Новости, деловые новости - Известия
Пятница,
30 сентября
2016 года

«Важно, чтобы выпускники из ДНР и ЛНР продолжили обучение в России»

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов рассказал о том, какие планы у ведомства относительно обучающихся на территории юго-востока Украины и как изменится ЕГЭ

Фото: Анна Исакова

Глава Министерства образования и науки Дмитрий Ливанов обсудил с корреспондентом «Известий» перспективы обучения молодежи, проживающей в провозглашенных Донецкой и Луганской республиках, и грядущих изменениях в Едином государственном экзамене.

— Дмитрий Викторович, начнем с актуального вопроса на сегодняшний день — ситуации на востоке Украины. Есть ли какие-то проекты, которые осуществляются со стороны Минобрнауки относительно учащихся в ДНР и ЛНР?

— Мы исходим из того, что в юго-восточных регионах Украины живут люди, тесно связанные с Россией культурными и кровными узами, и крайне важно, чтобы они имели полноценные права и возможности в сфере образования. Сейчас там очень непростая ситуация в связи с тем, что инфраструктура образования частично разрушена, и с тем, что Украина полностью сложила с себя ответственность за то, как развивается система образования в провозглашенных Донецкой и Луганской республиках. Исходя из этого, мы считаем нашей задачей — вместе с коллегами по правительству — сделать всё для того, чтобы дети и молодежь, которые живут на этой территории, получали полноценное образование и имели возможность его продолжить, если они завершают один из уровней в этом учебном году. В частности, важно, чтобы выпускники школ смогли продолжить обучение в российских вузах. Сейчас мы проводим сбор и анализ информации. Нам уже известно, сколько школьников, учителей, преподавателей, студентов, в каком состоянии находятся образовательные учреждения, каковы их потребности в учебных материалах. Мы координируем гуманитарную помощь, которая идет по линии образования, общаемся с ректорским сообществом, руководителями сферы образования в провозглашенных ЛНР и ДНР. Наша задача, чтобы в 2015 году были обеспечены в полном объеме все необходимые образовательные права тем людям, которые живут на этих территориях. 

— Вы сказали, что первичные данные у вас уже есть. Можно как-то их раскрыть?

— Конечно. В ноябре-декабре 2014 года представители Минобрнауки ознакомились с ситуацией в сфере образования непосредственно на местах. Сразу хочу отметить, что проведен лишь предварительный анализ данных, полученных от органов управления образованием юго-востока Украины. Данные собраны оперативно и могут отличаться от реальных, к тому же в некоторых районах идут боевые действия и информацию оттуда мы не получили.

В провозглашенной ЛНР ситуация по системе образования выглядит следующим образом. В дошкольном образовании — 327 дошкольных образовательных учреждениях обучается 25 872 ребенка. Если говорить об общем образовании, то работает 336 общеобразовательных организаций, в которых обучаются 77 272 человека. По отношению к среднему профессиональному образованию могу сказать, что всего 48 образовательных организаций, в которых обучение проходят 11,6 тыс. человек. Что касается высшего образования, то работают 34 высших учебных заведения, а численность студентов составляет 54 472 человека.

Относительно провозглашенной ДНР — там всего 529 дошкольных образовательных учреждений, к работе приступили 443, посещают их 21 987 детей, что составляет 41,8% от потребности населения. Повреждено 49 учреждений, но в настоящее время работают, а одно здание детского сада восстановлению не подлежит. В сфере общего образования функционируют 534 школы, а общая численность обучающихся составляет 146 969 человек, в связи с военными действиями приостановлена работа 12 учебных учреждений. Если говорить о среднем профессиональном образовании, то здесь ситуация лучше — 109 учреждений, из которых только 10 с поврежденной инфраструктурой и находятся в рабочем режиме. А обучается у них 37 564 человека. Также функционируют 7 вузов с общей численностью 44 749 студентов. В сфере дополнительного образования — 82 учреждения, из которых лишь одно не подлежит использованию, а число учащихся составляет 55 274. 

— Для учащихся ЛНР и ДНР будут предоставляться какие-то льготы в сфере обучения?

— Мы пока анализируем непростую правовую ситуацию, окончательного решения нет. Еще раз подчеркну: наша задача, чтобы выпускники вузов, работающих на территории Донецкой и Луганской республик, могли найти себе полноценную работу, чтобы их документы об образовании признавались на территории России. И то же самое относится к выпускникам школ — принципиально, чтобы они смогли поступать в вузы как там, так и в России. Нет никаких сомнений, что мы решим эту задачу.

— А как на сегодняшний день обстоят дела в сфере образования в Крыму? Насколько сильно поменялась картина с момента присоединения полуострова к России?

— Мы реализовали масштабный проект интеграции системы образования Крыма в российскую систему. В течение трех месяцев лета 2014 года была полностью методически переоснащена школьная система. Каждый школьник получил полный комплект российских учебников. Были переподготовлены учителя, которых более 30 тыс. человек. С 1 сентября 2014 года вся система образования Крымского федерального округа перешла на работу по российским стандартам образования. Это касается детских садов, школ, колледжей, техникумов и вузов. Конечно, еще очень многое нужно сделать, чтобы привести уровень оснащения образовательных учреждений в соответствие с нашими стандартами. Это дело требует усилий и времени. Сейчас начаты программы модернизации дошкольного и школьного образования в Крымском федеральном округе. Ремонтируются и реконструируются здания детских садов и школ, а также строятся новые.

В течение этого года проведена работа по формированию новой системы высшего образования в Крыму. Фактически из более чем 90 вузов и филиалов, которые работали на территории Крыма в составе Украины, сформирована современная сеть. Ядром стали два созданных в результате объединения крупных университета — Крымский федеральный университет имени Вернадского и Севастопольский государственный университет. Сейчас идут работы по модернизации инфраструктуры — проектированию и подготовке строительства новых корпусов, общежитий, лабораторий и всего того, что нужно для работы на современном уровне.

— Не все университеты готовы объединяться в Крымский федеральный университет. А учитывая, что планируется вложить порядка 25 млрд рублей, как будет решен вопрос с несогласными?

— Решение о том, что Крымский медицинский университет имени Георгиевского будет частью Крымского федерального университета, было принято правительством, и это решение поддерживается, в частности, и нашими коллегами в Минздраве России. Мы считаем, что это приведет к повышению качества медицинского образования в Крыму. Все необходимые подготовительные мероприятия, для того чтобы с 1 января 2015 года университет стал полноценно работать, уже проведены. Студенты медицинского университета с начала следующего года будут студентами Крымского федерального университета. Хочу подчеркнуть, что медицинское образование в Крыму еще в советское время было на высоком уровне. Сейчас мы придадим дополнительный импульс качеству подготовки врачей в Крыму. Будут переоснащены лаборатории и клиники, проведена переподготовка преподавателей. Отмечу и то, что ректором нового Крымского федерального университета является Сергей Донич, медик по образованию и доктор медицинских наук.

— Санкции со стороны Запада как-то повлияли на образовательные проекты, осуществляемые Россией за границей?

— Мы не чувствуем снижения интереса к сотрудничеству со стороны наших зарубежных коллег. Более того, я считаю, что в нынешних условиях нам надо еще более активно развивать наши международные связи. Россия всегда была частью, причем ведущей, мировой системы науки и высшего образования. Нам сейчас не просто крайне важно поддерживать и укреплять свой авторитет, а всячески содействовать развитию новых проектов. В декабре у меня была встреча с нашими соотечественниками — учеными, которые работают за рубежом, и я спросил, есть ли со стороны университетов, в которых они работают, какие-то установки на ограничение или запрет на контакты с Россией. Мне все в один голос сказали, что такого нет. И я говорю о наших соотечественниках, работающих в ведущих университетах США, Европы, Японии. Они заинтересованы в продолжении контактов с российскими учеными и в целом в работе с нашей страной. Всё, что связано с наукой и образованием, в целом гуманитарной составляющей, выше любых санкций.

— В рамках послания Федеральному собранию президент указал на необходимость анализа выпускных сочинений и результатов ЕГЭ, а также на важность разработки инструментов мотивации педагогов в этом направлении. Уже подготовлены какие-то предложения?

В конце 2013 года мы приняли профессиональный стандарт учителя и воспитателя. Это документ, который прошел через очень горячие обсуждения и сейчас постепенно вводится в действие. Он задает систему требований по отношению к учителям. С одной стороны, растет оплата труда и повышается социальный статус, а с другой — очень важно, чтобы профессиональное сообщество сформулировало свои требования к тому, каким должен быть современный российский учитель в XXI веке.

К учителям уже предъявляются новые требования. Они должны быть готовы работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, потому что инклюзивное образование всё больше и больше становится частью работы наших школ. Они должны быть готовы работать с детьми мигрантов, для которых русский язык не является родным и родители которых говорят в своих семьях на другом языке. Также необходимо умение работать с современными информационными технологиями. Но самое главное — уметь не только хорошо обучать, но и воспитывать детей, делая их достойными гражданами нашей страны. Вся эта система требований и сформулирована в стандарте учителя. На его основе уже разработаны программы повышения квалификации, которые проходят учителя, и идет разработка системы аттестации, на основании которой им присваиваются разряды.

Результаты ЕГЭ не будут основным источником оценки работы педагога в этой системе. Разные учителя работают с детьми в разных условиях. Объективный ЕГЭ дает нам возможность определить, каким школам и учителям нужна поддержка. Есть целые школы, которые работают в социально неблагополучных районах и регионах, и там заслуга учителя ничуть не меньше, чем его коллеги в элитной московской школе, куда привозят детей со всей Москвы. Сейчас выстраиваются новые системы оценки работы учителя и новая система мотивации к качественному труду.

— На 2015 год школьники уже знают, что их ждет на ЕГЭ. А что будет в 2016 году?

— Я не считаю, что в 2016 году произойдут какие-то радикальные изменения. Мы будем двигаться по намеченному пути. Это и повышение информационной прозрачности экзамена, его эффективности и открытости. Из всех экзаменов исчезнут задания с выбором ответа, где человек может просто угадать. Мы будем и дальше развивать устную часть экзамена по иностранным языкам. В дальнейшем рассматривается вариант по введению устной компоненты по гуманитарным предметам — истории, литературе и т.д. Планируется также и повышение порогового балла, который необходим для поступления в вуз. Если на 2015 год мы повысили проходные баллы по математике, иностранному языку и обществознанию, то в последующем будут повышения по другим предметам.

— Недавно у вас прошло заседание межведомственной комиссии по мониторингу эффективности вузов. Будут ли внесены какие-то изменения в структуру проведения мониторинга?

— На сегодняшний день в том же составе комиссии мы принимаем единодушные решения, которые отвечают интересам всех. Во-первых, это исключение из основных критериев мониторинга оценки, связанной с площадями учебного заведения. Это сделано, потому что на прошлых этапах мы уже максимально использовали этот показатель и отсекли от системы высшего образования те филиалы и вузы, которые не обладали достаточным имущественным фондом для обеспечения качественного образования. Также это решение обоснованно в связи с бурным развитием систем дистанционного, открытого образования.

Во-вторых, мы добавили показатель заработной платы преподавателей. Это важный фактор качества образования. От уровня заработной платы преподавателя зависит его квалификация и способность вуза привлечь высококачественных специалистов, а также уровень работы руководства вуза в целом. Также мы изменили подход к формированию критерия по трудоустройству, который вызывал замечания. Данный критерий в мониторинге 2015 года будет работать в полную силу.

— Оценку работы Крымского федерального университета вы тоже включите в мониторинг?

— Университет юридически и фактически начнет работу с 1 января 2015 года, но действительно он не будет оцениваться по результатам мониторинга, хотя всю необходимую информацию в открытую для всех базу данных, как и все остальные вузы, будет представлять. Оценивать работу этого вуза и сравнивать его с другими мы в ближайшие несколько лет не будем в силу сложившейся ситуации и предыстории этого вопроса.

— Вами было подготовлено предложение по повышению стипендий для студентов. Для хорошистов повысят на 18%, а для учащихся старших курсов за внеурочные достижения предлагается поднять до 20%. С чем это связано?

— Мы считаем, что уровень стипендиального обеспечения у нас недостаточен. Если мы берем среднюю или минимальную стипендию, то она не устраивает студентов, так как на нее невозможно прожить. Тем не менее это важная мера социальной поддержки, и мы не только не планируем от нее отказываться, но и постоянно предлагаем увеличить объем стипендиального фонда. Сейчас всё в большей степени сами вузы могут принимать решения о поддержке отдельных категорий студентов, причем при этом обязательным является учет мнения студсоветов, и у нас есть стипендии в вузах, которые составляют и 10 тыс., и 15 тыс. рублей, а то и больше. В сегодняшней непростой экономической ситуации мы предложили правительству проиндексировать стипендиальный фонд на следующий год в тех параметрах, о которых вы сказали.

— А сильно ли пострадал бюджет на образовательную сферу в связи с всеобщим сокращением бюджета?

— Я бы не сказал, что это сильное сокращение. В соответствии с теми решениями, которые есть на сегодняшний день, многие наши программы сокращены на 10%. Это не окажет критического влияния на качество образования или количество бюджетных мест для студентов. Всё будет в тех параметрах, которые мы запланировали, но по каким-то программам развития уровень поддержки наших университетов придется сократить. Мы рассчитываем, что в начале или середине 2015 года, если экономическая ситуация будет улучшаться, мы сможем восстановить эти потери и вернуться к тем объемам финансирования высшего образования, которые были запланированы в середине 2014 года на период 2015–2017 годов.

Известия // пятница, 26 декабря 2014 года

«Важно, чтобы выпускники из ДНР и ЛНР продолжили обучение в России»

«Важно, чтобы выпускники из ДНР и ЛНР продолжили обучение в России»Министр образования и науки Дмитрий Ливанов рассказал о том, какие планы у ведомства относительно обучающихся на территории юго-востока Украины и как изменится ЕГЭ

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке