Новости, деловые новости - Известия
Пятница,
1 июля
2016 года

Автохлам из программы утилизации вернулся на дороги

«Черные утилизаторы» могут перечеркнуть смысл стартовавшей в сентябре отечественной программы по утилизации автохлама

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов

До 44% проданного по утилизации автотранспорта вернулось на вторичный рынок либо отправлено на гаражную разборку для последующей продажи изношенных узлов и агрегатов. Об этом «Известиям» заявили в ассоциации переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов, утилизации транспортных средств «Руслом.ком». В организации считают, что недобросовестные утилизаторы и автодилеры используют правительственную программу поддержки автобизнеса и обновления автопарка страны (на 2014 год на нее выделено 12,9 млрд рублей) для незаконного обогащения. В Минпромторге признали наличие проблемы.

— Машины оформляются как утилизированные, но вместо пунктов приема металлолома они либо целиком попадают на вторичный рынок, если они в более-менее работоспособном состоянии, либо идут в так называемые гаражные разборки с последующей продажей на запчасти, — говорит руководитель департамента аналитики ассоциации «Руслом.ком» Михаил Родионов.

По словам собеседника, исходя из статистики Минпромторга за сентябрь–ноябрь, непосредственно в утиль (программа предусматривает также обмен машины по системе «трейд-ин») отправилось 70 тыс. автомобилей. Из их числа до членов саморегурегулируемой организации «Руслом.ком» по состоянию на 9 декабря добралось лишь 39,5 тыс. автомобилей (56%). Остальные 30 тыс. машин ушли к компаниям, которые не входят ни в одно профессиональное сообщество. В «Руслом.ком» подчеркивают, что только его члены и кандидаты на вступление в ассоциацию обладают 100% шредерных мощностей (13 промышленных шредеров) России. Те, у кого дробилок нет, вынуждены перерабатывать старую технику с помощью пресс-ножниц, резать автогеном либо пускать под пресс, а затем продают лом сталеплавильным комбинатам — это гораздо более трудоемкий процесс и менее выгодный бизнес.

Прямых фактов недобросовестности «черных утилизаторов» у ассоциации «Руслом.ком» нет, но в качестве дополнительного довода в компании утверждают, что в некоторых областях (Кировская область, регионы Южного федерального округа) дилеры накапливали на складах автохлам. По нынешней программе некоторые автомагазины в добровольном порядке взяли на себя обязанность свозить утиль на переработку, машины в ГИБДД для снятия с учета везти не обязательно. Однако до утилизаторов этой области автохлам так и не доехал, уверен Родионов.

— Если везут машины на утилизацию в другой регион, то вообще непонятна экономическая целесообразность такого проекта, — продолжает утилизатор. — Нам жаловались и подмосковные утилизаторы: стоит на приемке зазеваться, подъезжают люди то ли с брянскими, то ли с орловскими номерами, о чем-то быстро договариваются с автовладельцем и направляются в каком-то другом направлении.

По его словам, «черные утилизаторы» соблазняют автомобилистов, пожелавших воспользоваться госскидкой, тем, что, помимо справки (которая предъявляется при покупке нового автомобиля в рамках госпрограммы), они получают за старую машину хоть какие-то деньги.

— Вдобавок нынешняя программа предусматривает утилизацию грузовиков. К примеру, только один старый мотор «КамАЗа» потянет тысяч на 15 рублей, — пояснил собеседник. — Акт об утилизации не представляет из себя документ строгой отчетности — это своего рода аналог типичного акта сдачи-приемки, которые оформляют юридические лица при передаче какого-либо имущества.

Продавцы, в свою очередь, эти документы наряду с копиями договоров купли-продажи отправляют в Минпромторг, который ведет лишь документарный контроль утилизации. В Минпромторге признают наличие проблемы, но не видят в этом большой опасности, считая масштабы злоупотреблений незначительными.

— К сожалению, нам известны факты недобросовестного поведения утилизаторов, которые вместо утилизации машин вновь выпускают их на рынок. Но эта проблема относится к сфере уголовного права, и такие компании должны нести ответственность в уставленном порядке, — сообщил «Известиям» заместитель министра Минпромторга Андрей Дутов. Документы на такие авто фабрикуются, а номера двигателей перебиваются — это наказывается по ст. 326 УК о подделке/уничтожении идентификационного номера транспортного средства

В ведомстве, однако, убеждены, что такие случаи носят единичный характер. По словам Дутова, в России действует порядка 13,5 тыс. организаций, которые имеют действующие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, а также оснащены и подготовлены для обращения с ломом черных и цветных металлов.

— При утилизации автомобиля мы рекомендуем обращаться в местный вторчермет — там автомобиль гарантированно утилизируют по всем правилам, — порекомендовал замминистра Минпромторга. Напомним, стимулирующую авторынок программу автоутилизации продлят на 2015 год, выделив на нее еще 10 млрд рублей.

В ГИБДД России полагают, что машины, отправленные в утиль, уже не могут оказаться на дорогах.

— Такого не может быть. Утилизируемая машина снимается с регистрации и регистрационных знаков у нее нет. Либо ее только собственник может восстановить. Скорее всего, это автомобили с перебитыми VIN-номерами. Выявление подобных автомобилей — обычная регулярная работа сотрудников ГИБДД, — отреагировал замглавы ГИБДД России Виктор Кузин.

В то же время оказалось, что и перебивать VIN-номера двигателей продавцам автохлама не нужно. Возможность поставить на учет псевдоутилизованный автомобиль появилась у граждан недавно, поясняет автомобильный юрист Сергей Радько.

— У нас до недавнего времени в правилах регистрации транспортного средства было предусмотрено, что автомобили сняты с учета для утилизации и не подлежат повторной постановке на учет. Примерно год назад Верховный суд России признал эту норму незаконной. В нормативных документах МВД никаких изменений нет, так что и преград для вторичной постановки на учет «утильмашины» формально нет, — объяснил Радько.

По мнению адвоката, аферисты при должных объемах могут использовать связи в ГИБДД для легализации таких машин, потому что для постановки ранее отправленного на утилизацию автомобиля на учет достаточно доверенности, причем даже не обязательно нотариально заверенной.

— Они могут просто подделывать эти доверенности и выступать от имени владельца. В дальнейшем, если автомобиль не засветится на штрафах, то бывший собственник даже не узнает, что его автомобиль получит вторую жизнь. После продажи и обновления регистрационных данных в ГИБДД такие машины вполне легально могут эксплуатироваться новыми собственниками, — заметил Радько.

В «Руслом.ком» отмечают, что легализация автохлама для России явление не новое. Аналогичные проблемы возникли и в прошлую программу утилизации (2009–2011 годов).

— Для «черных утилизаторов» помимо самих машин было дополнительно интересно получить 3 тыс. рублей — деньги, которое государство выдавало им на переработку каждого автомобиля, — напомнил Родионов. — В текущей программе такие компенсации не предусмотрены.

Известия // понедельник, 15 декабря 2014 года

Автохлам из программы утилизации вернулся на дороги

Автохлам из программы утилизации вернулся на дороги«Черные утилизаторы» могут перечеркнуть смысл стартовавшей в сентябре отечественной программы по утилизации автохлама

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



Новости сюжета «Автопром»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке