки, ставшие вдвое несговорчивее, решали множество возникающих проблем в онлайн-режиме. Стремительно изменяющаяся ситуация не всегда позволяла развивать сложные в оформлении продукты в достаточном объеме. С другой стороны, в текущей рыночной ситуации есть понимание того, что возникший кризис будет затяжным и ожидать исправления финансового положения заемщиков в ближайшей перспективе не приходится.

По словам Милюкова, оптимальная кредитная нагрузка — около 15–20% от общего дохода семьи, критическим показатель становится, когда переваливает за 60%.

Известия // среда, 26 ноября 2014 года

Банки стали вдвое несговорчивее с заемщиками

Банки стали вдвое несговорчивее с заемщикамиКредитные организации не хотят получить просрочку по уже реструктурированным кредитам

скопируйте этот текст к себе в блог:


Новости сюжета «Кредиты»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке