Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин отметил недопустимость беспредела в изъятии детей из семей
Мир
В Кремле указали на невозможность западных ракет ATACMS изменить ход СВО
Общество
Путин призвал поблагодарить жителей Донбасса за терпение и героизм
Мир
Папа римский призвал к переговорам для завершения конфликтов на Украине и в Газе
Армия
Минобороны пополнило экспозицию выставки трофейного оружия из зоны СВО
Наука и техника
Пилотируемый корабль «Шэньчжоу-18» стартовал к китайской орбитальной станции
Общество
Матвиенко заявила о необходимости создать условия для возвращения россиян
Общество
Следователи запросили арест экс-зампреда правительства Подмосковья Стригунковой
Мир
Посольство РФ в Италии осудило сравнение бойцов ВСУ с итальянскими партизанами
Мир
Стало известно о возможной продаже TikTok в США компаниям вне сферы технологий
Общество
ФСБ пресекла деятельность занимавшейся хищениями бюджетных средств банды
Мир
Маск назвал оторванными от реальности заявления Белого дома об Украине
Мир
Глава МО Белоруссии указал на наличие правовой базы для защиты Союзного государства
Политика
Захарова назвала ничтожными призывы Европарламента не признавать выборы в РФ
Мир
Генсек НАТО Столтенберг совершил полет на немецком истребителе Eurofighter
Политика
МИД РФ предупредил об ответе Западу на военную активность в Арктике

Магазины хотят штрафовать за необоснованное завышение цен

В Госдуме намерены разработать поправки в КоАП, которые позволят наказывать продавцов за наценку свыше 20%
0
Магазины хотят штрафовать за необоснованное завышение цен
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Госдуме хотят штрафовать магазины, необоснованно повышающие цены на социально значимые продукты, такие как чай, сахар, яйца, гречка и др. Как рассказал «Известиям» член комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Александр Потапов (КПРФ), в ближайшее время в комитете запланировано обсуждение соответствующих поправок в КоАП. По словам депутата, «необоснованной» предполагается считать наценку магазина больше 20%, а за попытку извлечь большую прибыль продавцов предложат штрафовать на сумму от 100 тыс. до 1 млн рублей. Председатель комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский («Единая Россия») подтвердил, что в комитете планируется «обсудить введение регулирующих мер», но отметил, что необходимо более детально продумать инициативу.

— Нужно четко сформулировать, что такое обоснованная цена, ведь сети не упустят возможности обойти закон и получить свой «бонус». И в целом нужно обсудить эту идею, — сказал Руденский.

По мнению Потапова, «приемлемой» наценкой продавца можно считать 15–20%.

— А в некоторых случаях — даже меньше, — подчеркивает парламентарий. — А такие наценки, как мы видим сейчас, — по 50, 100, 200% — совершенно недопустимы.

Потапов сообщил, что конкретный размер штрафа для нарушителей только планируется обсудить.

— Сейчас сложно сформулировать, каким должен быть штраф, но это сотни тысяч рублей. Мы должны вводить жесткие меры, ведь время непростое, — отмечает Потапов.

Его коллега, зампред комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов обратил внимание на то, что недобросовестных продавцов можно привлечь к ответственности уже сейчас.

— В КоАПе есть статья за завышение цен по сговору — штраф от 1 млн до 5 млн рублей (речь идет о ст. 14.32 «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности». — «Известия»). Нужно очень внимательно посмотреть, нужен ли нам дополнительный инструмент, — говорит Климов.

С ним согласен глава Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.

— Скорее, стоит применять антимонопольные процедуры. Мы можем прийти к тому, что реальную наценку будет сложно отследить — магазины могут договариваться с поставщиками и указывать в накладных цену выше реальной. Этот способ применялся еще в Советском Союзе, — говорит Орлов.

Председатель совета Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Вячеслав Телегин утверждает, что введение максимально допустимой наценки на социально значимые товары серьезно сократит их стоимость.

— Например, морковь мы поставляем по 7–12 рублей за 1 кг. А в торговых сетях ее продают по 50 рублей. Даже при стопроцентной накрутке стоимость была бы меньше 30 рублей за 1 кг, — замечает Телегин.

Начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group (сети магазинов «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель») Владимир Русанов утверждает, что «рост цен в магазинах вызван ростом отпускных цен поставщиков».

— При этом рост оптовых цен опережает рост цены на полках: средний фактический рост цен на полках магазинов компании ниже, чем рост отпускных цен поставщиков на те же продукты. Торговые сети стараются сдерживать рост цен на продукты, и в первую очередь на социально значимые, — утверждает Русанов.

Согласно предоставленным Русановым данным, например, средняя цена поставщиков на поваренную соль за декабрь 2014 — январь 2015 года выросла на 30%, когда в рознице продукт подорожал только на 4%. А, например, пшеничный хлеб в оптовой закупке стал дороже на 10%, а в магазинах он даже подешевел на 12%.

При этом Русанов утверждает, что сейчас наценки магазинов на социально значимые товары не превышают 20%: например, наценка на рис на 26 января составляла 1% (на 1 декабря 2014 года — 7%), на пшеничную муку — 6% (26%), на ржаной хлеб — 5% (27%), на молоко — 17% (21%), на картофель — 17% (20%).

Замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Кашеваров считает, что «спекулятивное движение» есть как со стороны поставщиков, так и со стороны магазинов.

— Когда рынок начинает движение, есть объективные причины, например макроэкономические — движение доллара к рублю. А есть и спекулятивное движение, и все в равной мере стараются использовать ситуацию в своих интересах, — говорит Кашеваров.

Чиновник не уверен, что ограничение наценки на продукты даст положительный эффект.

— Намерение, понятно, благое, но есть риск, что цены, наоборот, вырастут. Сети могут входить в альянс с поставщиками и договариваться о более высокой закупочной цене и, соответственно, получать большую прибыль, — опасается Кашеваров.

Напомним, на прошлой неделе генеральный прокурор РФ Юрий Чайка заявил, что в ходе проверок торговых сетей были выявлены случаи неоправданного повышения цен на продукты питания на 400%.

— Картина, конечно, удручающая. Во многих случаях цены неоправданно завышены, некоторые цены на продукты питания увеличились на сотни процентов — на 300, 400%. Есть такие случаи, — сказал Чайка.

Комментарии
Прямой эфир