Новости, деловые новости - Известия
Суббота,
1 октября
2016 года

Студенты смогут получить зачет за пройденные онлайн-курсы

Минобрнауки ищет варианты развития дистанционного обучения

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Арутюнов

Российские вузы смогут зачесть студентам пройденные открытые онлайн-курсы на таких платформах, как, например, Coursera, EDX, Udacity и др., а также те предметы, которые были дистанционно изучены в любом университете. Такие предложения были разработаны по заказу Министерства образования и науки России. Как рассказал «Известиям» руководитель проекта, начальник отдела дополнительного образования Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) ДГТУ Алексей Попов, нужно разработать единую систему перезачета дисциплин для студентов, а также систему расчета стоимости образовательных программ для вузов. В Минобрнауки считают, что онлайн-образование позволит студентам совмещать учебу с работой, а также вовлечь большее количество людей в образовательный процесс. Однако эксперты полагают, что, так же как и в Европе, система дистанционного обучения не приживется в России.

По словам руководителя проекта Алексея Попова, необходимо законодательно расширить права и возможности образовательных организаций для проведения онлайн-обучения, чтобы студенты могли дистанционно проходить отдельные курсы в разных вузах.

— В системе высшего образования существует целый ряд проблем, касающихся электронного обучения. Например, студент учится в Санкт-Петербурге, но хочет изучать физику в МГУ, поскольку там она лучше преподается, или ему больше интересен определенный уклон. Формально это возможно, вуз имеет право зачесть дисциплину, но практического механизма не существует — скорее всего, в деканате скажут, что не знают, как правильно оформить перезачет, — говорит Попов.

В отчете предлагается «разработать обобщающие рекомендации по взаимному зачету результатов изучения отдельных элементов образовательного процесса — курсов, дисциплин, модулей».

При «виртуальной академической мобильности» студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, встает вопрос расчета между образовательными организациями.

— Необходимо формирование рекомендаций для образовательных организаций по расчету стоимости модулей образовательной программы и осуществлению расчетов между организациями без проведения конкурсных процедур, — говорится в отчете.

— Целесообразно предоставить вузам самостоятельно определять состав, способ доступа и номенклатуру электронных ресурсов, в том числе право использовать открытые ресурсы  сторонних разработчиков.

По мнению Попова, студентам надо дать право засчитывать массовые открытые онлайн-курсы, такие как Coursera, EDX, Udacity, OpenupEd и др.

— У многих преподавателей из Москвы и Санкт-Петербурга размещены курсы на некоммерческих платформах. Но студентам, чтобы перезачесть этот курс у себя в университете, нужно предоставить документ установленного образца. При этом популярный сайт Coursera не лицензирован на территории России, — сказал он.

Для развития онлайн-образования в России предлагается внести поправки в первую очередь в нормативную базу по аккредитации и лицензировании образовательных учреждений, чтобы ликвидировать существующие противоречия.

— С одной стороны, закон «Об образовании» предоставляет право применять дистанционные образовательные технологии. Но в то же время в нормативных актах Рособрнадзора, применяемых при лицензировании и аккредитации, содержатся требования, ограничивающие эти права — в частности, нормативы по площадям учебных и спортивных помещений. То есть организации, применяющей электронное обучение, при проверке укажут на нарушение этого норматива, — пояснил Попов.    

Отметим, что Министерство образования в конце 2014 года заключило контракт с Институтом сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета на «Прогнозирование вариантов возможного развития нормативно-правовых основ и механизмов реализации образовательных программ высшего образования с применением дистанционных образовательных технологий (электронного обучения)». 

Как рассказали в Минобрнауки, онлайн-образование позволит студентам совмещать учебу с работой, а также поможет вовлечь большее количество людей в образовательный процесс.

— Сегодня для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на мировом уровне, образовательные организации всё активнее внедряют в образовательной процесс технологии онлайн-образования, — отмечают в пресс-службе ведомства. — Это позволяет усилить вариативность образовательных программ с учетом индивидуальных потребностей студентов, сочетая образовательную и профессиональную деятельность, а также дает возможность получать дополнительные профессиональные знания в выбранной профессии, вовлекая большее количество людей в образовательный процесс.

