Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

«Из-за кризиса мы фальшиво играть не начнем»

Юрий Башмет — о фестивале искусств в Сочи и умной музыке
0
«Из-за кризиса мы фальшиво играть не начнем»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Баранов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

13 февраля в Сочи стартует VIII Международный зимний фестиваль искусств под руководством Юрия Башмета. В программе 17 мероприятий в Зимнем театре и Органном зале филармонии. Среди самых ожидаемых — концерты Вадима Репина и Елизаветы Леонской, а также авторская фантазия по мотивам «Кармен» Мериме, Бизе и Щедрина, которую Юрий Башмет представит вместе с венесуэльским сопрано Нэнси Фабиолой Эррерой и солисткой Большого балета Екатериной Шипулиной.

Кроме того, в афише балетное посвящение Вацлаву Нижинскому, сольная программа Башмета «Бенефис альта», совместный концерт с Институтом Брамса в Любеке и Фондом Иоахима в Ганновере, спектакль МХТ имени Чехова «Контрабас», совместный концерт Дианы Арбениной и оркестра «Новая Россия» и многое другое. Перед тем как отправиться в Сочи, главный альтист страны ответил на вопросы корреспондента «Известий».

— Этот фестиваль станет первым постолимпийским. Теперь вам будет проще работать?

— Это мы увидим уже по ходу фестиваля. Фестиваль возник независимо от Олимпиады, но со временем мы стали все плотнее работать с Оргкомитетом «Сочи 2014». Так Олимпиада получила готовый яркий проект, ставший основой ее культурной программы. Конечно, и Игры тоже помогли фестивалю: концертные площадки всегда были заполнены зрителями и журналистами (как российскими, так и зарубежными). А на закрытии Олимпиады выступил Всероссийский юношеский оркестр, который мы собирали на прослушиваниях по всем федеральным округам России в течение нескольких лет.

— После Олимпиады, насколько я знаю, у коллектива были гастроли?

— Да, оркестр уже выступал в Москве, Санкт-Петербурге, Берлине, Женеве и Брюсселе. Не так давно мы были в Симферополе и Севастополе. Удивительно тепло нас публика принимала: устраивала настоящие овации еще до начала концерта. Можно себе представить, какие чувства переживали дети!

«Из-за кризиса мы фальшиво играть не начнем»















— Что с оркестром сейчас?

— Он по-прежнему существует. Но мы не можем собирать детей и проводить концерты чаще, чем 3–4 раза в сезон. Ведь все живут в разных городах, и слишком часто и надолго отрывать детей от учебы мы не можем. Ни один учитель и родитель с этим не согласится, да и я бы тоже не согласился. Единственное, что меня печалит, если говорить об этом коллективе — возрастная ротация. По достижении 22 лет ребята покидают наш оркестр. С одной стороны, эмоционально это болезненно, но с другой, нужно давать шанс другим детям. А взрослые, профессионально вырастая, в том числе благодаря оркестру, уже могут заниматься карьерой на более серьезном уровне. К примеру, мальчик, который сидел за первым пультом скрипок, сейчас работает солистом филармонии в Ростове-на-Дону.

Сейчас мы думаем о будущих концертах. Подготовка программ этим оркестром — сложный процесс. Сперва дети сами со своими педагогами на местах учат партию, затем встречаются уже на наших «оркестровых сборах», где с ними занимаются концертмейстеры групп ведущих российских симфонических оркестров. Затем ассистент дирижера собирает коллектив вместе, ну а потом уже появляюсь я. Тут начинаются процессы трактовки и общения. Радостно, что сейчас в коллективе есть звездочки и им пока не 22 (смеется).

— Вы строгий дирижер?

— В работе с юношеским коллективом важно быть чутким. Да, у нас очень высокие требования и к дисциплине, и к профессии. Но всегда нужно понимать, что одно резкое слово, строгий взгляд могут эмоционально ранить ребенка. На помощь приходит юмор. Мне удается даже серьезные проблемы обговаривать с улыбкой. На юмор дети мгновенно откликаются.

«Из-за кризиса мы фальшиво играть не начнем»










— Как устроена внутренняя жизнь коллектива?

— Дети есть дети. Видели бы вы, как они рыдают, когда расстаются в конце гастролей. Они дружат, ссорятся, влюбляются, выясняют личные отношения... Но с нами всегда ездит так называемый родительский актив, который помогает следить за дисциплиной. А когда мы ездили в Европу, юным оркестрантам полагалась еще стипендия, которую они радостно спустили на сувениры и мороженое.

Но что особенно важно, так это их встречи на одной сцене с великими музыкантами. С оркестром ведь играют солисты мирового уровня. Вот, например, когда я учился в консерватории, в коридорах мог встретить Ойстраха, Когана, Гилельса, Ростроповича. К Ойстраху студент не мог прийти даже в свободной форме одежды, то же касалось длины юбки, например. Мои однокурсники, когда Ойстрах появлялся на занятиях после трехнедельных гастролей, надевали белую рубашку и галстук. Они ведь шли на урок к великому человеку! Сейчас, к сожалению, многое изменилось. В перестройку многие уехали. Кто бы сейчас мог иметь такой авторитет? Ну разве что Виктор Третьяков, Владимир Спиваков, Гидон Кремер.

— Вы часто гастролируете. В Киев не приглашают играть? 

— Несколько месяцев назад звали. Мы молча улыбнулись, и всё. Но обидно, что есть зал, люди, для которых я играл и которые мне аплодировали, а сейчас ничего нет. Когда-нибудь все пройдет и закончится, но пока — только потери. Кому-то, наверное, кажется, что всё это происходит где-то далеко. А ведь в какой-то семье — смерть, кровь. Нужно прежде всего думать о ценности человеческой жизни и договариваться, идти на компромисс. 

Я ведь учился во Львове, прожил в этом городе с 5 до 18 лет. Там было очень много поляков, я до сих пор понимаю польскую речь. И хорошо помню общий идеологический настрой: на Западной Украине к Москве всегда плохо относились. А к Киеву — еще хуже. Когда я учился в школе, Бандера считался бандитом. Потом в какой-то приезд во Львов я увидел, что на центральной площади стоит огромный памятник ему. Кто-то думает, что он был освободителем. А за границей вообще мало кто понимает, что происходит. Я имею в виду и Грузию, и Крым. Помню, когда в Грузии начались военные действия, в США одна подруга позвонила другой, проживающей в штате Джорджиа, и испуганно спросила: «Что случилось? У вас там бомбы, стреляют!» Та вышла на улицу, посмотрела вокруг и ответила: «Да нет, у нас голубое небо». По-английски название штата и страны Грузии одинаково звучат.

— В России сейчас экономический кризис. На фестиваль он не повлияет?

— Кризис есть всегда, сейчас его просто официально обозначают. Самое главное — как ты сам воспринимаешь это непростое время. Кризис — очень важный в человеческом плане момент. Вопрос в том, зачем ты выходишь на сцену — только денег заработать или людям что-то сказать о самом главном? Если сейчас в связи с кризисом будет сокращение нашего бюджета, мы фальшиво от этого играть не начнем.

«Из-за кризиса мы фальшиво играть не начнем»










— Вернемся к программе фестиваля. Одним из самых ярких моментов должен стать концерт джазового квартета из ЮАР.

— Джаз у нас бывает каждый год. На сей раз вместе со своим трио приезжает легендарный джазовый пианист Абдулла Ибрагим. Он впервые посетит Россию в свои 82 года.

— Недавно президент объявил о том, что Всероссийский детский спортивный центр в Сочи начнет принимать музыкантов.

— Думаю, это отличная идея. У меня сейчас есть шесть образовательных центров в разных городах России, и их существование полностью себя оправдало. Во-первых, это будоражит местную администрацию, во-вторых, позволяет детям находить цель в занятиях: ребенок занимается уже не просто так, а чтобы прийти к именитому педагогу. Чем больше будет подобных центов, тем лучше. Сам Бог теперь велел сделать этот центр в Сочи, и, конечно, подобный центр мог бы стать отличной базой для Всероссийского юношеского оркестра.

— Перед интервью мы застали вас с альтом в руках. Разучиваете что-то новое?

— Да, вот только открыл ноты. Не знаю, может быть, перед нами шедевр. Помню, как Ростропович мне когда-то сказал: «Старик, если для тебя пишут, ты обязательно играй. Даже если не совсем готов будешь. На каждые десять произведений три будет хороших и как минимум одно — гениальное». Это некая провокация для других композиторов: они ведь слышат, что ты играешь, и тоже начинают для тебя писать. Я так познакомился и со Шнитке, и с Губайдулиной, и с Канчели. Сейчас уже большое количество опусов накопилось, которые просто не успеваю посмотреть. Недавно я начал разбирать эту стопку нот: годы проходят, а я так и не сыграл, например, концерт Холминова. Открыл, и по первой же странице понял, что это высококачественная, умная музыка.

— Вам нравится авангардная музыка?

— Не важно, в каком стиле написана музыка, важно, «о чем поет соловей». Смысл и логика — вот что всегда отличало творчество наших композиторов. Эксперименты французские, немецкие — всё интересно. Но у нас все-таки традиция Мусоргского, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича, Шнитке. Это всегда осознанное состояние, логика мысли. То, с чем мне интересно соприкасаться. 

«Из-за кризиса мы фальшиво играть не начнем»

Комментарии
Прямой эфир