Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ сообщили о госпитализации президента Сербии Вучича в Белграде
Мир
В Кремле заявили об ожиданиях РФ от Украины конкретных действий по деэскалации
Мир
США отменили безвизовый режим с Румынией
Общество
Глава СК поручил возбудить дело из-за осквернения памятника героям ВОВ в Болгарии
Мир
США провели испытания прототипа гиперзвуковой ракеты морского базирования
Мир
В Совфеде указали на усталость жителей Польши от украинских беженцев
Мир
Восемь стран ОПЕК+ сообщили об увеличении добычи нефти в июне
Мир
Захарова заявила об угрозе Зеленского лидерам иностранных государств
Мир
В Пекине прошла акция «Бессмертный полк»
Мир
Лавров призвал к урегулированию разногласий между Индией и Пакистаном
Мир
В МИД РФ пообещали Украине возмездие из-за гибели российских журналистов
Армия
Силы ПВО за ночь уничтожили 170 украинских дронов над регионами России
Спорт
Гол россиянина Торопченко помог «Сент-Луису» обыграть «Виннипег» в игре плей-офф НХЛ
Общество
Москвичей предупредили об усилении ветра до 17 м/с с 3 по 5 мая
Общество
В парке «Патриот» высадили масштабный геоглиф в честь Дня Победы
Армия
ВС России нанесли удар по пунктам управления безэкипажных катеров и дронов ВСУ
Общество
Юрист предупредила о возможной уголовной ответственности за сбор ценных грибов

Что каждый исполнит свой долг

Журналист Максим Соколов — о том, что сегодня, как и в былые времена, спасет Россию
88
Выделить главное
Вкл
Выкл

Никогда еще послание президента России Федеральному собранию не оглашалось в столь критической ситуации. Национальная валюта окончательно вышла из повиновения регулятора и в своем падении творила что хотела под крайне жалкие комментарии денежных властей. Очевидно было, что поведение рубля понятно им в той же степени, то есть ни в какой, как и человеку с улицы. Хозяйственный кризис стал очевиден для всех. 

Можно, конечно, было бы заметить, что к хозяйственным потрясениям нам не привыкать — в 1990-е годы бывало и не такое. Но, во-первых, из относительного экономического благополучия низвергаться в уже подзабытый хаос всегда больнее. Во-вторых — и в этом главное отличие от 1990-х — ныне кампанию приходится вести на два фронта. Внутри страны — полноценный экономический кризис, вовне — если пока еще не нашествие, то санкции двунадесяти языков (вар.: четырнадцати держав). Такого двойного давления не было давно. Тем более — повторимся — на страну, уже несколько заплывшую жирком и к нашествию двунадесяти языков не слишком готовую. Мобилизационные меры приходится проводить на ходу и с колес. 

Поэтому впервые в тексте президентского послания прозвучало упоминание «тяжких поражений 1941 и 1942 годов». Применительно к текущему положению дел это звучит как набат. 

Но то, что время на дворе тяжкое, означает, что правитель обращается ко всем и каждому примерно с теми словами, какие Нельсон приказал передать своему флоту с флагманского корабля 21 октября 1805 года при Трафальгаре: «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг». Флаговая сигнализация способствовала краткости, речь перед собранием может быть более пространной — «Впереди время сложное, напряженное, и многое зависит от каждого из нас на своем рабочем месте». От «воли, поступков и великодушия» граждан. Смысл вполне трафальгарский. 

Что и соответствует моменту: Англия осенью 1805 года находилась в положении не лучшем, чем Россия в начале зимы 2014 года. 

Но если о рядовых гражданах не было сказано ни единого худого слова — скорее наоборот, то граждане высокопоставленные — если они вообще способны слушать — могли бы услышать в президентских речах леденящий холод, выраженный в фразе «Все всё уже понимают, что надо делать, надо только начать это делать». Читай — не делают то, что делать должно. Не исполняют свой долг. 

Была даже и конкретизация: «Я прошу Банк России и правительство провести жесткие, скоординированные действия, чтобы отбить охоту у так называемых спекулянтов играть на колебаниях курса российской валюты. И что хотел бы в этой связи сказать? Власти знают, кто эти спекулянты, и инструменты влияния на них есть, пришло время воспользоваться этими инструментами». 

Более чем прозрачный намек на то, что и так хорошо известно. Играют против рубля не таинственные силы рынка, а вполне известные руководству ЦБ и правительству банки, которые можно перечесть по пальцам одной, много — двух рук. То, что денежные власти еще позавчера могли бы убедительно объяснить, что делать этого не надо, в случае необходимости подкрепив эти объяснения доходчивыми аргументами, и говорилось, и писалось неоднократно. 

Но вместо устрашающего змеиного шипения, которое хорошо доходит до банкиров — они люди вообще понятливые, раздавались только пустые речи из учебника «Экономикс».

Что уже несколько напоминает старинную солдатскую песню о войне 1812 года про Наполеона, который «Захотел всем светом он владать, // Александру, страх Царю задать», а также про руководителей ЦБ и правительства — «Господа-то, все наши дворяне, // Они перепугалися, не знают как и быть. // Перепугались, да все разбежались, // Ой, да в Москве нету, братцы, никого». Исключение составлял, по мнению нижних чинов, лишь генерал-фельдмаршал Кутузов — «Как один-то, один не испугался — // Вот Кутузов, всем нам командир». В.В. Путин тоже не испугался, и в ходе произнесения им речи курсы на бирже начали расти. Очевидно, бирже нравится, когда хоть кто-то являет волю и твердость. 

Сейчас, когда мужик сердитый, то есть Б. Обама, разгневался на Россию, спасти ее может только то, что спасало в былые времена — «Россия ожидает, что каждый исполнит свой долг». 

Про то и послание. 

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности