Новости, деловые новости - Известия
Воскресенье,
26 июня
2016 года

Почему правительству майские указы — не указ

Политолог Юрий Крупнов — о том, как улучшить демографическую ситуацию в России

Фото с личной страницы на сайте facebook.com/kroupnov

Почему знаменитые майские указы президента России реализуются из рук вон плохо?

Хотя, казалось бы, это высшие распорядительные решения, они касаются важнейших проблем российского бытия, за них спрашивают. В конце концов, именно исполнение этих указов как выборных обещаний определяет устойчивость власти и элит.

Полагаю, что причина та же самая, по которой падает рубль.

В стране кризис управления.

Не управляемости и послушности, а управления, то есть способности организовать сложные виды деятельности.

Этот кризис образцово-показательно представлен в реализации поставленной главой государства задачи обеспечить многодетные семьи бесплатными и инфраструктурно оборудованными земельными участками.

На это направлено сразу два указа президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года: № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и № 600 «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

В самом деле, главная проблема в России — демографическая.

Несмотря на временное превышение рождаемости над смертностью, общая тенденция на снижение численности российского населения, к сожалению, остается неизменной. Если не станем предпринимать чрезвычайные усилия по кардинальному росту рождаемости в стране, то уже к середине столетия нас будет не полторы сотни миллионов, а чуть больше ста миллионов — и это на самую большую в мире территорию в 1/7 часть мировой суши. Кстати, в США к этому времени численность населения увеличится с нынешних 320 млн до 400 млн.

Если мы хотим хотя бы сохранять население страны, обеспечить простое воспроизводство, то надо увеличивать коэффициент рождаемости с 1,6 до 2,4, а это означает, что к 2040 году количество многодетных семей, то есть имеющих трех и более детей, в стране должно вырасти в семь раз, с 7 до 50%.

Ставка на многодетную семью и есть наш демографический императив в политике.

Подобный императив может кому-то нравиться или не нравиться, кто-то может доказывать, что подобный рост числа многодетных семей невозможен, однако при отказе от данного императива Россия приговаривается к вымиранию.

Ключ взрывному росту количества многодетных семей — смена принципа расселения, переход от мегаполисной высокоэтажной урбанизации к урбанизации малоэтажной и усадебно-ландшафтной. С учетом уже имеющихся квартир это по сути перевод многодетных семей в России или тех, которые готовы быть многодетными, на новый тип жилищного бытования «квартира + дом».

То есть в указном решении российского президента обеспечить многодетные семьи в стране землей для строительства своего дома и родового гнезда имеется ясная и гениальная политическая и демографическая логика.

Со времени издания указов прошло 2,5 года. Что же сделано?

Из 1,1 млн многодетных семей в очередь на земельные участки записалось чуть более 370 тыс. семей, порядка 130 тыс. семей юридически участки выделены, однако большинство (не менее 70%) из этих участков — без какой-либо инфраструктуры. То есть надлежащих земельных участков выделено менее 5%.

Показательно, что уже через год после указов пошла их ревизия правительством, а затем их фактическая отменили.

В октябре 2013 года председатель правительства бодро заявил о необходимости обеспечить «возможность выбора между получением в собственность земельного участка для строительства своего жилья и жилья по договору социального найма». По факту же многодетные семьи опять загоняются в то, что прогнозировал сам премьер: «Создаст очередную очередь, которая будет продолжать очередь по договору социального найма, сохраняющуюся с советских времен». Потрясающая самокритика. И логика. Недопустимо, сказал премьер тогда, «давать землю в глухих углах». Следовательно, поэтому ее просто не будут давать.

Действительно ли майские указы невыполнимы? Что и как надо было делать?

Первое. Необходимо было на федеральном уровне выработать адекватную стратегию и госпрограмму, которая бы не только решала поставленную задачу, но и выступала системным фактором решения демографической и жилищной проблемы.

Институт демографии, миграции и регионального развития предложил решение — создавать целостные поселения, которые можно было бы назвать городками демографического будущего (ГДБ). Фронтальное планирование и строительство 100–300 таких городков позволило бы не только четко реализовать президентские указы, но и продвинуть проблему расселения в Российской Федерации в целом. Через эти пару сотен городков развития перейти к новой урбанизации, буквально перелицевать страну.

Что могло бы из себя представлять подобное типовое поселение для многодетных?

Компактную и в основном малоэтажную комплексную застройку в черте существующих городских поселений или рядом с ними для 0,3–2 тыс. многодетных семей и дополнительно стольких же семей, имеющих иные льготы по жилью или земельным участкам, а также для коммерческой реализации желающим — примерно до 50% от общей численности всех льготных семей. В основе поселения изначально должно лежать создание развивающей и воспитывающей среды, что требует передовых решений в сфере образования и здравоохранения, по инженерно-коммунальной и транспортной инфраструктуре, а также полномасштабного включения объектов современных общественных пространств — парков и ботанического сада, конгресс-центров, выставочных домов и т.п.

Очевидно, что подобные поселения, помимо решения проблемы демографической безопасности, выступят для уже существующих городов своего рода опорными пунктами развития и позволят осуществить системную модернизацию национальной системы расселения, решать как проблемы аварийного и ветхого жилья, так и жилищную проблему. Ведь сегодня в стране вводится в 2,2 раза меньше жилья, чем требуется в соответствии с поставленной президентом задачей вводить в год по 1 кв. м жилья на каждого жителя страны. Строительство федеральной сети городков демографического будущего является стратегическим инвестиционным проектом окупаемостью порядка 12 лет.

Второе. Необходимо было создать штаб по реализации задачи указов.

По факту же всё было спущено на субъекты федерации, которые, в свою очередь, спустили проблему на муниципалитеты, предложив каждому из 26 тыс. муниципальных образований в РФ самостоятельно рыпаться по отношению к планетарной проблеме. То есть по существу было приказано организовать 26 тыс. муниципальных штабов. Тотальная деконцентрация и распыление ресурсов, сил, воль, средств, смыслов. Так сказать, хорошо организованная энтропия.

Третье. Необходимо было организовать  федеральный эксперимент по комплексному проектированию и строительству целостных поселений для многодетных семей — городков демографического будущего в 7–12 тщательно отобранных субъектах Федерации.

Получилось — как всегда.

Впрочем, еще не поздно всё поправить.Важно только работать не в методологии саботажа. Майские указы не могут реализовываться в инерционной системе управления. Тем они и замечательны, эти указы, что ставят критически важные, но чрезвычайно трудно реализуемые задачи. И правительству необходимо не подстраивать задачи под себя, а себя переделывать и трансформировать под задачи.

Решение президента России о выделении многодетным семьям земельных участков не просто правильное, оно, повторюсь, является без преувеличения гениальным.

Вот счастливый случай для госаппарата и проблему решить, и себя показать.

Автор — председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Известия // понедельник, 16 февраля 2015 года

Почему правительству майские указы — не указ

Почему правительству майские указы — не указПолитолог Юрий Крупнов — о том, как улучшить демографическую ситуацию в России

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров



Новости сюжета «Стратегия импортозамещения»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке