Впервые за время украинского кризиса позиции ключевых держав Европейского союза, Германии и Франции, и Соединенных Штатов резко разошлись. Ведущие политики США, включая вице-президента Джо Байдена, выступают за усиление давления на Россию. Соперник Обамы в президентской гонке 2008 года Джон Маккейн говорит о необходимости поставок оружия Киеву. Однако Германия устами канцлера Ангелы Меркель выступила против.
А президент Франции Франсуа Олланд заявляет, что переговоры в Москве — последний шанс достичь урегулирования перед полномасштабной войной.
Конечно, можно было бы заподозрить хитрый план со стороны Запада, игру в доброго и злого следователя. Дескать, примите мирный план Меркель—Олланда, а иначе США начнут массированную поставку вооружений на Украину.
Однако похоже, что ставки в игре гораздо выше.
Германия и Франция послушно шли в фарватере американской политики в украинском вопросе весь 2014 год. В январе 2015 года робкая попытка Франсуа Олланда выступить посредником в мирном урегулировании на Украине была прервана терактом против журнала «Шарли Эбдо».
В результате к концу января Украина оказалась перед лицом тотальной гражданской войны, чреватой миллионами беженцев и дестабилизацией всей Восточной Европы. Естественно, война на границах Европейского союза резко ослабила бы и так непрочный ЕС, поставив его в абсолютную зависимость от США. Обо всех проектах «Соединенных Штатов Европы», мощной и сопоставимой с Америкой сверхдержавы, можно было бы смело забыть. Война на Украине, неизбежный в результате конфликт с Россией делали бы ЕС слабым и зависимым.
Больше того, возникала бы вероятность геополитического столкновения Германии и России по сценарию, хорошо известному на примере двух мировых войн XX века. И в 1914-м, и в 1941-м от военного противостояния двух ключевых европейских держав в наибольшей степени выиграл англо-саксонский мир, и прежде всего Соединенные Штаты.
Для США превращение Украины в новый Ирак не грозит почти никакими рисками. Важно лишь добиться от России обязательства, что конфликт на Украине не перерастет в ядерную войну с самими США, а дальше — дело техники.
Украино-российский конфликт вместе с перманентной украинской гражданской войной могут длиться десятилетиями. В итоге ослабленная Россия уже не сможет вмешиваться в мировые дела. А с автономией Евросоюза в рамках глобального Запада будет покончено.
Парадоксальным образом со стороны США речь идет о пересмотре итогов объединения Германии. Отдельные депутаты Государственной думы РФ предлагали пересмотреть решение о вступлении ГДР в состав ФРГ. Дескать, тогда тоже произошла аннексия. Но если мы посмотрим на объединение с точки зрения США, произошло не просто слияние двух государств, но и резкое повышение статуса Германии, которая из вассала превратилась в ключевого союзника США в Европе и младшего партнера в мировых делах.
Но вот, с другой стороны, Япония до сих пор пребывает в статусе «экономического гиганта, но политического карлика», если воспользоваться удачными словами Гельмута Шмидта, сказанными в 70-е про саму ФРГ. Зависимость Японии от США крайне велика, Токио не может принимать политических решений без одобрения Вашингтона. А все потому, что Япония находится в перманентном конфликте с Китайской Народной Республикой. Сильный Китай серьезно ограничивает влияние Японии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Токио приходится мириться со статусом вассала США, несмотря на все инициативы премьер-министра Абэ по возвращению Японии великодержавного статуса.
Германия не просто объединилась в 1991 году. Она помирилась с Россией. Москва и Берлин 25 лет тесно сотрудничали, что развязывало Германии руки в отношениях с США и внутри ЕС.
Если конфронтация Запада и России по украинскому вопросу зайдет слишком далеко, Германии грозит «японизация» — утрата имеющегося статуса реальной великой державы и превращение в американского вассала. Конфликт с Россией будет ослаблять Берлин так же, как конфликт с Китаем ослабляет Токио. С момента катастрофы малайзийского «Боинга» мы уже наблюдали эту непривычную для Берлина ситуацию, когда Германия была вынуждена полностью ориентироваться на политику Вашингтона. Разжигание конфликта на Украине будет означать, что подобный статус закрепится надолго.
Поскольку лидирующая роль Франции в ЕС во многом зависит от ее альянса с Германией, ослабление влияния немцев будет скорее всего означать и снижение политического веса французов.
Поэтому от успешности мирного плана Меркель—Олланда зависят не только жизни людей на Украине, не только отношения Запада и России, но и положение Германии и Франции внутри глобального Запада, успешность проекта Европейского союза.
На протяжении последних 25 лет европейцы и американцы успешно проводили политику исключения России из Европы. Она оказалась эффективной. Но, как выясняется, исключив Россию, Европа не может удержать свою собственную уникальную идентичность, не превратившись в простого вассала США по японскому варианту.
Именно поэтому заявление Меркель о приверженности идее «Большой Европы» от Владивостока до Лиссабона и ее слова о готовности строить европейскую безопасность совместно с Россией остается только приветствовать.
Однако ближайшие дни покажут, готовы вы ли Франция и Германия на деле проводить политику примирения на Украине с учетом интересов России. Если эффект от недавних переговоров в Кремле ограничится лишь «порханием бумаг», возобладает жесткая линия США, направленная не только на разжигание конфликта на Украине и изоляцию России, но и на тотальное подчинение, десуверенизацию самой Европы.