Дорожные фонды — эпоха возрождения

Благодаря воссозданному институту дорожных фондов на строительство и ремонт федеральных трасс в 2014 году было направлено 510 млрд рублей. В результате Росавтодору впервые в истории современной России удалось выйти на 100-процентное финансирование содержания опорной сети автомобильных дорог.
Согласно прогнозам экспертов, уже в 2016 году объем федерального дорожного фонда превысит 550 млрд рублей. Помимо акцизов одним из основных источников его пополнения станут сборы с грузовиков массой свыше 12 т. Таким образом, риск недофинансирования отрасли даже в условиях кризисных ситуаций в экономике будет сведен к минимуму.
«Дорожные фонды существовали до начала 2000-х годов как источник финансирования региональных и федеральных трасс. И они показали свою эффективность. После отмены данной системы ситуация в отрасли стала резко ухудшаться», — говорит заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Сергей Тен. По его словам, в период 1990-х годов вводилось до 2,5 тыс. км дорог в год. «Это показывает, что система зарекомендовала себя хорошо, хоть и нуждалась в доработке и совершенствовании», — добавляет эксперт.
На российском бездорожье ежегодно теряется до 3% ВВП. На федеральной сети данная проблема будет решена к 2019 году, когда 85% протяженности трасс будет приведено в полное соответствие нормативам. Данная задача решается поэтапно. Например, по итогам уходящего сезона Росавтодором отремонтировано более 9,4 тыс. км дорог.
Однако по-прежнему существует огромный разрыв между федеральными и региональными дорогами, прежде всего в части их финансирования. Возрождение механизма дорожных фондов постепенно должно компенсировать нехватку бюджетных ресурсов. Специалисты отмечают, что уже в первый год их работы удалось увеличить финансирование региональных дорог из собственных бюджетов субъектов РФ почти в два раза, а в некоторых регионах — даже в три! Этот факт не может не радовать, ведь только 36% региональных трасс соответствует нормативам. Около 9% вообще не имеет твердого покрытия. На эти нужды в первую очередь и будут направлены дополнительные средства. Существует более 30 дополнительных источников наполнения дорожной казны в регионах — начиная с использования придорожной полосы и заканчивая возвратом штрафов за несвоевременное исполнение подрядных работ. Выросли трансферты регионам из общих доходов федерального бюджета.
«Регионам и муниципалитетам нужно перестать перенаправлять дорожные средства на другие социально значимые, но не целевые дорожные проекты», — уверен гендиректор Российской Ассоциации территориальных органов управления автодорогами (РАДОР) Игорь Старыгин. По словам эксперта, из-за большого количества муниципальных образований в стране размеры их дорожных фондов зачастую мизерны. Поэтому их необходимо «укрупнить». Если сформировать муниципальные дорожные фонды на уровне городских округов и муниципальных районов, то появится возможность сконцентрировать средства и решать существенные задачи.