Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Правительство РФ упростило порядок получения статуса ветерана боевых действий
Общество
Число пострадавших при теракте в «Крокусе» увеличилось до 382 человек
Культура
В Москве начала работу ярмарка современного искусства Art Russia
Общество
Экс-министр здравоохранения Ростовской области приговорена к 4,5 года колонии
Авто
УАЗ возобновил производство экспедиционных версий авто
Мир
В Нью-Йорке протестующие пацифисты прервали выступление Байдена
Мир
В Польше подняли в небо авиацию из-за якобы активности России
Мир
Спикер парламента Армении заявил о стремлении страны в Евросоюз
Общество
Четвертую скважину на руднике «Пионер» не смогли пробурить до расчетной глубины
Мир
Палестинские дети запустили воздушных змеев в Газе в знак стремления к миру
Мир
Выживший при ударе танка ВС РФ по Bradley пленный ВСУ рассказал об атаке
Интернет и технологии
Более 124,4 тыс. материалов было удалено соцсетями в 2023 году по требованию РКН
Интернет и технологии
Антенны с метаповерхностью обеспечат РФ спутниковой связью
Мир
На Украине сообщили о повреждениях тепловых и гидроэлектростанций
Спорт
Глава МОК Бах признал влияние политики на деятельность организации
Авто
В России за прошедшие сутки произошло 176 ДТП

Вечно популярный киногерой

Историк Андрей Мартынов — о сериале «Григорий Р.»
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Пожалуй, из множества разнообразных исторических лиц Российской империи начала XX века самым мифологическим, а потому и самым киноузнаваемым остается Григорий Распутин. Вскоре после его убийства, в марте 1917 года, на экраны вышла, как тогда говорили, первая двухсерийная фильма «Темные силы — Распутин и его сподвижники». 

В том же году «старец» становится героем на этот раз американской картины «Падение Романовых», где его роль сыграл Эдвард Коннелли. 

Распутин появлялся и на страницах книг, например в популярном романе «Нечистая сила (У последней черты)» Валентина Пикуля, и в поп-музыке — один из хитов германской группы Boney M так и назывался Rasputin. 

Про неоднократные переиздания воспоминаний о нем говорить не будем. 

Не удивительно, что массовый кинематограф периодически возвращается к образу «святого черта», как называли Распутина современники. В прошлом году прошла премьера фильма Ираклия Квирикадзе с Жераром Депардье в роли «старца». В этом — на телеэкраны вышел сериал «Григорий Р.» режиссера Александра Малюкова. 

Сериал выполнен в жанре становящегося модным и в России байопика. Следователь Генрих Свиттен (Андрей Смоляков) по приказу Временного правительства изучает обстоятельства убийства Распутина. Допрашивая свидетелей, он постепенно раскрывает перед зрителями биографию заглавного героя картины. 

Радует подбор актеров — Владимир Машков временами достигает практически фотографического сходства с Распутиным, узнаваемы князь Феликс Юсупов (Владимир Кошевой), депутат Государственной думы Владимир Пуришкевич (Виталий Кищенко), британский посол сэр Джордж Бьюкенен (Станислав Концевич). В то же время сама их игра не всегда удачна — если Машкову удалось передать сложность образа человека отрицательного, но не лишенного доброты, а временами и благородства, то тот же Кищенко временами не дотягивает до образа знаменитого консерватора. 

Когда перед убийством Распутина он говорит «на святое дело идем», ждешь продолжения фразы с интонацией Горбатого-Джигарханяна из легендарного «Места встречи» — «товарища выручать». Хотя в данном случае претензия адресуется не столько актеру, сколько режиссеру картины. Следует отметить, что таковых слов нет ни в мемуарах князя Юсупова, ни в дневнике Пуришкевича — ценнейших источниках по теме картины. 

Впрочем, сериал, как и любое художественное произведение, не обязан быть во всем исторически достоверным, поэтому содержащиеся в нем неточности вполне понятны и допустимы. 

В сериале хорошо передана атмосфера эпохи, в частности многочисленные слухи, окружившие имя Распутина, сделавшие его мифом уже при жизни, вспомним расхожий образ общественного сознания и желтой прессы той поры — «царство Распутина». 

Значительная часть из них была связана с якобы имевшим место «влиянием» Распутина на императрицу Александру Федоровну, а через нее — и на государя Николая Александровича. Надо отметить, что «старец» мастерски пользовался и сам подогревал подобные домыслы с целью получения различных дивидендов. 

