Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Евросоюз утвердил торговые пошлины против США
Мир
МЧС России доставило в Мьянму 59 т гуманитарной помощи
Мир
МИД назвал возможное иностранное военное присутствие на Украине угрозой РФ
Армия
Силы ПВО уничтожили шесть украинских беспилотников над Белгородской областью
Мир
Мерц заявил о планах по усилению борьбы с нелегальной миграцией
Мир
В Литве обязали министерства в 2026 году сэкономить на оборону около €137 млн
Мир
Вице-премьер Сербии Вулин сообщил о подготовке в ЕС плана по свержению Вучича
Политика
В МИД РФ заявили о высылке двух румынских дипломатов в качестве ответной меры
Мир
Депутат ЕП заявил о желании европейских элит нажиться на украинском кризисе
Общество
В МИД России предупредили о возмездии за преступления ВСУ в Курской области
Мир
ЕС запросил еще €2,1 млрд прибыли от активов РФ для предоставления помощи Украине
Мир
МИД КНР заявил о намерении принять меры в ответ на пошлины Трампа в размере 104%
Мир
СМИ сообщили о визите Трампа-младшего в Румынию в конце апреля
Общество
В ГД приняли закон о повышении безопасности зрелищных мероприятий
Мир
Япония и НАТО договорились наращивать сотрудничество в оборонной сфере
Политика
В Госдуме раскритиковали предложение использовать Украину как полигон для Запада
Спорт
Хоккеиста Овечкина номинировали на награду «Билл Мастертон трофи»

Российские банки хотят отключиться от Налоговой службы США

По мнению кредитных организаций, сотрудничество с IRS несет неоправданные издержки
70
Российские банки хотят отключиться от Налоговой службы США
Фото: REUTERS/Chip East
Выделить главное
Вкл
Выкл

У банков должна быть возможность отказаться от сотрудничества с Налоговой службой США (IRS). С таким предложением к замминистра финансов Алексею Моисееву обратился Национальный совет финансового рынка (НСФР), копия письма есть у редакции. Из опрошенных 50 банков 20 заявили о том, что хотели бы обладать таким правом, по большей части это банки за пределами первой сотни крупнейших по активам российских банков.

НСФР пишет о необходимости дать российским банкам возможность последующего исключения их из списка зарегистрированных в иностранном налоговом органе, а также аннулирования договора банка с иностранным налоговым органом. Сейчас по российскому закону о FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act, закон о налогообложении иностранных счетов), принятому 1 июля 2014 года (173-ФЗ), этого не предусмотрено, то есть в законе вообще не говорится, что банк может отключиться от IRS. Как пояснил председатель НСФР Андрей Емелин, из восьми сотен российских банков менее ста имеет реальную перспективу столкнуться с американскими налогоплательщиками.

— При этом большинство банков уже зарегистрировались в IRS, учитывая существенные риски наложения службой штрафов на не сотрудничающие банки, и теперь вынуждены нести дополнительные расходы, связанные с изменением процедур внутреннего контроля, перенастройкой автоматизированных банковских систем, обучением или наймом соответствующего персонала — для выявления американских налогоплательщиков и направления информации в ЦБ, ФНС и Росфинмониторинг. Этого требует российский закон о FATCA, — сказал Емелин «Известиям».

По американскому закону FATCA иностранные банки, работающие с американскими налогоплательщиками, должны начать передавать такие сведения об американских клиентах с марта 2015 года. Неисполнение требований грозит отечественным банкам особыми удержаниями со стороны IRS — при проведении российским банком операции через корсчет американского банка ведомство будет взимать 30% от сумм операций американского клиента. К системе IRS подключилось уже более 500 банков.

По данным опроса R-Style Softlab (российский разработчик автоматизированных банковских систем, контролируется польской Asseco Group), более трети представителей банковского сектора оценивают технологическую готовность своего банка к поддержке FATCA на 50%. Четверть, по словам Алексея Антонова, директора по продажам управления корпоративных продаж R-Style Softlab, оценивают готовность к FATCA на 100%. При этом, как указывает собеседник, около 30% банков предпочитают собственные решения, а 33% ― приобрести готовый продукт от разработчиков. Также 83% банков не собираются обращаться к западным производителям софта, указывает Антонов.

По его словам, базовые требования к софту по FATCA определены — есть несколько основных блоков: нужно предусмотреть возможность ввода и хранения в базе данных информации (а также истории ее изменений) о клиентах банка, которые являются американскими налогоплательщиками, процедуру их идентификации; процедуру классификации клиента по требованиям FATCA; процедуру идентификации счетов, принадлежащих американским налогоплательщикам; формирование и отправку отчетов в российские уполномоченные органы и IRS в регламентированном формате; мониторинг операций клиентов банка, подпадающих под требования FATCA.

Михаил Дробышевский, замгендиректора компании R-Style Softlab, отметил, что для FATCA на российском рынке предлагаются технические решения от 500 тыс. рублей до €150 тыс. (9 млн рублей). Но это только за разработку и внедрение решения для работы в соответствии с законом FATCA, поддержка потребует дополнительных расходов. По оценкам НСФР, затраты банка на выполнение FATCA могут достигать 40 млн рублей в год.

— Разумно предположить, что после первых сданных отчетов и выявления реальной картины с обслуживанием американцев в конкретном банке ряд кредитных организаций сочтет риски совершения таких операций менее значимыми, чем постоянные затраты на исполнение требований FATCA, — отмечает Емелин. — Тем более что российский закон не обязывает наши банки взаимодействовать с IRS, а только регулирует порядок действий в случае, если такое взаимодействие осуществляется. Поэтому нам следует урегулировать и порядок действий при выходе банка из этой системы.

Замминистра финансов Алексей Моисеев сообщил «Известиям», что пока не изучал письмо НСФР.

— Но тема интересная, — добавил чиновник.

«Известия» опросили 50 представителей банков из топ-200 по активам. Выяснилось, что крупные кредитные организации не рассматривают вариант отключения от IRS, в то время как небольшие кредитные организации хотели бы обладать такой возможностью. По крайней мере, в 20 банках из числа опрошенных (находятся по активам от 80-го до 200-го места) «Известиям» сообщили, что поддерживают новацию НСФР. Большинство респондентов попросило об анонимности.

— Банкам сотрудничество с IRS обходится только боком, — комментирует один из них. — Помимо дополнительных финансовых издержек банки в связи с незнанием всех нюансов нового документа (всё принималось очень быстро, нет толкового русского перевода закона FATCA) несут дополнительные репутационные риски. Так, можно вспомнить, как недавно был оштрафован французский BNP Paribas на $10 млрд за финансовые операции со структурами из Ирана, Судана, Сирии, в отношении которых действуют санкции США. Нет гарантии, что США не будут уже через четыре месяца рьяно применять санкции в рамках FATCA. А 30% налога с операций может вылиться во внушительные суммы для среднего банка. Стоит отметить, что клиентов-американцев на обслуживании имеют только крупные банки.

В другом банке указали, что были вынуждены увеличить штат из-за исполнения закона по FATCA — действующие специалисты и так загружены, а отчетность по FATCA нужно сдавать сразу в ЦБ, ФНС и Росфинмониторинг. При этом в банке отметили, что зарегистрировались при IRS из-за риска непредсказуемых санкций со стороны IRS — фактически кредитная организация не обслуживает американцев. Другой банкир добавляет, что средства за границей занять невозможно, ЦБ предоставляет кредиты ограниченному кругу банков, население не слишком активно несет средства во вклады — поэтому дополнительные расходы для небольшого банка становятся весьма ощутимыми.

По словам юрисконсульта СБ Банка Андрея Колоскова, его кредитная организация зарегистрирована в IRS с лета 2014 года, выявленных американских счетов и юридических и физических лиц в пределах сотни. Колосков говорит, что в американском законе FATCA предусмотрены понятия Local Bank и Low-cost account FFI, то есть «локальный, местный банк» и «финансовый институт с небольшими счетами» — предусмотрена необязательность соблюдения FATCA в отношении таких институтов. Поэтому можно предложить внести в российский закон возможность официального сертифицирования малых финансовых организаций в качестве «местного, локального банка» или «финансового института с низкостоимостными счетами». Наличие такого статуса может вывести из-под действия FATCA множество мелких финансовых организаций, в том числе МФО и страховые компании, рассуждает Колосков.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением