Новости, деловые новости - Известия
Пятница,
30 сентября
2016 года

Московский НПЗ уличили в распространении запаха сероводорода

Ростехнадзор выявил нарушения при монтаже очистной установки на заводе в Капотне. Эксперты считают, что нарушения при строительстве цехов МНПЗ могут привести к технологической катастрофе

Фото: gazprom-neft.ru

На Московском нефтеперерабатывающем заводе (ОАО «Газпромнефть-МНПЗ») могут произойти гораздо более серьезные аварии, чем выброс сероводорода, произошедший 10 ноября 2014 года. Как выяснили «Известия», на предприятии во время реконструкции цехов не соблюдаются технологические регламенты, при этом многие установки не имеют соответствующих разрешений на ввод в эксплуатацию. Эксперты не исключают, что нарушения при монтаже очистной установки на заводе в Капотне, которая должна производить фильтрацию воздуха перед выбросами в атмосферу, могли привести к появлению в городе резкого запаха сероводорода. Мучения горожан, которых на протяжении последних месяцев «пытали» резким запахом, не самое страшное. Экологи считают, что беспечность руководства завода к технике безопасности и игнорирование предписаний Ростехнадзора могут привести к катастрофическим последствиям.

Как рассказали «Известиям» источники в Ростехнадзоре, сотрудники их ведомства только за последний год выявили на МНПЗ более двух десятков серьезных нарушений.

— На заводе ведется масштабная реконструкция и перестройка, но при этом нередко не соблюдаются технологические нормативы и ГОСТы и нередко в строительстве цехов используются материалы, не предусмотренные проектами, — рассказывает собеседник. — Поэтому, когда 10 ноября 2014 года на юго-востоке столицы произошел выброс в атмосферу сероводорода, подозрения сразу же пали на МНПЗ.

Тем более что, как следует из материалов Московского арбитражного суда, у сотрудников ведомства уже возникали претензии к монтажу установки ГФУ-2 с блоком очистки рефлюкса от сероводорода и меркаптановой серы. Эта установка должна производить фильтрацию воздуха перед выбросами в атмосферу.

— Еще 26 мая 2014 года наши сотрудники выявили, что были допущены нарушения при строительстве фундаментов и постаментов для оборудования ГФУ, — поясняет собеседник. — При этом буквально за три недели до выбросов мы снова посетили МНПЗ, и, как оказалось, ни одно из наших предписаний не было выполнено, хотя монтаж установки уже шел к завершению.

Как выяснили «Известия», монтаж и строительство газофракционирующей установки с 1 сентября 2013 года осуществляет ОАО «Промфинстрой». Главный офис компании располагается в Капотне рядом с МНПЗ.

— Мы только занимаемся строительством и к эксплуатации оборудования, а также к пробным запускам отношения не имеем. Все вопросы задавайте МНПЗ, — заявили «Известиям» в ОАО «Промфинстрой».

Засекреченный выброс

Сероводородное облако накрыло юго-восток столицы 10 ноября 2014 года. По словам очевидцев, едкий запах ощущался даже в центре Москвы. На «горячую линию» МЧС с жалобами на запах позвонило более 2 млн человек. По данным экологов, содержание сероводорода в атмосфере в тот день превышало предельно допустимую норму в десятки раз.

Замначальника управления МЧС по Москве Юрий Акимов в тот же день предположил, что причиной неприятного запаха, напоминающего сероводород, стала неисправность на Московском НПЗ. Росприроднадзор возбудил дело об административном нарушении по факту загрязнения воздуха. При столичном правительстве в срочном порядке была создана специальная комиссия. Однако до сих пор результаты ее работы неизвестны, а источник загрязнения не установлен.

По словам главы департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антона Кульбачевского, неприятные запахи перестанут беспокоить москвичей только к 2018 году после завершения реконструкции столичных предприятий.

— К сожалению, пока реконструкция не завершится, неприятные запахи периодически будут появляться, — заявил чиновник. — Но когда это небольшие концентрации, то это не опасно для здоровья, а просто дискомфортно.

По словам собеседника в МЧС, причиной столь длительного расследования инцидента стало нежелание московских властей идти на конфликт с одним из крупнейших налогоплательщиков в бюджет столицы.

ОАО «Газпромнефть-МНПЗ» — дочернее предприятие компании «Газпромнефть». Завод обеспечивает порядка 40% потребностей Московского региона в нефтепродуктах. Мощность переработки завода составляет 12,15 млн т в год. А производственная цепочка включает в себя более 30 установок различного назначения.

По данным официального сайта, на предприятии идет масштабная модернизация, направленная на улучшение качества выпускаемых нефтепродуктов, увеличение глубины переработки нефти и повышение производственной и экологической эффективности. До 2020 года «Газпромнефть» должна инвестировать в модернизацию Московского НПЗ более 130 млрд рублей.

Между тем 16 декабря 2014 года Симоновский суд Москвы удовлетворил иск Росприроднадзора о взыскании с МНПЗ 250 тыс. рублей штрафа за отсутствие у предприятия разрешения на выбросы в атмосферу. В Росприродназоре отметили, что данное судебное разбирательство не связано с инцидентом, произошедшим 10 ноября.

Руководство МНПЗ также опровергает информацию о выбросе сероводорода на предприятии, заявляя, что никаких аварий не было, а на юго-востоке Москвы находятся десятки различных предприятий, которые также могли иметь отношение к инциденту.

Президент совета директоров Гильдии экологов Николай Пальгунов утверждает, что неприятный запах исходит от места, где расположен АБЗ-4 «Капотня».

— Вчера возле четвертого асфальто-бетонного завода был сизый дым и запах сероводорода. Потом, когда его проезжаешь, возле НПЗ нет ни дыма, ни запаха, — говорит Пальгунов.

Он считает, что основания подозревать в выбросах сероводорода АБЗ-4 есть.

— Для производства асфальта используется мазут — в нем содержится много серы, — сообщил Пальгунов.

При этом он заметил, что вину конкретного предприятия надо еще доказать.

— Юго-восток Москвы — не очень благоприятный район с точки зрения экологии. Там много предприятий, которые могут быть потенциальным источником запаха: Курьяновские станции аэрации, Люберецкие станции аэрации, завод по сжиганию биоотходов, мусоросжигательный завод и уже упомянутый асфальтобетонный, — говорит Пальгунов.

Референдум против вони

Между тем Московская областная дума тоже пытается решить проблему неприятного запаха, от которого страдают жители Люберец, Котельников, Дзержинского и других городов на границе с Москвой. Заместитель председателя Мособлдумы Никита Чаплин направил обращения в Роспотребнадзор по Центральному федеральному округу и управление МЧС по Московской области с просьбой определить источник выбросов.   

«В Московскую областную думу поступают многочисленные обращения жителей городов Люберцы, Котельники, Жуковский Московской области с жалобами на резкий запах, похожий на сероводород, — говорится в обращениях. — По предположению обратившихся, источник запаха — Московский нефтеперерабатывающий завод в районе Капотни. Мною в ходе личного выезда 20 декабря 2014 года в город Люберцы Московской области подтвержден факт объективности обращений. Прошу Вас провести проверку и выявить источник нарушений экологических требований в части превышения уровня концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе».

Как рассказал «Известиям» Никита Чаплин, шквал жалоб от жителей области начался в ноябре и не уменьшился в декабре.

— Люди говорят, что это неприятный резкий запах, он ощущается постоянно, — рассказал он. — Невозможно форточку открыть и проветрить помещение — сразу комната наполняется этим запахом. Мы не знаем о последствиях и надеемся, что Роспотребнадзор проведет проверку и определит, что это за вещества и насколько они вредны.

До этого жалобы на неприятный запах, по его словам, поступали нечасто, это были единичные случаи.

— В субботу вечером я выехал в Люберцы, и запах сероводорода я почувствовал на МКАД, — сказал депутат. — Запах явственно ощущался в самих Люберцах, Дзержинском, а также на дороге к Жуковскому. В самом Жуковском он уже не чувствовался. У нас такая роза ветров — от Москвы воздух двигается на юго-восток Подмосковья. Запах идет откуда-то в районе Капотня. Жители считают версию о том, что это Московский нефтеперерабатывающий завод, наиболее вероятной.

По словам Никиты Чаплина, если источник неприятного запаха будет найден, Мособлдума будет настаивать на привлечении к ответственности виновных. С этой целью депутаты намерены обратиться в прокуратуру.

В свою очередь, зампред комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин считает, что вопросы о размещении вредных предприятий в черте города нужно выносить на референдумы.

— С одной стороны, строить предприятия в черте городов законодательно не запрещено, — заявил «Известиям» Максим Шингаркин. — С другой стороны, если москвичам не нравится жить рядом с Московским НПЗ, они могут поднять этот вопрос на общегородском референдуме.

По словам депутата, организаторами референдума могут выступить сами граждане, инициировав рассмотрение этого вопроса в Мосгордуме.   

Бомба замедленного действия

Между тем источники в Ростехнадзоре говорят, что ОАО «Газпромнефть-МНПЗ», реконструируя производство, фактически игнорирует предписания ведомства, касающиеся соблюдения нормативов, которые прописаны в проектной документации, в ГОСТах и СНиПах.

