Новости, деловые новости - Известия
Суббота,
30 июля
2016 года

Разница между ценами производителей и сетей доходит до 195%

«Известия», изучив путь продуктов питания от заводов-изготовителей до прилавка, выяснили, что самые высокие накрутки на овощи, гречку, молоко и говядину

Фото: ТАСС/Владимир Казанцев

«Известия» сравнили цены производителей продовольственных продуктов, посредников и торговых сетей. Выяснилось, что сильнее всего по пути на полку дорожает морковь — на 195%, а также картофель — на 160%. Гречка становится дороже на 135%, молоко — на 91%, капуста — на 73%, говядина — на 51%. По словам экспертов, максимальную наценку посредники устанавливают на мясо — до 40%. Как заявляют в Федеральной антимонопольной службе, на «горячую линию» ведомства за последние полгода обратились 7 тыс. человек с жалобами на завышенные цены в продуктовых магазинах.


Начальник Управления контроля агропромышленного комплекса ФАС России Анна Мирочиненко рассказала, что только за одну неделю — со 2 по 9 февраля — на «горячую линию» ФАС России поступило более 650 обращений — почти все они по поводу роста цен в розничной торговле. Чаще всего россияне замечали завышенную стоимость овощей и фруктов (180 жалоб), молочной продукции (150) и сахара (78). Меньше всего поступило жалоб по поводу курятины и свинины. Только три обращения касались роста оптовых цен производителей и оптовых поставщиков, пять — сельскохозяйственной продукции и сырья и еще одно — роста оптовых цен на рыбу.

Двойная наценка

Как рассказал руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, средняя цена производителей на 1 кг говядины (бескостной) — 280—290 рублей. Средняя цена мяса в московских торговых сетях, по данным ФГБУ «Специализированный центр учета в агропромышленном комплексе», подведомственного Минсельхозу, на 2 февраля составляла 431 рубль. Таким образом, по пути на прилавок товар подорожал на 51%.

Один килограмм свинины, по словам Юшина, у производителей стоит около 300 рублей. В торговых сетях, по данным Минсельхоза, его уже продают за 365 рублей. В итоге наценка составляет 31%. Килограмм куриного мяса (тушка) у производителей стоит 125–130 рублей, в сетях — 175 рублей. Наценка, таким образом, составляет 40%. 

Производитель мяса — компания «Агро-Содружество» — подтверждает эти цифры. Компания продает 1 кг говядины за 250–350 рублей, свинину — за 160–285 рублей. Мясо кур в компании стоит 50–183 рубля за килограмм.

— В зависимости от сорта мяса производитель продает продукт с наценкой 20–40%, — рассказала управляющий партнер торгового дома «Петровский» Анна Вовк. — Оптовик же продает товар в сеть с наценкой еще 25–40%. А торговая сеть «накручивает» еще от 15 до 50%.

«Лучшая рыба — это колбаса»

Слова популярной перестроечной песни снова популярны: возросшие цены на морепродукты и рыбу перевели их в категорию деликатесов. И здесь, как выяснили «Известия», основная наценка идет от сетей.

Как рассказал гендиректор «Северной компании» и президент Рыбной ассоциации Виталий Корнев, сети в среднем повышают цену на готовую рыбную продукцию на 45–50%, на охлажденную рыбу — на 15–20%.

Компания закупает рыбу у иностранных поставщиков, развозит ее по российским городам, перерабатывает некоторую продукцию. При этом производители не обращаются к другим посредникам и сами отвозят товары или в распределительный центр магазина, или непосредственно в сам магазин.

Замороженные сибас и дорада компания продает примерно по 400 рублей за 1 кг. В сетях они стоят примерно по 500 рублей. Таким образом, наценка составляет 25%.

— Сети часто проводят акции на рыбу, и тогда их наценки снижаются до нуля, — отметил Виталий Корнев.

Он рассказал, что сразу после введения Россией эмбарго многие сети пытались резко увеличить доходность, подняв цены. Но они столкнулись с падением покупательского спроса и вернулись к обычным наценкам. Но из-за падения спроса сети теперь зарабатывают меньше.

— Например, 1 кг семги раньше стоил 400 рублей, сеть продавала 10 т в месяц, оборот составлял 4 млн рублей, маржа сети — 10%, то есть 400 тыс. рублей, — рассказал Виталий Корнев. — Сейчас 1 кг стоит 1,2 тыс. рублей. Сеть продает 2 т, оборот получается 2 млн рублей, маржа осталась та же — 10%, но в рублях выходит 200 тыс. рублей. Возможно, сети хотели бы сделать наценку больше, но тогда и продажи еще сильнее сократятся.

