Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Евгений Онегин и братья Карамазовы в «Ином пространстве слова»

Фотолетопись спектаклей Бориса Эйфмана включает балетные прочтения Пушкина, Толстого, Чехова и Достоевского
0
Евгений Онегин и братья Карамазовы в «Ином пространстве слова»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Народный артист России Борис Эйфман давно и с пристрастием переводит на язык балета великие произведения русской литературы. Результат этих трудов предлагает оценить издательство «Галерея печати», выпустившее фотолетопись четырех знаковых спектаклей театра Эйфмана.

Название книги — «Иное пространство слова» — уже знакомо балетоманам. Так именовался фестиваль, прошедший в 2010 году на сцене Александринского театра. Показывали «Анну Каренину», «Чайку», «Евгения Онегина» и «Братьев Карамазовых», тогда же была задумана книга об этих балетах. Затем Борис Эйфман сделал редакцию «Карамазовых», фактически новый балет — «По ту сторону греха», и в окончательный вариант издания вошли кадры оттуда.

Кому адресовано «Иное пространство»? Очень многим. Прежде всего поклонникам творчества Эйфмана — они наверняка получат удовольствие, сравнимое с просмотром его спектаклей. Удовлетворены будут и сторонники прочтения литературы в балете, и те, кто интересуется или профессионально занимается проблемой понимания и интерпретации художественных текстов.

В «Ином пространстве» присутствуют сразу четыре уровня понимания. Два визуальных (фотосъемку репетиций — читатель должен знать из какого сора растут балеты — сменяют кадры спектаклей) и два словесных (фотолетопись каждого балета сопровождают предисловие Бориса Эйфмана и эссе филолога Татьяны Боборыкиной). Фото не следует за текстом, а текст — за фотографией. Работают и слово, икартинка, и их синтез: от других балетных фотоизданий «Иное пространство» отличает объемность взгляда на предмет.

Книгу, безусловно, оценят хореографы, одержимые страстью сочинять и комбинировать движения, — для них остановленные мгновения могут стать точкой собственного отсчета, и просто любители прекрасного, уважающие высококачественные издания с высоким уровнем полиграфии.

Нет сомнений, что «Иное пространство» станет настольным для почитателей художественной фотографии. Не популярных в гламурном мире фэшн-фото, а кадра как искусства. В книгоиздании есть понятие «книга художника», «Иное пространство» можно считать «книгой фотографа».

Фотокадры охватывают продолжительный период жизни балетов. Для каждого раздела выбран свой цвет и свой темп подачи материала. Для многокрасочных спектаклей — неспешный и размеренный, для черно-белых репетиций — быстрый, драйвовый. 

Процесс отбора фотоматериала, по словам создателей, был длительным, а окончательный выбор — мучительным. В каждом спектакле есть канонические позы-кульминации, запечатленные в десятках дублей, а выбрать надо было один. Кроме того, фотографии подвергались тщательному кадрированию и ретушированию — чтобы в полной мере соответствовать пластической ауре спектакля. Зато в итоге можно полюбоваться  экспрессивно-авангардным «Онегиным», масштабно-имперской «Карениной», минималистскими «Чайкой» и «По ту сторону греха». 

Международному составу фотографов и дизайнеру Александру Хореву, сведшему снимки в выразительный сюжет, — особая благодарность. Вот полный список мастеров: Вячеслав Архипов, Валентин Барановский, Юрий Белинский, Станислав Беляевский, Анатолий Будник, Виктор Васильев, Марина Гуляева, Саша Гусов, Андрей Данилов, Денис Жулин, Томаш Железны, Игорь Захаркин, Владимир Зензинов, Катерина Кравцова, Хана Кудряшова, Юлия Кудряшова, Александр Кузнецов, Майкл Кури, Олег Кутейников, Антон Сазонов, Дмитрий Соболев, Юрген Фрам. 

Остается пожелать книге благодарных читателей и вспомнить слова одного из героев Эйфмана Джорджа Баланчина (шел в эйфмановском театре посвященный ему балет «Мусагет»): «Если вы хотите рассказать о балете, сделайте это так, чтобы закрыв последнюю страницу, читатель подумал: а неплохо бы посмотреть на всё это собственными глазами». «Иное пространство слова» — именно такой случай.

Комментарии
Прямой эфир