Так, 24 ноября 2014 года Московский арбитражный суд вынес решение о привлечении к административной ответственности ОАО «Газпромнефть-МНПЗ» и наложении штрафа 50 тыс. рублей. Как следует из материалов дела, инспекторы Ростехнадзора во время очередной проверки выявили, что установка ЛЧ-24-2000, которая используется для очистки дизтоплива от сероводородных примесей, работает без разрешения на ввод в эксплуатацию.

Примечательно, что еще в декабре 2013 года инспекторы технадзора вынесли предписания МНПЗ о необходимости провести все мероприятия для ввода в эксплуатацию этой установки. Кроме того, тогда же было выявлено, что само здание было построено с нарушениями требований проектной документации: при устройстве кирпичных перегородок было допущено увеличение вертикальных и горизонтальных швов до 40 мм при допустимой норме 10 мм, также затяжки анкерных болтов колонн этажерки реактора были выполнены без применения контргаек. 

Нарушения должны были быть устранены к февралю 2014 года. Однако, по словам собеседника в Ростехнадзоре, эти же нарушения были выявлены летом и при повторной проверке осенью. 

Ранее инспекторы при проверке локальной центральной операторной ЛЦО-2 выявили, что рабочая документация, по которой строился объект, вообще не соответствует утвержденному проекту. 

— Мы выносим предписания об исправлении этих нарушений, — рассказывает инспектор. — Через некоторое время приходим с проверкой, но выясняется, что все нарушения остались.

Собеседник предполагает, что предприятию легче заплатить копеечный штраф, нежели соблюдать установленные нормативы.

Например, летом этого года ОАО «Газпромнефть-МНПЗ» было оштрафовано на 300 тыс. рублей за нарушения при строительстве установки модификации битумов. Как оказалось, на предприятии использовались металлоконструкции и бетон, не предусмотренные проектной документацией. Также отсутствовало инструментальное обследование фактической прочности бетона, не были выполнены работы по устройству молниезащиты и не проведены комплексные испытания систем противопожарной защиты. 

— Аналогичные нарушения были выявлены на азотной станции, — рассказывает собеседник. — При этом, несмотря на отсутствие противопожарной защиты, станция была  введена в эксплуатацию без соответствующих разрешений.

По мнению специалиста, такие вещи недопустимы — это может привести к серьезным техногенным катастрофам, в том числе и с человеческими жертвами. 

Впрочем, от официальных комментариев в Ростехнадзоре отказались. 

— Действительно, наши специалисты после обследования объектов выносят предписания об устранении нарушений, а Московский НПЗ их по возможности устраняет, — заявила «Известиям» официальный представитель ведомства Юлия Непоседова. — Больше мне добавить нечего. 

В ОАО «Газпромнефть-МНПЗ» «Известиям» заявили, что строительство всех производственных объектов Московского НПЗ осуществляется в строгом соответствии с действующими нормами и правилами, во взаимодействии с представителями Ростехнадзора.

— Все промышленные объекты, запланированные к строительству и введению в эксплуатацию в рамках реализации комплексной программы реконструкции и модернизации Московского НПЗ, проходят согласование в Главгосэкспертизе, — пояснили «Известиям» в пресс-службе предприятия. — Установка гидроочистки дизельного топлива ЛЧ-24-2000 и установка по производству азота находятся в тестовой эксплуатации. 

Вся документация, необходимая для введения объектов в промышленную эксплуатацию, по утверждению пресс-службы, ранее была передана в органы Ростехнадзора и проходит согласования в установленном порядке.

Что касается строительства газофракционирующей установки на Московском НПЗ, то в настоящее время на установке завершен этап строительно-монтажных работ. Проводятся пусконаладочные работы без нагрузки сырьем, с проведением индивидуальных испытаний и выполнением комплексного опробования.

— Планируется, что установка будет введена в эксплуатацию в начале 2015 года, — заявили в пресс-службе, отметив, что завод предпринимает все усилия для устранения замечаний Ростехнадзора.

По словам эколога, доктора биологических наук Алексея Яблокова, Градостроительный кодекс и установленные нормативы при строительстве производств в России нарушаются повсеместно.

— Московский НПЗ — предприятие первой категории опасности, поэтому при ремонте установок и технологического оборудования, реконструкции зданий должны неукоснительно соблюдаться все нормы, установленные государством, — говорит Яблоков. — Иначе нельзя исключать, что однажды произойдет катастрофа с многочисленными человеческими жертвами.  

Известия // среда, 14 января 2015 года

Московский НПЗ уличили в распространении запаха сероводорода

Московский НПЗ уличили в распространении запаха сероводородаРостехнадзор выявил нарушения при монтаже очистной установки на заводе в Капотне. Эксперты считают, что нарушения при строительстве цехов МНПЗ могут привести к технологической катастрофе

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров




Новости сюжета «НПЗ»:

Интервью

Александр Гривняк

главный эвакуаторщик Москвы

Интервью

Дмитрий Пегов

глава столичного метрополитена

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке