Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
МИД Франции опроверг отправку войск на Украину
Мир
Активисты попытались облить красной жидкостью австрийского министра
Мир
Италия назначила нового посла в России
Политика
Путин поблагодарил правительство за совместную работу
Общество
Сергей Собянин принял решение возобновить подачу тепла в московские дома
Мир
Верхняя палата парламента Белоруссии одобрила законопроект о приостановке ДОВСЕ
Мир
МИД РФ предостерег США от размещения ракет средней и меньшей дальности в Европе и АТР
Мир
Египет призвал Израиль проявить сдержанность и избежать эскалации в Газе
Мир
Bloomberg сообщило о планах ЕС ввести санкции против четырех СМИ из РФ
Мир
Си Цзиньпин призвал Францию помочь избежать «новой холодной войны»
Мир
СМИ узнали об отсутствии денег у Италии на повышение военных расходов
Мир
В посольстве РФ осудили вызов Змеевского в чешский МИД из-за кибератак
Мир
МИД назвал причиной вызова посла Франции деструктивность линии Парижа
Мир
Нидерланды продлили военное присутствие в Литве на два года для сдерживания РФ
Мир
Bloomberg узнало о предложении ЕС ввести санкции против российского аналога SWIFT
Мир
ХАМАС заявило о готовности защищать палестинцев в случае операции Израиля в Рафахе
Общество
Синоптик спрогнозировал на День Победы в Москве до +7 градусов

«Василиса» и гроза двенадцатого года

На российских экранах — лирическая история на фоне партизанской войны
0
«Василиса» и гроза двенадцатого года
Кадр из фильма «Василиса». Фото: kinopoisk.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

1813 год. Царское село. Мороз и солнце, день чудесный. В пустынной анфиладе Екатерининского дворца рапортует гонец: «Ваше императорское величество, русские побеждают, Наполеон бежит из России». «Наконец-то наши полководцы научились писать реляции о победах», — задумчиво произносит Александр I и обращает взгляд в заснеженный парк, где резвятся лицеисты. К одном из них —  курчавому арапчонку — камера благоволит особенно.. Это его срывающийся от волнения голос звучит за кадром: «Сразились. Русский — победитель! // И вспять бежит надменный галл...».

Да, это  «Воспоминание в Царском Селе», которым юный Пушкин поразил престарелого Державина. И хотя лицейский экзамен случился не в 1813-м, а в 1815-м, когда наши полки не только прогнали Бонапарта из России, но и триумфально вошли в Париж, бог с ним, с этим ляпом — в конце концов мы смотрим не столько исторический, сколько патриотический фильм, эмоция здесь важнее точности. А привлекая в союзники «солнце русской поэзии», режиссер Антон Сиверс и сценаристка Ануш Варданян недвусмысленно дают понять: история крестьянки Василисы, собравшей партизанский отряд, должна быть подана в возвышенно-романтическом ключе, соответствовать, так сказать, одически-элегическим строфам.«Василиса» и гроза двенадцатого года

Про реальную смоленскую «старостиху» Василису Кожину известно только, что она участвовала в конвоировании пленных французов. Так что история писалась с чистого листа и не без оглядок на незабвенную «Гусарскую балладу» Эльдара Рязанова. При всей разнице жанров (драма и водевиль) — и там, и там лирический сюжет разворачивается на фоне действий регулярных войск и партизанских вылазок, а борьбу ведут однозначно положительные русские и неоднозначно плохие французы. Неоднозначно — потому что в обоих фильмах есть хороший француз, не забывший о чести и достоинстве, и потому что признается: французы — неплохие вояки. Ко всему прочему, в фильме Сиверса хороший француз влюблен в Василису, а его сослуживцы готовы в буквальном смысле нести на руках своего императора. Лучшая сцена картины, пожалуй, та, где французское воинство скрепя, кряхтя, но не ломаясь, поднимает и держит порушенный партизанами мост, по которому мчится карета Наполеона.

Правда, в «Василисе» нет романсов и песен, а стандартно европейский саундтрек Дарина Сысоева по качеству даже не приближается к шедеврам Тихона Хренникова. Зато по-настоящему брутально, без театральной осторожности поставлены дуэли, драки и бои. Дерутся и стар и млад, а Василиса — колет, рубит, режет не просто с упоением, но и с явным знанием боевых искусств.«Василиса» и гроза двенадцатого года

Персональным приобретением «Василисы» можно считать  социальную линию. Поначалу крестьянка, пусть и знающая по-французски, не могла соединиться со своим избранником — драгуном Иваном, но перед войной все равны. В итоге вовремя подоспевший Иван спасает Василису от смерти и, надо думать, впоследствии поведет ее к венцу. А может, и не поведет. Причинно-следственные связи в повести про «грозу двенадцатого года» возникают ниоткуда и исчезают в никуда. Это, очевидно, результат работы на два формата — полный метр нарезали из материала, отснятого на четыре телевизионные серии.

Но если в  деталях наблюдаются провалы и нестыковки, то основные темы поданы четко: 1) Русский народ доужелюбен и миролюбив, чтобы разозлить его, надо  очень постараться, и тогда — горе супостату; 2) Русский народ един — в моменты опасности и крестьяне, и дворяне действуют рука об руку; 3) Русский народ особенно воодушевляется, когда есть лидер, консолидирующий общие чаяния.«Василиса» и гроза двенадцатого года

Этой заявкой в свое время впечатлился Фонд кино, который профинансировал «Василису» по статье «социально значимый, патриотический фильм». Социальный фильм (см. выше) получился, из значимых моментов отмечу игру Светланы Ходченковой — в ее глазах есть харизматический блеск, а в голосе — командная сталь. Что касается патриотизма, то вряд ли этот фильм научит Родину любить. Нет в нем патриотической «химии». Того, о чем Пушкин читал Державину: «И ратник молодой вскипит и содрогнется  при звуках бранного певца». Не вскипает. А как довести до нужного градуса состав — рецептов нет. Есть цель:  кожей почувствовать, что Родину любят не за красивые дали (их в «Василисе» хоть отбавляй) и не за ратные победы (их тоже немало), а просто за то, что она есть.

«Василиса» и гроза двенадцатого года

Комментарии
Прямой эфир