Вачовски вернулись с «Восхождением Юпитер»

В российском прокате — космическая опера «Восхождение Юпитер» от брата и сестры Вачовски о том, как уборщица-нелегалка становится королевой Земли. Очередную вариацию на тему Золушки при желании можно прочитать как мастер-класс о том, как, снимая блокбастер, подорвать голливудскую систему изнутри.
Да, Юпитер здесь — это женское имя. Так хотел папа — петербургский астрофизик, убитый в собственном доме во время случайного налета. Мама тоже когда-то преподавала в университете, но в Америке она вместе с дочерью зарабатывает на жизнь уборкой в домах богачей. Юпитер (Мила Кунис) ненавидит свою жизнь и отчаянно ждет перемен. Однажды американская мечта материализуется в виде космического легионера с бородкой (Ченнинг Татум), который поведает о наследственных правах на планету и покажет, как Чикаго выглядит сверху.
Что бы теперь ни делали Вачовски, тень «Матрицы» неотступно следует за ними. Контркультурный манифест, критикующий общество потребления, в свое время примирил и высоколобых интеллектуалов, и любителей фантастики. Конечно, откровенно коммерческие сиквелы весьма подпортили эффект, а невразумительный «Спиди-гонщик», который притворяется семейным фильмом, свел его на нет.
Однако даже в «Гонщике» можно разглядеть те же мотивы — сопротивление всесилию бизнес-корпораций и любому контролю, приоритет личной свободы, а также некое пренебрежение законами индустрии. Ремейк давно забытого аниме-сериала 1960-х годов с живыми актерами в невыносимо яркой, почти кислотной для человеческого глаза цветовой гамме — вот для какой целевой аудитории снято такое кино?
Далее был очень дорогой, хотя и независимый «Облачный атлас» — еще более сумасшедший проект. Полтора десятка актеров, в том числе несколько лауреатов «Оскара», меняя парики, цвет кожи и даже пол рассказывают историю борьбы человечества с несправедливостью в шести разных временных пластах — от XIX века до постапокалиптического будущего. Безумие? Абсолютное безумие, закономерно провалившееся в прокате.
С «Восхождением Юпитер» всё сложнее. Вачовски сделали добросовестный блокбастер для подростков. Романтическая линия и беспроигрышный мотив Золушки. Много удачных экшен-аттракционов (особенно 10-минутная беготня от звездолетов среди знаменитых чикагских небоскребов), а также великолепные, детально продуманные и прорисованные неземные миры. Есть здесь и претензия на серьезное высказывание, и очевидная мораль. Есть что-то от «Матрицы» и от антиглобализма: по версии Вачовски, Вселенную поделили межгалактические корпорации, которые искусственно заселяют планеты людьми, так сказать, в промышленных целях. Люди живут и знать ничего не знают, пока не приходит время Жатвы.
Словом, вот оно, образцовое подростковое кино. Единственное, что режет взгляд, — слишком уж всё здесь старательно форматное. В роли кроткой несчастливой в любви уборщицы — успешная актриса Мила Кунис, у которой, наверное, самое стервозное лицо в Голливуде. Получеловек-полуволк (Ченнинг Татум), потерявший крылья за проступок, с врожденной ненавистью к королевской крови, а значит, обязанный ненавидеть Юпитер, но очень хочет любить — фактически Татум играет Эдварда из «Сумерек», только более мускулистого и трагичного.
Дворцовые интриги в духе «Игры престолов»; остроконечные ушки инопланетянок, от эльфийских до «Микки Мауса»; говорящие хвостатые ящеры в кожаных плащах — во всем здесь чувствуется усмешка. А особенно — в концовке фильма, идеально соответствующей все жанровым конвенциям, но оттого вдвойне издевательской. Возможно, это прекраснодушие, но почему-то кажется, что такое безобразие можно сделать только умышленно. Может статься, Вачовски наконец придумали идеальный способ борьбы с косной голливудской системой — «итальянскую забастовку».