Четверг, 23 марта 2017
Общество 6 января 2015, 00:01 Павел Кочегаров

Минтранс обновит правила руления транспорта после трагедии во Внуково

Сейчас машины аэропортовых служб ездят по устаревшим инструкциям 2006 года

После авиакатастрофы частного бизнес-джета Dassault Falcon во Внуково, унесшей жизни главы концерна Total Кристофа де Маржери и членов экипажа лайнера, Минтранс выступил с проектом поправок в Инструкцию по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации (проект есть в распоряжении «Известий»). Изменения актуализируют положения инструкции, которая на сегодняшний день уже морально устарела. Инструкция не менялась с 2006 года, и за это время появились новые типы самолетов, а наземные службы в аэропортах пополнились современной техникой. Между тем, как сообщается в документах Госкорпорации по организации воздушного движения (ОрВД), диспетчеры которой организуют трафик в российских аэропортах, выезд спецтранспорта или других самолетов на полосы — типичная проблема для российских аэропортов. В Минтрансе также отмечают, что к ним поступают многочисленные обращения от диспетчеров и руководителей аэропортов с просьбами обновить инструкции.

Инструкция по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации была утверждена приказом Минтранса от 13 июля 2006 года. Этот документ предписывает, как должен действовать и двигаться весь наземный автопарк на летном поле — от снегоуборочных машин до автотележек. Под средствами механизации понимают в том числе электрокары и автотрапы.

Работает эта инструкция следующим образом: в каждом российском аэропорту с учетом местных условий разрабатывается схема расстановки и организации движения воздушных судов, которую утверждает главный оператор аэродрома. На схеме обязательно указывают оси руления воздушных судов, контуры зон обслуживания (какая наземная машина должна подъезжать к определенному самолету), а также пути движения спецмашин.  Соответственно, все автомобили должны неукоснительно соблюдать эти требования при заправке, буксировке или ином взаимодействии с лайнерами. В противном случае создается угроза несанкционированного выезда на взлетную полосу и, как следствие, угроза столкновения.

Минтранс признает, что ряд предписаний документа уже не соответствуют характеристикам современных воздушных судов и современной аэродромной техники.

— Сейчас в гражданскую авиацию поступают самолеты новых типов (Ан-148, SSJ, А-321) и модификаций (Б-737 серии NG), а также современные средства механизации и спецтранспорт, характеристики которых требуют корректировки положений Инструкции, — сообщил «Известиям» источник, близкий к разработке проекта. — Поэтому целью поправок является приведение норм Инструкции в соответствие с характеристиками современных воздушных судов и с возможностями современного спецтранспорта.

В конце ноября в распоряжении «Известий» оказались документы Госкорпорации по организации воздушного движения (ОрВД), чьи диспетчеры организуют авиатрафик в российских аэропортах. Из них следует, что после катастрофы во Внуково, в которой разбился глава французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери, в аэропорту участились случаи несанкционированного въезда спецтехники на взлетно-посадочные полосы. Кроме того, с начала 2012 года таких эпизодов набирается минимум 20. На основании этих документов депутат Госдумы от ЛДПР Александр Старовойтов направил запрос генпрокурору Юрию Чайке с просьбой приобщить материалы к делу и провести дополнительную проверку деятельности аэропорта.

Для того чтобы предотвратить аварийные ситуации на летном поле и несанкционированный выезд на ВПП, Минтранс предлагает два новшества. Первое будет заключаться в том, что для самолетов нетипичных размеров или компоновки (таким был Dassault Falcon Кристофа де Маржери), будет действовать не унифицированная, а персональная инструкция.

«При обслуживании гражданских воздушных судов, не указанных в приложении №1 к настоящей Инструкции, или в случае, если схема подъезда (отъезда) и маневрирования спецмашин, предусмотренная эксплуатационной документацией гражданского воздушного судна, отличается от схемы, приведенной в приложении №1 к настоящей Инструкции, необходимо руководствоваться схемой, предусмотренной эксплуатационной документацией гражданского воздушного судна», — говорится в тексте проекта.

Второе изменение заключается в правилах остановки.

«При отличии требований эксплуатационной документации по остановке спецмашин при обслуживании воздушного судна от требований настоящей Инструкции, необходимо руководствоваться требованиями эксплуатационной документации воздушного судна», — указано в документе.

Суть изменений можно свести к тому, что теперь при взаимодействии с самолетами наземные службы смогут руководствоваться не только общими инструкциями, но и инструкциями, прописанными для данного типа воздушного судна.

20 октября 2014 года примерно в 23.57 в аэропорту Внуково-3 четырехместный самолет Falcon 50, следовавший рейсом Москва–Париж, при взлете задел снегоуборочную машину, загорелся и рухнул на взлетно-посадочную полосу. В результате крушения три члена экипажа и пассажир — президент французской компании Total Кристоф де Маржери, который возвращался в Париж, — погибли. Маржери прилетал в Москву на ежегодное собрание Консультативного совета по иностранным инвестициям. 

Московским межрегиональным следственным управлением на транспорте Следственного комитета РФ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации судна воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц»), по факту авиакатастрофы в аэропорту Внуково.

По данным следствия, водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненков находился в состоянии алкогольного опьянения. Его арестовали в первую очередь.

23 октября в рамках этого уголовного дела были также арестованы еще четыре сотрудника Внуково: ведущий инженер аэродромной службы Владимир Леденев, руководитель полетов Роман Дунаев, диспетчер-стажер Светлана Кривсун и ее наставник, инструктор Александр Круглов. По данным следствия, эти сотрудники не обеспечили соблюдение требований безопасности полетов и проведения наземных работ, что привело к трагедии.

Наверх
Реклама

Мнения

Наверх