Обмелевшие молочные реки

Директор по продажам Дмитровского молочного завода Денис Меньшиков рассказал, что средняя отпускная цена за 1 л молока (3,2% жирности) — 50 рублей.

По информации Российского союза предприятий молочной отрасли, средняя цена производителей за 1 л молока — 35 рублей. По информации Минсельхоза, в сетях молоко продается по 67 рублей за 1 л. Таким образом, наценка может доходить до 91%.

— Цена крупных оптовиков — 33 рубля за 1 л, далее торговая компания продает магазинам молоко в среднем с наценкой 5–8 рублей, а на прилавке уже продукт оказывается под ценником в 50 рублей, — рассказывает управляющий партнер торгового дома «Петровский» Анна Вовк. — Даже если производитель продаст молоко напрямую в торговую сеть, то на прилавке оно оказывается по средней цене 45 рублей за 1 л.  

Если брать средние цены производителей (данные Минсельхоза), масло стоит 42 рубля за 200 г. Средняя цена в сетях — 75 рублей. Наценка может доходить до 77%. Сметана в сетях продается в среднем по 49 рублей за 200 г, творог — по 74 рубля за 200 г. Если брать цены Дмитровского завода, наценка составляет 63% по сметане и 35% — по творогу.

Как рассказали в компании «Дмитровские овощи», 1 кг картофеля у них стоит 20 рублей, моркови — 30 рублей, капусты — 33 рубля. По информации Минсельхоза, картофель в магазинах стоит в среднем 52 рубля, морковь — 68 рублей, капуста — 52 рубля. Таким образом, наценка составляет по картофелю 160%, по моркови — 195%, по капусте — 73%.

В Картофельном союзе назвали средние цены производителей: 1 кг картофеля — 22 рубля, моркови — 23 рубля, капусты — 39 рублей.

Компания «Дмитровские овощи» является посредником по продаже лука: она закупает его у производителя по цене 27 рублей за 1 кг, а продает за 30 рублей. В сетях 1 кг лука в среднем стоит 46 рублей, общая наценка — 70%.

Гендиректор ООО «Дмитровские овощи» Владимир Чикин рассказал, что оптовая цена для каждого клиента устанавливается индивидуально.

— Во-первых, у некоторых сетей при заключении договоров предусмотрены бонусы (скидки при выполнении различных условий, например досрочной оплаты). Во-вторых, в цену закладывается доставка: если мы поставляем продукты, например, в Воронеж, то транспортные услуги обойдутся в 2 рубля, а если в Лобню — то 50 копеек, — подчеркнул Чикин.

В компании отметили, что на рынке овощей и фруктов много посредников — так называемых трейдеров.

— В России очень мало производителей фруктов, поэтому эта сфера интересна для посредников. Чаще всего фрукты «тянут паровозом» и овощи, — говорит Чикин. — Мы больше работаем с сетями, но иногда сотрудничаем с трейдерами, которые также потом везут в сети, и с мелкооптовыми компаниями, работающими с небольшими магазинами и ресторанами. 

Совсем не сладко

Как рассказали представители Оренбургского хлебокомбината, батон белого хлеба (0,5 кг пшеничного) компания продает за 21 рубль, буханку черного (0,7 кг ржано-пшеничного) — за 23 рубля. По данным Минсельхоза, средние цены в сетях на белый хлеб — 34 рубля, на черный — 34 рубля. Таким образом, наценка на белый составляет 61%, на черный — 47%.

Производители сахара продают его по 43–44 рубля за 1 кг.

— В разных регионах России у нас функционируют 10 сахарных заводов (среди них «Тихорецкий» и «Курганинский» — Краснодарский край, «Алексеевский» — Белгородская область, «Чишминский» — Республика Башкортостан), — рассказал представитель компании «Разгуляй». — Напрямую торговым сетям сахар не продаем — работаем с посредниками.

Индивидуальный предприниматель Иван Серов как раз и является одним из таких посредников. По его словам, он покупает сахар в том числе у краснодарских заводов, добавляет свою наценку — от 1 копейки до 1 рубля за 1 кг.

— Наценка зависит от объема и цены, — сказал он. — Я продаю товар компаниям, которые развозят его дальше по регионам.

По его словам, нередко в цепочке перекупщиков может быть 5–6 компаний или индивидуальных предпринимателей, и каждый из них добавляет свою наценку.

В сетях, по данным Минсельхоза, 1 кг сахара стоит 61 рубль. Таким образом, общая наценка составляет 41%.

Средняя цена производителей на десяток куриных яиц, как «Известиям» рассказали в Росптицесоюзе, — 46 рублей. В организации уточнили, что сейчас цены традиционно поднялись перед Пасхой, но потом снизятся. Согласно данным Минсельхоза, средняя цена в магазинах Москвы — 72 рубля за десяток. Таким образом, разница составляет 56%.

— На яйца, так как это скоропортящийся продукт, наценка посредников обычно составляет 30–35%, — сказала Анна Вовк.

Как рассказали в компании «Народненский крупозавод», она продает 1 кг гречки за 45 рублей. С сетями компания напрямую почти не сотрудничает — передает продукцию оптовикам. По данным Минсельхоза, в сетях гречка стоит 106 рублей. Получается, что общая наценка — 135%. 

Как показывает практика, минимальные наценки у производителей и крупных поставщиков.

Как рассказала руководитель пресс-службы ЗАО «Киевская площадь» Дилара Раянова, в московском агрокластере «Фуд Сити» цены на продукцию устанавливают сами производители или их представители.

Средняя цена за килограмм мяса кур составляет 135 рублей. Свинина стоит 220 рублей за 1 кг, баранина 260 рублей, говядина 255 рублей, — говорит Раянова. Средняя стоимость творога — 65 рублей, сыра — 115 рублей. Картофель можно купить за 22 рубля, капусту за 26 рублей, морковь за 25 рублей.

Сети оправдываются

Если проследить за цепочкой ценообразования, то видно, что большая часть наценки появляется именно в сетях. Ажиотажный спрос на некоторые группы товаров, слухи о дефиците, разговоры о санкциях — всё это позволило ритейлерам безнаказанно повышать стоимость продуктов на 50% и выше даже тогда, когда это не было продиктовано экономическими реалиями.

В январе Московская прокуратура провела проверки и выявила факты завышения цен на отдельные виды продуктов в магазинах «Азбука вкуса», «Магнолия», «Дикси», «Магнит», «Билла» и «Спар». По результатам проверок было возбуждено 418 дел об административных правонарушениях.

Такие же рейды ФАС и прокуратура провели и в других городах. Особо отличилась сеть «Магнит», принадлежащая Сергею Галицкому. Так, в Омске, согласно результатам проверки, которую прокуратура провела совместно с региональными управлениями Роспотребнадзора, Россельхознадзора и ФАС, сетевики существенно завысили цены на продукты, за что получили более 20 представлений. Крупные торговые сети проверяла и прокуратура Кабардино-Балкарии. По итогам проверок в Эльбрусском районе выявлен рост цен на продовольственные товары всё в том же «Магните» на 30%. В декабре прошлого года в Карельском УФАС зафиксировали жалобы на «Магнит» в городе Лахденпохья, где стоимость сахарного песка выросла с 32 до 102 рублей.

Сами представители торговых сетей между тем в комментариях «Известиям» утверждают, что компании стараются делать всё, чтобы наценки на продукты были минимальными.  

Начальник управления по связям с общественностью X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Владимир Русанов рассказал, что торговые наценки на самые востребованные товары либо остаются неизменными, либо даже снижаются. Так, например, с 26 января по 9 февраля закупочная цена на пшеничную муку выросла на 2%. При этом розничная цена осталась на прежнем уровне. Цену на капусту производители увеличили на 5%, а в магазинах она снизилась на 1%. Также была снижена стоимость яиц на 3% при прежних условиях поставщика. В то же время розничная цена на морковь возросла на 1% по сравнению с закупочной, а розничная цена на пшено — на 3%.  

— Во-первых, мы проводим регулярные тендеры, — говорит Русанов. — Во-вторых, ведем регулярный мониторинг рыночных цен, анализируем ценовые предложения каждого поставщика на предмет объективности относительно рынка. Особо тщательно анализируем повышение отпускных цен, сравниваем с другими предложениями и ищем альтернативу.

По словам Русанова, наценка компании в среднем может составлять от 0 до 25% в зависимости от товара.

Директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова сказала, что компания старается сдерживать рост цен на продукты за счет экономии на размещение рекламы.

— Наша политика — это политика широкого дискаунта, которая подразумевает минимальные наценки на товары, представленные в сети, — говорит Курносова. — Естественно, при росте закупочных цен закономерно поднимаются и наши цены, поэтому мы ведем активные переговоры с поставщиками по сдерживанию цен. Мы отказываемся от размещения рекламы, а всю экономию, которую получаем, используем, чтобы снизить цены и поддержать покупательную способность наших клиентов. Также мы предлагаем нашим клиентам товары собственных торговых марок в экономичной упаковке, цены на которые ниже, чем аналогичные известных брендов.

Менеджер по региональным коммуникациям розничной сети «Лента» Яна Могилева рассказала, что компания работает напрямую с производителями без дистрибуторов, что исключает дополнительную наценку на товар.

— В течение последних месяцев мы сдерживаем цены в своих магазинах. Динамика роста отпускных цен в гипермаркетах «Лента» отстает от темпов роста закупочных цен на 1,7%. За период с декабря 2013 года по декабрь 2014 года цены на полках магазинов компании в среднем выросли на 12,5%, при этом поставщики «Ленты» повысили свои цены на 14,5%, — говорит Могилева. — В конце 2014 года мы запустили специальную линейку товаров «эконом» в категориях «овощи и фрукты», «молочные товары», ориентированную на группу покупателей, ищущих товары по низкой цене при приемлемом качестве товара.

Исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников отметил, что в некоторых торговых сетях цены на овощи могут быть ниже закупочной стоимости.

Впрочем, эксперты говорят, что ритейлеры давно научились манипулировать статистикой так же хорошо, как и ценами.

— Правильно поставить наценку — это наука, не стоит думать, что сети на всё ставят 30 или 40%, — сказал Сергей Юшин. — На ходовые товары, которые обеспечивают поток покупателей, например на куриные тушки, наценка вообще может быть 10%. Но человек, когда приходит в магазин, покупает ведь не только курицу — он берет еще хлеб, молоко, яйца, мороженое, шоколадку. И таким образом набирается та наценка, которую магазин хочет с человека взять.

По словам директора по развитию Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрия Вострикова, нередко отследить всю цепочку — от производителя до прилавка — бывает очень сложно. Например, очень хаотично устроен рынок овощей.

Посредник в зависимости от вида товара может быть один, а может — 5–6.

Например, компании, которые закупают рыбу за рубежом и частично перерабатывают ее здесь, сами могут развозить продукцию по торговым точкам. А сахарные заводы обычно не развозят свою продукцию по магазинам, и одна упаковка сахара по пути на прилавок может побывать у 5–6 посредников.

— Обычно посредники играют какую-то функцию — складскую, функцию переработки, сортировки, упаковки, логистики, — сказал эксперт. — К примеру, такой посредник, как дистрибуторский склад, принимает машины от разных предприятий, потом формирует заказ для магазина и отвозит его. Каждое предприятие считает, насколько оно в состоянии самостоятельно развозить товар по торговым точкам. И многие приходят к выводу, что легче и дешевле воспользоваться услугами дистрибуторского склада. 

Анна Вовк пояснила, что посредники (торговые компании) необходимы рынку потому, что они освобождают производителей от множества издержек.

— Проблематично заниматься поставками продукции напрямую в торговые сети, так как это сопровождается огромным количеством проблем: договоры, «выбивание» долгов (это работа юристов, бухгалтеров), логистика (перевозка и складирование) и т.д. — на себя эти задачи берут оптовики, — говорит Вовк. — Реальная себестоимость этого процесса по Москве от 6 до 10%, по России он еще ниже.   

Недавно генеральный прокурор РФ Юрий Чайка заявил, что в ходе проверок торговых сетей были выявлены случаи неоправданного повышения цен на продукты питания на 400%. Однако никаких жестких санкций в отношении ритейлеров так и не было принято. И пока ФАС, прокуроры и правительство будут спокойно наблюдать за скачкообразным ростом цен на продукты питания, вряд ли аппетиты сетевиков уменьшатся. 

Известия // среда, 11 февраля 2015 года

Разница между ценами производителей и сетей доходит до 195%

Разница между ценами производителей и сетей доходит до 195%«Известия», изучив путь продуктов питания от заводов-изготовителей до прилавка, выяснили, что самые высокие накрутки на овощи, гречку, молоко и говядину

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров




Новости сюжета «Кризис »:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке