Компания Прохорова разрабатывает полноприводный микроавтобус для села

Как выяснили «Известия», компания «Ё-инжиниринг» Михаила Прохорова в настоящий момент занимается разработкой коммерческого малотоннажного грузового автомобиля (LCV). В этот раз «ё-конструкторы» без лишнего пафоса хотят сделать вполне обыкновенный и привлекательный с точки зрения бизнеса микроавтобус без гибридных и электрических технологий. Новинка получит полный привод, бензиновый или дизельный двигатель, а также композитный кузов, который не будет окрашиваться на заводе. Только экономия производителя на покраске и отсутствии стального кузова составит десятки миллионов евро. В компании рассчитывает, что автомобиль приглянется любителям активного образа жизни и сельским жителям. Продукт, стоимость которого сейчас оценивается создателями в €10 тыс., может и вовсе быть выпущен под брендом без буквы «ё».
По словам гендиректора и главного конструктора «Ё-инжиниринга» Андрея Гинзбурга, в ближайшее время компания намерена направить свои силы на работу новых разработок в сегменте коммерческих перевозок, и первым продуктом станет небольшой микроавтобус.
— Мы работаем над тем, чтобы вторую часть наших наработок — кузовные технологии — развернуть на потребительский рынок. Мы считаем, что основным предназначением нового проекта будет рынок развозных машин, но также подобная машина будет пригодна для сельской жителей, для охотников и горожан, которые хотят иметь такое достаточно нетривиальное транспортное средство. Для них это еще и возможность самовыражения через средство передвижения, — сказал Гинзбург «Известиям».
Согласно проекту «Ё-инжиниринга» (компания контролируется структурами Прохорова через кипрский офшор Yo Engineering Limited), предполагается, что масса транспортного средства не превысит 3,5 т (можно управлять, имея водительское удостоверение категории В), металл будет использоваться только для создания несущих элементов конструкции автомобиля — тех, которые отвечают за прочность и жесткость кузова, а также пассивную безопасность. Остальные детали, включая весь кузов микроавтобуса, будут выполнены из комбинации пластиковых и алюминиевых панелей. Причем пластиковый материал не будет окрашиваться на заводе. Эта одна из ключевых составляющих концепции «Ё-инжиниринга», ранее она уже была опробована на гибридном и электрическом «ё-мобилях». Кроме того, как и при разработке любого микроавтобуса, предполагается аналогичная версия в виде фургона.
Платформа для автомобиля пока не выбрана: прорабатываются варианты строительства автомобиля как на основе уже существующих шасси, так и заимствование просто каких-либо отдельных агрегатов. В качестве силового агрегата планируется бензиновый либо дизельный двигатель в сочетании с механической коробкой передач. Автомобиль в базовой версии будет оснащен полным приводом, заверил Гинзбург. Поскольку сама трансмиссия еще не выбрана, в компании затрудняются сказать, будет ли полный привод постоянным либо подключаемым под запрос водителя. С большой долей вероятности трансмиссия будет отечественной, потому что планируется глубокая локализация с упором именно на потенциал российских компонентщиков, менее зависимых от колебаний курсов валюты.
— В нашем автомобиле точно не будет каких-то оригинальных зеркал, кнопок стеклоподъёмников — это мы однозначно будем заимствовать, и у нас уже есть опыт в этом направлении, — отметил глава «Ё-инжиниринга».
Собеседник отказался показывать актуальный эскиз новинки. По всей видимости, никакой заявки на промышленный образец (в такой форме защищают права на дизайн) в патентные ведомства компания еще не подала. Описываемая Гинзбургом машина по философии весьма близка автомобилю УАЗ-452.
— Максимально простое транспортное средство для эксплуатации в российских условиях. Если пользователь что-то поломает, то, скорее всего, сам же сможет легко починить, — коротко охарактеризовал концепцию машины Гинзбург.
Впрочем, он отверг предположение, что в качестве донора будет использован УАЗ-452 — дешевый полноприводный автомобиль Ульяновского автозавода, активно использующийся в сельской местности. В сегменте дешевых полноприводных коммерческих микроавтобусов и фургонов УАЗ-452 является фактически эксклюзивным предложение от УАЗа, цены на него начинаются от 500 тыс. рублей. Но нынешний вариант — это мало измененная копия модели 1958-го года выпуска, в просторечье именуемой «буханкой». Плановое обновление «буханки» намечено на 2017 год, но пока не похоже на то, что оно будет глубоким.
В «Ё-инжиниринге» не исключают возврата к гибридным технологиям с этим автомобилем.
— Про гибридный вариант этой машины можно говорить позднее, если будет на нее спрос. Сейчас задача стоит в том, чтобы создать максимально простой утилитарный автомобиль и выйти на рынок с популярным продуктом. Наши маркетинговые исследования показали — и это кстати в том числе одна из причин, по которой мы отказались от проекта «Ё-мобиль» — на сегодняшний момент рынок России не готов ни к электромобилям, ни к гибридам, — заметил Гинзбург. — Розничная рыночная цена подобного автомобиля могла бы начинаться с €10 тыс. (около 650 тыс. рублей по текущему курсу).
Для развития проекта «Ё-инжиниринг» планирует найти заинтересованного автопроизводителя, который мог бы воплотить эту идею на конвейере, второй вариант — любая сторонняя компания, которая захочет создать подобные мощности, говорит Гинзбург. Открыт и вопрос по выбору бренда, в «Ё-инжиниринг» не будут противиться, если заказчик захочет выпускать микроавтобус под своей маркой. По его словам, масштабы инвестиций в линию сборки LCV будут достаточно небольшими по меркам автопрома.
— Объем инвестиций будет зависеть от того, насколько здание подходит под завод, а также от того, насколько удачно удастся использовать некоторые донорские узлы и агрегаты шасси. Это от €30 млн до €50 млн. Эта сумма — очень скромная для автомобилестроения — складывается именно за счет применяемых технологий, поскольку они позволяют очень сильно сократить расходы на оснастку и обойтись без линии окраски автомобилей. Отсутствие на заводе окрасочных цехов снижает размер инвестиций как минимум на €25–30 млн, а отказ от стального кузова уменьшает затраты минимум на €50 млн. По объемам производства мы достаточно скромны: будет хорошо, если мы выйдем на 5–10 тыс. машин в 2017–2018 годах, — сообщил собеседник.
В ООО «Ё-инжиниринг» (офисы есть в Москве и Минске) на данный момент работает 130 человек, из них порядка 80 человек — инженеры, которые формируют основные отделы: дизайна, двигателей внутреннего сгорания и трансмиссий (включая электромоторы), программирования электронных систем, общей компоновки, шасси и кузова. У компании порядка 15 собственных патентов, из которых около половины имеют международный статус. Гинзбург особо отметил, что его компания не стремится к созданию автомобильного предприятия.
— Я нашу компанию как автомобильную не представляю. Это инжиниринговая фирма, которая должна существовать за счет проведения инженерных разработок и лицензионных отчислений от уже реализации этих разработок, — уточнил собеседник. Это раньше «ё-мобиль» позиционировался как производственный проект (стартовал в 2010 году), но в начале 2014 года было объявлено о его закрытии проекта, часть наработок передана НАМИ за символическую плату в €1.
Эксперты авторынка видят потенциал в проекте «Ё-инжиниринга».
— В принципе они выбрали весьма интересный сегмент. Коммерческий автомобиль с полным приводом — это прямой конкурент УАЗа, машины которого до сих пор хорошо продаются в этой нише. И если удастся сделать удачный продукт, то он будет успешно соперничать с устаревшим автомобилем Ульяновского завода. Другое дело, насколько этот проект готов, насколько основательно выполнены все разработки. Исходя из этого, заявленная начальная цена может значительно измениться в большую сторону, — говорит управляющий партнер консалтинговой фирмы EURussia Partners Иван Бончев.
Бончев полагает, что в этой разработке заинтересован будет прежде всего УАЗ. Новая машина могла бы стать логической заменой морально устаревшей «буханки». Оперативный комментарий УАЗа получить не удалось.