Новости, деловые новости - Известия
Четверг,
26 мая
2016 года

Золотая моська

Историк и журналист Илья Смирнов — о качестве некоторых постановок, номинированных на национальную театральную премию

Илья Смирнов. Фото из личного архива

Обнародован список номинантов национальной театральной премии «Золотая маска». Выделяю слово «национальная». Была бы частная — да выдвигайте кого хотите, хоть собственного кота в оперные звезды. Но «Маска» не частная. Организаторы — Министерство культуры и Союз театральных деятелей РФ.

Так какие же у России национальные достижения по части театрального искусства?

Сразу ДВА произведения Константина Богомолова. Точнее, два фрагмента одного произведения — бесконечного балагана, который этот господин представляет уже много лет в разных театрах под разными названиями и с именами разных классиков в афише. «Casta diva Беллини как бы спетая... Ну, короче микрофон приставили к такому месту у артистки... Да ладно, все уже поняли!... Исполняет, говорит, заслуженная артистка Звезда Ивановна...».

Бонусом примерно то же самое с Украины по имени Андрий Жолдак, у которого «религиозные устремления души доходят до богохульства: мадам Бовари распинает Эмму с помощью черного скотча». Что это значит и при чем тут Флобер? А черт его знает. Спросите в «Золотой маске».

Шоу Дмитрия Волкострелова под самокритичным названием «Лекция о ничто». «Искусство Ничто, которое не призывает ни к чему», просто «распыляет критическое отсутствие». Правда ведь, что, как только прочитаешь эти хвалебные отзывы, сразу хочется бежать в театр?

Еще одна инсталляция — из репертуара несчастной «Таганки» того периода, когда там быстро осваивала бюджетные средства группа «юбилейных» ликвидаторов. Надо же теперь чем-то отвечать на провокационный вопрос «Где деньги, Зин?». Хоть премией.

Очередное самовыражение персонажа, который с самого начала честно предупредил: «Буду делать спектакль «(М)ученик» по пьесе Мариуса фон Майенбурга, немецкого драматурга, который отказался ехать в Россию из-за гомофобских законов». Интересный мотив для постановки спектакля. Не отметить такую общественную позицию было решительно невозможно.

Наконец, за Сашу Башлачева — отдельное мерси. В очередном центре чего-то там «современного», которые открываются теперь на каждом углу вместо закрываемых больниц и роддомов, поставлен очередной «эффект неопрятного антуража».

В нем задействованы интервью, данные реальными людьми. Люди эти выведены на сцену под своими настоящими именами. А книга Льва Наумова о Башлачеве использована не просто без разрешения, но вопреки прямому неразрешению автора.

Сами мастера «неопрятного антуража» гордо сообщают городу и миру: «Ярослава Пулинович писала сценарий, основываясь на книге Наумова». То есть теперь у нас в театре не пьесы, а «сценарии». И изготавливают их методом нарезки чужих книжек? Сами сочинять, видимо, ленятся. Да и зачем напрягаться, если есть чужое? И под рукой целая бригада «театральных критиков», готовых — ну совершенно бескорыстно! — восхвалять что угодно. Если же кто вспомнит простые библейские заповеди: «Не укради», «Не произноси ложного свидетельства», то агитбригада забьется в истерике. «Ах, нас запрещают! 1937 год!».

В общем, дорогая редакция, я сочинил песню «Ком чугеза», основываясь на пластинке ансамбля «Битлз». Подобный способ самовыражения, по мнению «экспертов» «Золотой маски», достоин награды.

Не надо говорить в оправдание, что в списке номинантов присутствуют и хорошие спектакли. Это не оправдание, а дополнительное свидетельство общего регрессанса. Сомневаюсь, что уважающие себя и свою профессию врачи согласились бы выдвигаться куда бы то ни было через запятую с шарлатанами, которые снимают порчу и сглаз.

«Решайте же, ради чего вы пришли на сцену? — призывал когда-то К.С. Станиславский. — Это «ради чего» — ваш главный двигатель и путеводитель».

Вот бесконечное шоу Богомолова: ни сюжета, ни характеров. Чего ни хватишься — ничего нет. Кроме мировоззрения. Оно как раз очень определенное. Вдалбливается в аудиторию настойчиво, как сваи в грунт.

«Царевича Димитрия и сына Годунова играет не актер, а актриса… Об актерских ее достоинствах, увы, режиссер сделать выводы не дает. Сексуальная перверсия внятно тоже никак не обоснована. «Привет, сестра!» — «Привет, брат!» — «Как ты?» — «Нормально»… — «Сука!» — «Скотина» — это из диалога Годунова и его сестры… Несколько отличается от пушкинского текста… Часть смысловой нагрузки возложена в «Годунове» на титры. В ожидании инаугурации нового царя на экраны последовательно, сменяя друг друга, выдается следующая информация: «Народ — тупое быдло», «Народ терпеливо ждет, когда ему скажут, что дальше».

Ради этого актеры выходят на сцену? Такое «возвышенное назначение театра» мы должны поддерживать, откармливая его носителей из золотой миски?

Один из тех, чья, с позволения сказать, творческая продукция уже была отмечена «Маской», на радостях оскорбил А.П. Чехова. И, поверите ли, уже 4 года этот текст с оскорблениями украшает сайт национальной премии. Только в матерное выражение вставили звездочки вместо некоторых букв, но никому не пришло в голову просто стереть.

Может быть, в этом жанре правильнее было бы вручать премию «Золотая моська»?

Известия // среда, 10 декабря 2014 года

Золотая моська

Золотая моськаИсторик и журналист Илья Смирнов — о качестве некоторых постановок, номинированных на национальную театральную премию

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров


реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке