«АвтоВАЗ» призвал рабочих отказаться от митинга

Руководство «АвтоВАЗа» призывает рабочих отказаться от митинга, планируемого на 14 декабря, и от возможной забастовки.
— На наш взгляд, митинг, организуемый КПРФ, — это событие, имеющее чисто политическую окраску, — сообщили «Известиям» в дирекции по связям с общественностью «АвтоВАЗа». — Это уже было отчетливо заметно по лозунгам и речам, звучавшим на прошлом, ноябрьском митинге: если вазовцы говорили о своих непосредственных делах, то представители КПРФ [коммунисты наряду с альтернативным вазовским профсоюзом «Единство» выступают в роли организатора митинга] тянули одеяло в свою сторону. Что касается забастовки, то о ней говорят те единицы, кто по непонятным причинам пытается на имени «АвтоВАЗа» заработать себе политические дивиденды. Каждый заводчанин понимает, что забастовка — это как пожар в лесу, это большая беда для всех.
В пресс-службе автогиганта особо отметили, что благодаря профсоюзу АСМ (основной профсоюз ВАЗа), куда входят 45 тыс. человек, на заводе увеличиваются выплаты и дополнительные премии. А в октябре президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон заявил, что в 2015 году не планируются сокращения рабочих.
— В течение года на «АвтоВАЗе» продолжился перевод рабочих автосборочных производств на более современную окладную систему оплаты труда, проводилась выплата специальных премий за достижение лучших ключевых показателей, введена 25-процентная надбавка мастерам автосборочных и автокомпонентных производств. Возобновлена такая льгота, как бесплатное питание для работающих в ночную смену, действие которой было приостановлено в 2009 году. В целом бюджет «АвтоВАЗа» на финансирование социальных льгот и гарантий в 2014 году увеличился по сравнению с прошлым годом на 22% и составил 2 млрд 203 млн рублей, — рассказал представитель волжского завода.
Лидер вазовского альтернативного профсоюза «Единство» (входит в межрегиональный профсоюз работников автопрома) Петр Золотарев сообщил, что упомянутые премии за достижение лучших ключевых показателей, по мнению многих рабочих, распределяются несправедливо.
— Да, действительно, некоторым сотрудникам, которые в течение года не ходили в отпуск, не брали больничного листка, ни разу не пропускали рабочего дня даже по уважительной причине, выплатили премии по 25 тыс. рублей. Но непонятны критерии их начисления: среди этих людей оказались пьяницы, — пояснил профлидер.
Золотарев также сообщил, что забастовка якобы уже чуть было не началась самопроизвольно.
— Были попытки в некоторых местах забастовать. В одном из подразделений работники, недовольные своим финансовым положением, уже собирали подписи за отказ от работы уже с понедельника, 15 декабря. Но там начали подключаться и профсоюзники асмовские и руководство. В среду вечером провели собрание и убедили не бастовать, — сказал лидер «Единства».
Золотарев отмечает, что в сложившейся экономической ситуации положение рабочих резко ухудшилось. С резким повышением цен зарплаты (17–25 тыс. рублей) рабочих на «АвтоВАЗе» обесцениваются.
— Бу Андерссон своими действиями создает социальную напряженность в регионе. Рынок труда в Самаре — это не рынок труда в Москве и Санкт-Петербурге. Методы руководства «АвтоВАЗа» — это типичные методы дикого российского капитализма, когда оптимизацию производства провели не за счет улучшения качества технологий, а за счет сокращения трудящихся. В результате оставшиеся на предприятии рабочие работают за двоих при сохранении той же зарплаты, а уволенные и их семьи, вполне вероятно, окажутся за плинтусом бедности, и это не может положительно сказаться на регионе, в том числе и на криминогенной ситуации, — убежден член совета межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» Петр Принев.
Александр Золотов, заведующий кафедрой экономической теории Нижегородского государственного университета, профессор, доктор
экономических наук, не согласен, что увольнения на «АвтоВАЗе» грозят каким-либо социальным взрывом.
— Рабочие уходили с предприятий на протяжении последних 25 лет, российский
рабочий класс в машиностроительном комплексе сократился примерно в
2–2,5 раза. Что касается этого случая, то в целом автомобиль с экономической точки зрения — это предмет роскоши. Если
доходы понижаются, то темпы сокращения спроса опережают темпы понижения
дохода, поэтому автомобильная отрасль крайней чувствительна к состоянию экономики и доходов населения, — отметил Золотов.