Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Послание о триединой свободе

Политолог и журналист Борис Межуев — о главной проблеме, с которой столкнется Россия в 2015 году
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Кто любит Россию, тот должен желать для нее свободы», — процитировал президент фразу своего любимого русского философа Ивана Ильина, и это высказывание обречено стать основанием новой идеологии. Философ утверждал, что свобода в данном случае мыслится трояко: речь идет прежде всего о свободе для России, свободе от внешних сил, затем — о свободе для народов России и, наконец, о свободе для русских людей «как множества духовных и хозяйственных личностей». Свобода триедина — это внешняя и внутренняя свобода, свобода для отдельных людей и для национально-культурных организмов. 

Наверняка Ильина процитируют вслед за президентом еще много-много раз, и не исключаю, что автор «Аксиом религиозного опыта» и «Наших задач» снова войдет в философскую моду, чуть потеснив героя предыдущего послания — философа Николая Бердяева. Я ничуть не удивился, когда через пять минут после окончания оглашения послания автора этих строк уже пригласили на международную конференцию, посвященную памяти Ивана Александровича. 

Тем не менее интересно не то, в чем Ильин был прав, а в чем он ошибался. Ошибался трагически. В той самой статье из сборника «Наши задачи», откуда президент России взял эти действительно яркие строки, Ильин выражал даже не надежду, а уверенность, что «старый спор между «либералами» и «антилибералами» потерял свой былой смысл». Ильин имел в виду, что воцарившийся в его стране тоталитарный режим, созданный силами анархии, доказал всему миру, что истинная опасность делу свободы исходила в России от сил революции, а не сил консерватизма и реакции. Что консерваторы, как могли, защищали вместе со «старым порядком» ту самую «свободу», за которую так безрассудно боролись враги прежней, царской, власти.

Увы, история показала, что она мало чего может доказать и на ее уроках мало кто готов учиться. Революционеры конца 1980-х и начала 1990-х громили остатки прежней власти и вместе с ней остатки имперского могущества России в том числе с цитатами из белогвардейца Ильина на устах. Конечно, в этот раз на обломках старого режима уже не возникло тоталитарного государства: России пришлось расплатиться за новую революцию не столько «внутренней», сколько в основном «внешней» свободой. Теми самыми «международной независимостью» и «державной самостоятельностью», которые Ильин, и вслед за ним Путин, выделяли в качестве приоритетных признаков этой идеи. На десятилетие Россия оказалась — по объективным причинам — вычеркнута из списка подлинно суверенных государств. 

И вот восстановление национальной самостоятельности, а оно, конечно, не было полностью беспроблемным и оно задевало интересы очень мощных элитных групп, тут же породило фронду в среде клиентелы этих групп, и представители данной клиентелы на все лады стали говорить примерно одно и то же: что державной самостоятельностью сыт не будешь, что ее на бутерброд не намажешь, каждого человека интересует только то, что у него в кошельке и в холодильнике, а кто не таков, тот требует либерального перевоспитания. И, увы, те, кого затошнило от подобных разговоров, с ностальгией и явной симпатией начали посматривать в сторону того самого «тоталитарного государства», общая ненависть к которому, как надеялся Ильин, должна была примирить либералов и антилибералов. 

Как мы уже говорили, Ильин в этом случае ошибался, и две грани выделенной им идеи свободы — национальная и индивидуальная — разошлись в посткоммунистической России по разным лагерям политического спектра. Увы, это очень видно по всей нашей публицистике. Либерализм почти всегда у нас предполагает лояльность Западу — если не открытую, то на уровне фиги в кармане. Типа — зачем было бороться за Украину, когда надо было бороться за «Южный поток»? Зачем увеличивать расходы на оборону, когда в «Сколково» еще не появился свой Цукерберг? 

И, напротив, уязвленное национально-государственным равнодушием либеральной среды наше патриотическое сознание за эти годы медленно эволюционировало в сторону любви к Сталину и сочувствия к ГУЛАГу. 

Россия — лидерская страна. Любое мнение лидера страны немедленно оказывается почти что инструкцией к действию. Лидеру пытаются подражать, его манеры копируют, его вкусы задают моду. Тем большим парадоксом в этой ситуации является удивительное идеологическое одиночество президента страны при всей его неоспоримой популярности и колоссальном рейтинге.

Путин — человек, который совмещает в себе бесспорный патриотизм и столь же очевидный (с учетом всех понятных социальных реалий) экономический либерализм. У нас говорят постоянно о борьбе силовиков и либералов в окружении президента, забывая, что сам президент — и либерал, и в то же время силовик. Для него триединая формула свободы Ильина — «свобода для России», «свобода для национальных культур» и «свобода для русских людей», — насколько можно судить, основа давно сложившегося мировоззрения, которое наконец-то нашло ясное выражение в только что озвученном послании. 

Думаю, что для Путина призыв к экономической либерализации и набор тех мер, которые с ней сопряжены, — налоговые каникулы для бизнеса, табу на полицейские проверки, снижение процентной ставки для кредита — всё это является не конъюнктурной реакцией на ухудшение экономической ситуации, но реализацией давно задуманных мер, которые сейчас, в условиях снижения бюджетных поступлений, стали актуальны как никогда. 

И тут возникает одна главная проблема. Проблема кадров. Много ли мы знаем людей, которые придерживаются той же системы ценностей, что и российский президент, для которых «свобода для русских людей» есть естественное средство для достижения «свободы для России»? Прошу меня простить за ограниченность выборки, но тех, кто реально, а не в силу веления начальства, может подписаться под формулой Ильина, я могу пересчитать по пальцам двух рук. Кто-то из них соблазнился простыми ответами в 2011 году, назвал себя национал-демократом или же левым социалистом и оказался на Болотной площади. Кто-то остался с Путиным и пишет колонки в газету «Известия». 

Но в целом таких людей немного, тех же, кто способен — именно в силу идеологической верности президенту — на политическую и просто человеческую самостоятельность, просто единицы. А вот как раз либеральная среда, та самая, что без всякого воодушевления встретила и присоединение Крыма, и бунт Новороссии, вот она-то как раз вполне самостоятельна. Кудрину нет никакой необходимости скрывать свое мнение, он спокойно его высказывает на страницах оппозиционной прессы, рассчитывая на возвращение в министерское кресло. А вот его оппоненты, увы, постоянно кричат о необходимости политического ужесточения, не понимая, что это ужесточение в первую очередь сыграет лично против них самих, а не против «пятой колонны» Запада. 

Уже из этого президентского послания ясно, что Путину необходима кадровая ротация власти — нужно широкое общественное обсуждение тезисов и предложений, содержащихся в данном документе, которое позволит увидеть, кто является подлинным сторонником внешней и внутренней политики президента, кто разделяет формулу триединой свободы, причем настолько искренне, что готов бороться и с теми, кто, грубо говоря, «продает Родину», и с теми, кто «душит бизнес». Просто понимая, что в ситуации разворачивающейся хозяйственной блокады нашей страны «душить бизнес» и означает «продавать Родину». 

Смею думать, что такие люди есть, только нужно создать правильные критерии их отбора и рекрутирования в элиту, не боясь потревожить элитный сон тех, кто очевидным образом пересидел в своем удобном кресле.  

Комментарии
Прямой эфир