Насколько реальным было влияние Распутина на царя? 

В настоящее время издана переписка Николая и Александры, охватывающая период с апреля 1914 года по март 1917-го. За это время Александра Федоровна в письмах к супругу упоминала имя Распутина 228 раз, в то время как Николай II — лишь восемь. Но может быть, государь хоть и не часто писал о Распутине, просто механически исполнял советы и пожелания «старца»? Нет, не прислушивался. 

Приведем несколько примеров. 

6 апреля 1915 года императрица пишет, что Распутин против готовящейся поездки Николая II в Галицию: «Наш Друг (так августейшие супруги называли Распутина в переписке. — А.М.) предпочел бы, чтобы ты поехал в завоеванные области после войны». Тем не менее поездка состоялась, в частности царь посетил Перемышль. 

16 июня 1915 года, по словам императрицы, «Григорий вчера вечером в городе перед отъездом слыхал о назначении Самарина (это уже было известно) и был в полном отчаянии, так как неделю тому назад Он просил тебя не торопиться с увольнением Саблера». Однако обер-прокурор Святейшего синода Владимир Саблер был уволен, а на его место назначен Александр Самарин, который, правда, был смещен в том же году. 

А 10 ноября 1916 года она, ссылаясь на «старца», рекомендует на пост министра путей сообщения начальника Северо-Западной железной дороги Федора Валуева. Но назначение вновь так и не произошло. 

Иногда Николай II прямо просил супругу: «Только, прошу тебя, не вмешивай Нашего Друга. Ответственность несу я, и поэтому я желаю быть свободным в своем выборе» (из письма от 10 ноября 1916 года). 

Впрочем, наиболее проницательные современники это понимали. В своих воспоминаниях Бьюкенен пишет, что влияние «старца» на Николая II «не было так велико, как на императрицу», хотя и он, к сожалению, считал, что оно все-таки есть. Посол считал продуктом этого влияния, в частности, «реакционных министров». Одновременно мемуары британского посла опровергают «английский след» в убийстве, который подробно представлен в сериале. Сэр Джордж вспоминал, что узнал о трагедии лишь на следующее утро. 

Переписка опровергает и сколько-нибудь эффективное воздействие через Распутина немецких эмиссаров. Как, впрочем, и «немецкие симпатии» императрицы. В те годы ходил слух о некоем «телефоне», соединяющем покои императрицы то ли с кабинетом Вильгельма II, то ли с германским Генштабом. В реальности до замужества юная Алиса Гессенская жила главным образом в Великобритании, где ее воспитывала императрица Виктория. По сути, ее основным языком был английский. Кстати, переписка с Николаем II велась ими на английском. 

Реальное расследование Временного правительства, в рамках которого занимался «делом Распутина» «киношный» Свиттен–Смоляков, не нашло никаких документов, говорящих о «шпионаже» Александры Федоровны в пользу Германии. 

С чем было связано присутствие Распутина при дворе? 

Дело в том, что наследник престола цесаревич Алексей Николаевич был болен гемофилией — слабой свертываемостью крови. Болезнь по сию пору неизлечима, хотя в настоящее время может успешно контролироваться при помощи регулярного приема лекарств. В начале же прошедшего века лишь при помощи очень больших усилий медикам удавалось остановить незначительное кровотечение, после чего процесс ремиссии мог растянуться на месяц, а то и дольше. Поэтому по-человечески понятно, что, не имея надежды на медиков, семья стала надеяться на чудо. 

Если учитывать, что, как правило, Распутин появлялся уже после врачей, то неудивительны его «победы» над болезнью наследника (об этом, в частности, вспоминал учитель августейших детей Пьер Жильяр). Думается, определенную роль сыграли сила внушения, которой «старец», похоже, действительно обладал, и психосоматика — вероятно, цесаревич искренне поверил, что Распутин может его излечить. Поэтому сцена в сериале, когда «старец» по телефону «излечивает» его от боли в ухе и Алексей Николаевич спокойно засыпает, вполне вероятна и в реальности — этакий эффект плацебо. 

В принципе именно из-за мифов Распутин и был убит. В какой-то степени он их создал сам — своим поведением, рассказами о «влиянии» на императрицу. За них и поплатился жизнью — пожалуй, очень высокая цена за обман.

Комментарии
Прямой эфир