Также ведомством было принято решение о создании Совета по открытому онлайн-образованию. В его состав вошли ректоры Московского гоударственного университета им. М.В. Ломоносова, Государственного университета «Высшая школа экономики», Московского физико-технического института (государственного университета), Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского политехнического государственного университета, Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Уральского федерального университета, представители Рособрнадзора и Минобрнауки.

— По мнению всех участников первого заседания совета, открытые онлайн-курсы при условии предъявления высоких требований к их качеству и к процедурам оценки результатов обучения могут в будущем обеспечивать освоение существенной части образовательных программ, при этом право выбора онлайн-курса или традиционного курса в вузе будет гарантировано студентам, — рассказали в Минобрнауки.  

В ближайшее время планируется «сформировать рекомендации вузам по вопросам признания результатов обучения, определить приоритетные направления разработки содержания онлайн-курсов, скоординировать межвузовское взаимодействие в процессе создания и совместного использования онлайн-курсов образовательными организациями».

Председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин отметил, что с помощью введения системы онлайн-образования вузы смогут сократить расходы на обучение и в тоже время расширить аудиторию потенциальных студентов.

— Вузы могут предоставлять образовательные услуги за тысячи километров без какой-либо географической привязки, за счет чего существенно расширяется их аудитория. Чаще всего дистанционное обучение является платным, поэтому учреждения живут на этом, — говорит эксперт. — А для студентов онлайн-обучение — это возможность сэкономить расходы на проживание в другом городе.

Панин считает, что, если студентам можно будет проходить открытые онлайн-курсы в качестве университетского предмета, это повысит уровень научной среды.

— Так возможно контактировать с учеными из разных стран, получать обратную связь, более плотно общаться для дальнейшего научного сотрудничества, — сказал он.

Директор по исследованиям HeadHunter Глеб Лебедев рассказал, что виртуальное образование в глазах работодателей сильно проигрывает традиционным формам обучения.

— К онлайн-обучению относятся с подозрением, и, если будет выбор, при прочих равных условиях, предпочтут кандидата, учившегося на очной форме. Если же кандидат, получавший образование дистанционно, заинтересует работодателя, то ему обязательно зададут вопросы о причинах выбора такой формы обучения. Но если речь идет не о найме вчерашнего студента, работодателю намного важнее опыт кандидата, — сказал Лебедев.

Президент Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики (МГТУ МИРЭА) Александр Сигов считает, что необходимо тщательно отбирать онлайн-курсы, которые могут быть зачтены в вузах.

— Нужно учитывать программу обучения и уровень тех знаний, которые дают лекции. Этим может заниматься только экспертный совет, — говорит Сигов. — Безусловно, дистанционное обучение должно развиваться. Для успешного функционирования нужно сочетать разные формы обучения в разумных пропорциях. Так, например, во время онлайн-обучения можно проводить очные тестирования и экзамены.

Президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков подчеркнул, что ни в одной стране мира не прижилась система дистанционного образования.

— Главная причина неудачи онлайн-обучения заключается в том, что никто не несет ответственности за уровень образования, — говорит эксперт. — Гарвард, Кембридж, Сорбонна, Шанхайский университет, которые одними из первых начали применять дистанционную систему, — все отказались от онлайн-обучения, поскольку в случае некачественно оказанной услуги учреждениям могут предъявить даже судебные иски. По той же причине ведущие университеты не стали использовать систему дистанционных курсов других учреждений.  

Комков отметил, что Сорбонна использует для обучения своих студентов систему открытых лекций, однако при этом руководство университета само лицензирует эти курсы.

— За обучение несет ответственность только само учреждение, а не министерство, поэтому если вузы считают целесообразным ввести систему открытых курсов, то они сами должны принимать решение и выбирать нужные модули, — считает Комков.

В то же время эксперт считает, что вузы могут использовать некоторые элементы дистанционного обучения.

— Если студент вынужден уехать на длительное время, или он, например, переехал в другой город на последнем курсе, то возможно использовать технологии дистанционного обучения, чтобы находиться в постоянном контакте с преподавателем, — сказал он.

Известия // суббота, 31 января 2015 года

Студенты смогут получить зачет за пройденные онлайн-курсы

Студенты смогут получить зачет за пройденные онлайн-курсыМинобрнауки ищет варианты развития дистанционного обучения

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров




Новости сюжета «Минобрнауки»:

Интервью

Александр Гривняк

главный эвакуаторщик Москвы

Интервью

Дмитрий Пегов

глава столичного метрополитена

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке