Новости, деловые новости - Известия
Суббота,
1 октября
2016 года

«Народ устал от вседозволенности и хамства управляющих компаний»

Замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис — о том, как увеличатся цифры в платежках на квартиру

minstroyrf.ru

— Каждый год нам приходится констатировать рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги. И хотя президент ясно несколько лет назад высказался — рост не должен превышать уровень инфляции, как правило, этот уровень превышается. Когда это кончится?

— Непредсказуемость платы за коммунальные услуги закончилась. Мы создали беспрецедентные для нашей страны правила в сфере ЖКХ. Введены жесткие ограничения роста совокупного платежа: в среднем по стране он теперь не будет превышать уровня инфляции. Кстати, за 2014 год (по состоянию на ноябрь) плата россиян за коммуналку выросла всего на 3,8%. Индекс платежа будет утвержден для каждого региона сразу на 3 года. Однако если в конкретном муниципалитете есть объективная необходимость превысить допустимый уровень — например, для строительства нового водопровода, — это должно сопровождаться обязательным публичным обсуждением. Люди должны знать и видеть, что конкретно они получают, заплатив больше. Поэтому такое превышение должны согласовать местные депутаты — без их согласия утвержденные губернатором тарифы будут вне закона. То есть в итоге платеж для конкретного гражданина не будет расти выше инфляции: можно будет поднять тариф выше инфляции, скажем, на воду, но снизив тариф на тепло. А выйти за эти рамки без публичного обсуждения и согласия местных парламентариев будет невозможно. За 2014 год такие превышения коснулись 0,5% россиян.   

— Так почему эти водопроводы до сих пор не построены? Если не ошибаюсь, инвестиции включались в тариф изначально, а совокупный  рост тарифа на коммуналку давно уже превысил совокупный рост цен на другие продукты или услуги.

— Это заблуждение: инвестиции были заложены в тариф далеко не всегда. В настоящее время, к примеру, 70% водоканалов в России убыточны. Кроме того, рост в квитанции, если помните, всегда был скачкообразным. И всегда был вопрос: почему?  Теперь же мы не просто даем тариф — для каждой коммунальной компании (вне зависимости от формы собственности) будут даны четкие целевые параметры: например, сократить количество аварий, обеспечить качественную питьевую воду (в настоящее время только 60% потребителей имеют воду, соответствующую СанПИНу), повысить энергоэффективность, сократить потери, и эти цели будут заложены на каждый год. Кроме того, мы заложили в тариф такую важную защищенную статью, как предпринимательская прибыль. Если ты этих параметров достигаешь, то не только  инвестиции возвращаются, но и 5% прибыли: то есть не нужно воровать на подрядах, на каких то других «серых» схемах. Делай, что должен, и получи «белую» предпринимательскую прибыль. А если достиг целевых показателей, но смог еще и сэкономить, — это дополнительный доход компании. То есть новые правила делают  привлекательным рынок ЖКХ для «белых» игроков. Сюда будут стремиться не те, кто хочет поймать рыбку в серой воде, а добросовестные компании, в том числе которые никогда ЖКХ не занимались. А  ведь рынок ЖКХ громаден: это гарантированный спрос с годовым оборотом 4 трлн рублей. И сюда уже идет большой, цивилизованный бизнес, который понимает: в сложной экономической обстановке нет ничего привлекательнее, чем стабильность и предсказуемость. Иногда это стоит дороже, чем высокая маржинальная доходность. На ближайшее, по всей видимости, непростое, время ЖКХ станет в России едва ли не самой привлекательной сферой для инвестирования. Сегодня в России реализуется более 100 масштабных коммунальных проекта почти на 300 млрд рублей.

— Правила — это хорошо. Но будут ли они выполняться? Мне кажется, что губернаторы склонны скорее повышать тарифы, а не снижать их.

— Действительно, уже сейчас есть вопиющие случаи, попытки продавить высокие тарифы. Например, такая попытка была нами пресечена в Белгородской области, где повышение тарифа на воду составило бы 200%, а совокупный платеж — 30%, и мы проводили с губернатором соответствующие совещания, на которых он согласился: была попытка коллег из «Водоканала» завысить тариф без разумных оснований. С 2015 года, если конкретная компания не достигает целевых показателей, то к ней будут применяться жесткие финансовые  санкции: у нее будет забираться часть выручки. Если это концессионер, нарушающий требования, то с ним расторгается соглашение. Персональная ответственность будет для всех: от управляющей компании до заместителя губернатора, курирующего ЖКХ. До 1 января 2015 года каждый регион обязан утвердить дорожную карту для запуска всех механизмов нового тарифообразования. Иначе он не получит деньги из фонда ЖКХ ни на расселение граждан из ветхого жилья, ни на капремонт. И мы внимательно следим за ценообразованием в регионах, пока разбираемся в «ручном» режиме, субъекты это знают и хулиганить не будут. Для усиления эффекта мы подключили Генпрокуратуру.

— А почему вы так уверены, что придут инвестиции в ЖКХ, даже несмотря на комфортные условия? Практически все коммунальные службы — это различные муниципальные унитарные предприятия, и, честно говоря, не уверена, что их руководство стремится к увеличению своей эффективности и ждет инвестиций, за которые потом придется отвечать.

— Сейчас проводится оценка эффективности МУПов, и все неэффективные МУПы будут выставлены на конкурсную комиссию. Это произойдет до 2016 года. Неэффективными признаются те унитарные предприятия, которые оказывают услуги, не соответствующие стандартам качества, или несут убытки в течение 3 лет. Любой инвестор, победив в конкурсе, сможет войти на рынок.

— И как много у нас в стране неэффективных МУПов?

— Точно скажем после проверки, но моя личная оценка — таких около половины.

— Почему вы считаете, что новые инвесторы будут эффективнее старых? Вот, к примеру, директор старого доброго МУПа выводит из него деньги, отдавая подряд, скажем, на замену трубы, «своей» компании по заоблачной цене. Почему вы уверены, что так же не будет поступать новый оператор?

— Как я уже сказал, невозможно будет установить тариф без четких целей, а для их достижения мы вводим такое понятие, как типовые мероприятия с типовыми расценками на работы в коммунальной отрасли, чтобы было невозможно заложить трубу на сумму втрое большую, чем эта работа стоит. Кроме того, мы сейчас составляем справочник наиболее эффективных технологий ЖХК, чтобы губернатор ориентировался на апробированные в других регионах и странах практики. В этом реестре технологий можно будет увидеть конкретный договор и сумму, сколько потрачено на те или иные работы. Соответственно, если мы увидим, когда одну и ту же технологию будут применять за другие деньги. И у нас, и у правоохранительных органов сразу же возникнут вопросы: почему вы купили это дороже, чем за это заплатили в соседнем регионе?

— Хорошо, а что с управляющими организациями? Для чего нужно лицензирование и что конкретно это принесет жильцам?

— Если коротко, принесет возможность быстро сменить управляющую компанию, если она не устраивает жильцов. Сейчас как происходит? Есть группа недовольных качеством УК жильцов, но выясняется, что просто ее сменить не получится: объявления срывают, собраться жильцам не дают. Люди пишут жалобы, а управляющие компании их отправляют куда подальше, жилинспеккция выносит штраф, а директор — я говорю про реальные случаи — заявляет им: пишите, мол, пишите, вот я заплатил 300 тыс. штраф за то, что не раскрыл информацию, я на эти деньги трех дворников уволю, будете жить в грязи. У нас есть компании, которые сели на поток и на жителей им было плевать. Они говорили — наказывайте, будем на эту сумму меньше работать. Больше так не получится.

— И каков новый механизм смены плохой управляющей организации?

— Очень простой: два подтвержденных судом административных взыскания — и компания теряет право управлять конкретным домом. Если она теряет 15% домов, то теряет лицензию, а ее руководитель попадает в черный список и на 3 года лишается права заниматься этим видом деятельности. Все дома появятся в едином реестре, который сейчас создается, и процедура лишения лицензий за низкое качество работы будет максимально прозрачной. Больше никаких дискуссий: два штрафа — и нет такой компании в доме.

— А не боитесь, что система начнет работать наоборот: недобросовестные УК, у которых, вы сами сказали, есть связи с властью, с помощью нового механизма попытаются убрать добросовестных?

— Нет, не боюсь. Лицензии выдаются специально созданными лицензионными комиссиями, в которых не менее трети будут составлять представители профессионального сообщества. И каждый член комиссии платит административный штраф в случае незаконного решения — несколько десятков тысяч рублей.  Лицензирование встряхнет рынок и запустит механизм сменяемости компаний. Народ устал от их вседозволенности и хамства.

— Многих возмутила новая строка в квитанциях — на капремонт. Зачем она нужна? Разве раньше капремонт не входил в квитанции?

— Не входил. В квитанции входил только текущий ремонт, но не капитальный. Вот судите сами. В 1990-е годы многие получили свою квартиру в собственность в порядке   приватизации, и передавать  эту собственность в силу закона им должны были в соcтоянии надлежащем. Однако никто из собственников общее имущество с этого времени не чинил, не ремонтировал. Хотя казалось бы, когда речь идет о частных  домах, ни у кого не возникает вопроса, кто должен оплачивать, скажем, протекающую крышу или просадку фундамента. Почему с многоквартирными домами должно быть иначе? В Европе вообще таких вопросов не возникает: владеешь имуществом, значит, содержишь его в надлежащем виде. Если не запустить сегодня эту систему, мы рискуем весь жилищный фонд превратить в аварийный.

— А если передавались в порядке приватизации квартиры в доме без капремонта?

— Если на дату первой приватизационной квартиры дом нуждался в капремонте, то в соответствии со ст. 16 закона Российской Федерации от 06.07.91 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» за государством сохраняется обязанность производить капитальный ремонт таких многоквартирных домов. Граждане могут сейчас подать в суд и принудить местные власти сделать капремонт. Это честно: в свое время наши родители в квитанциях, так называемых жировках, оплачивали выделенную сумму на капремонт. Соответственно, его должны были проводить, и раз деньги копились, делайте. Не знаю, почему эта строка потом пропала потом из квитанций, но это была явная ошибка.

— В любом случае получается, что с 1990-х годов люди ждали, что сделают капремонт дома, и что же, еще лет 10–20 ждать, пока необходимая сумма не накопится?

— Если в доме необходимо сделать ремонт, но пока не накоплена необходимая сумма, ремонт произведет региональный оператор, и тогда он будет получать текущие платежи. Понятно, что такая масштабная работа не пройдет без огрехов. И были случаи, когда в программу капремонта попадали более новые дома или даже дома под снос. Чтобы минимизировать такие случаи, мы запускаем общедоступную систему онлайн-мониторинга капремонта, в которой будут присутствовать все дома, все программы капремонта, с ними сможет ознакомиться любой желающий. Заходишь, выбираешь свой дом — и видишь по нему всю необходимую информацию.  

— А что со счетчиками на воду? Кому можно не ставить?

— С 1 января для жильцов без счетчиков тарифы будут расти на 10% в полугодие. Но эта норма будет ужесточена, и об этом просят и собственники, и управляющие компании. Предполагается дать регионам право самим сделать выбор: либо для квартир без счетчиков наценка на воду будет расти на 30% ежеквартально, либо среди таких собственников будет распределяться вся разница в стоимости потребленной домом воды, которая непокрыта владельцами счетчиков. Мы считаем, что это на благо добросовестным — каждый должен платить только за тот ресурс, который потребляет. Еще мы хотим внести поправки в законодательство, которые позволили бы собственникам включать все счетчики в общедолевую  собственность, это позволит им строить интеллектуальные системы учета, которые в режиме реального времени показывали бы, кто как потребляет и как обманывает. Жильцы не обязаны ставить индивидуальные приборы учета только в том случае, если дом признан  аварийным, или в редких случаях, когда нет технической возможности их поставить.

— Расскажите, зачем все-таки выделять вывоз мусора в отдельную строку и переводить его вывоз в разряд коммунальных услуг?

— Действительно, мы подготовили такой законопроект, надеемся, что он будет принят до конца этого года. Не нужно заблуждаться: мы и сегодня за это платим — своей управляющей компании. Однако что мы получаем на практике за свои деньги? Наша УК договаривается с транспортной компанией на вывоз и утилизацию мусора, допустим, на 100 рублей. В эти 100 рублей  входит плата 60 рублей полигону для утилизации этого мусора, а остальное — собственно работа самой транспортной компании. А эта транспортная компания, чтобы не платить за утилизацию, сваливает мусор в ближайший овраг или отвозит на нелегальную свалку, где уплачивает не 60 рублей, а 10. В итоге, заплатив деньги на утилизацию мусора, мы получаем массу нелегальных свалок. Переведя эти услуги в разряд коммунальных, мы сможем контролировать этот процесс. Региональный оператор будет нести публичную ответственность за обращение с отходами на протяжении всей цепочки — от потребителя до полигона. И весь мусор будет складироваться или перерабатываться. Кроме того, это решает и еще одну проблему: оплата за вывоз мусора будет рассчитываться не по квадратным метрам, а в зависимости от количества жильцов, что более справедливо.

— Задолженность по услугам ЖКХ выросла до 132 млрд рублей. Как с этим бороться?

— До конца года, мы надеемся, будет принят закон, по которому по всей цепочке — от гражданина до коммунальной компании — устанавливаются штрафы в размере 1/170 ставки рефинасирования ЦБ за каждый день просрочки. Я считаю, что этот штраф должен быть сравним с банковским кредитом, ведь по сути неоплата есть кредит неплательщику.

— А коллекторов привлекать — тоже, как и банкам?

— С соблюдением требований по персональным данным, юридически УК вправе сейчас это делать. Но мне кажется, что эта тема  требует отдельного обсуждения, ведь некоторые коллекторы работают, как бандитские группировки, а мы считаем, что это не самый лучший подход к неплательщику. Это плохо и очень часто опасно, когда отдельные компании пытаются все долги скинуть коллекторам.

Известия // вторник, 23 декабря 2014 года

«Народ устал от вседозволенности и хамства управляющих компаний»

«Народ устал от вседозволенности и хамства управляющих компаний»Замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис — о том, как увеличатся цифры в платежках на квартиру

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке