Битумщики гарантируют качество

Если в 2010 году объем российского рынка полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) составлял примерно 50 тыс. т, то к 2013 году он утроился. По расчетам экспертов, к 2025 году емкость рынка ПБВ сможет превысить 500 тыс. т.
В октябре 2014 года Росавтодор, «Газпром нефть» и нефтехимическое производство «СИБУР» подписали соглашение о сотрудничестве в сфере регулирования применения современных полимерных материалов в дорожном строительстве. «Мы объединим усилия для внедрения лучших мировых практик в дорожном строительстве, обеспечения растущего спроса на полимерные материалы, создания общеотраслевой системы контроля качества таких инноваций», — отметил Роман Старовойт, руководитель Росавтодора.
Содержание битумных вяжущих в асфальтобетонной смеси составляет всего несколько процентов, однако прочность и долговечность покрытия зависят и от этого компонента. Всего 5 лет назад в сообществе российских нефтяников к битуму относились как к отходу основного производства. Спрос на него был нестабильным, перспективы реализации продукта на отечественных и зарубежных рынках оставались неопределенными.
Первый шаг к тому, чтобы изменить сложившиеся стереотипы, сделало в 2009 году руководство предприятия «Газпром нефть». На нефтеперерабатывающих заводах компании была осуществлена полномасштабная реконструкция производственных мощностей и началась подготовка сырья для поставки организациям дорожно-строительного комплекса. Благодаря этому только за прошлый год более 10 тыс. т сырья было поставлено с Московского нефтеперерабатывающего завода для использования на дорогах Северо-Запада, в том числе на федеральных трассах М9 «Балтия», М10 «Скандинавия», А114 «Вологда — Новая Ладога» и КАД Санкт-Петербурга.
Для улучшения качества вяжущих битумов применяются специальные модификаторы с использованием полимеров. С их помощью можно повысить характеристики эластичности, устойчивости сцепления с поверхностью минерального материала, стойкости к морозам или жаркой погоде. В составе полимерно-битумных вяжущих выделяют три основных компонента. Первые два — это традиционный битум и пластификатор (придает пластичность битуму и улучшает растворение полимера). Третий компонент — это собственно полимер. Процесс производства представляет смешивание при определенных температурных режимах.
В результате получается одна из составляющих верхнего слоя асфальтобетонного покрытия современных дорог, которая существенно продлевает срок их службы. «Асфальтобетонные покрытия на ПБВ обладают большей прочностью, трещиностойкостью, теплостойкостью и сдвигоустойчивостью, а также водо- и морозостойкостью дорожного покрытия, — рассказали в компании «Газпром нефть». — Затраты полностью окупаются за 2,5 года эксплуатации дороги. Практика применения ПБВ широко распространена в США, Европе и Китае».
Серьезным толчком для развития применения ПБВ стало включение этого продукта в федеральные и территориальные сметные нормативы. Кроме того, вступивший в силу с 1 января 2014 года закон о федеральной контрактной системе также стимулировал дорожных строителей применять материалы с улучшенными качественными характеристиками, которые позволяют повысить долговечность дорожных покрытий и снизить затраты на ремонт.
За последние годы в нашей стране битумы использовались при строительстве трасс М1 «Беларусь», М7 «Волга», М8 «Холмогоры», при реконструировании автодороги Южно-Сахалинск — Оха и многих других объектов, включая те, что были построены в рамках подготовки к Олимпийским играм 2014 года в Сочи. Другой яркий пример — применение ПБВ при строительстве дорожного покрытия к саммиту АТЭС на мосту через пролив Босфор Восточный на остров Русский, также демонстрирует эффективность применения нового материала в сложных климатических и эксплуатационных условиях.