Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российская армия владеет инициативой по всей линии фронта
Мир
МИД КНР назвал лицемерием критику США отношений с РФ и одновременную помощь Киеву
Авто
Аварийность на дорогах России снизилась на 4% в I квартале
Мир
В Белоруссии ограничили выплату дивидендов гражданам недружественных стран
Общество
Матвиенко назвала убийство военкора Еремина террористическим актом
Мир
WSJ сообщила о привычке Трампа называть Украину частью России на переговорах
Мир
В Кишиневе люди криками «Победа!» встретили вернувшихся из Москвы оппозиционеров
Мир
Посольство РФ посоветовало судиться с Turkish Airlines при недопуске на рейсы
Мир
Швейцария разблокировала связанные с Россией активы на 290 млн франков
Мир
Додик на встрече с Патрушевым высоко оценил отношения с Москвой
Происшествия
ФСБ задержала готовившего теракт в Брянске сторонника украинских националистов
Общество
Третьего соучастника покушения на экс-сотрудника СБУ в Москве задержали в Луганске
Мир
Захарова указала на двойные стандарты США в вопросе прав человека на Украине
Общество
Скончалась заслуженный тренер России Елена Карпушенко
Мир
В Харькове сообщили о перебоях в ТВ-эфире после уничтожения телебашни
Мир
Экс-разведчик США указал на безвыходность положения ВСУ на поле боя

Национальным вопросом займется федеральное агентство

Президент поручил правительству до середины апреля представить предложения по созданию органа, который займется всеми вопросами в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений
0
Национальным вопросом займется федеральное агентство
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Все вопросы гармонизации межнациональных отношений в России планируется передать в единый орган. По информации «Известий», президент Владимир Путин поручил премьеру Дмитрию Медведеву до 15 апреля представить предложения по созданию Федерального агентства по делам национальностей. Главной задачей ведомства станет реализация государственной политики в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений. Агентство будет напрямую подчиняться председателю правительства.

Предложения возродить ведомство, которое бы занималось вопросами межнациональной политики, появлялись с момента упразднения в 2001 году Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики. Тогда его функции были переданы в Министерство внутренних дел и частично распределены между МИДом и Министерством экономического развития и торговли. До 2004 года в правительстве национальную политику курировал министр без портфеля Владимир Зорин. А затем вопросы государственной национальной политики и межнациональных отношений, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации перешли в ведение Министерства регионального развития.

В 2010 году на слушаниях в Общественной палате по вопросам совершенствования миграционной политики известный правозащитник Александр Брод заявлял о том, что в России следует создать специальное ведомство по делам национальностей и совершенствованию миграционной политики. В 2011 году в предвыборной программе «Общероссийского народного фронта», с которой партия «Единая Россия» шла на выборы, также содержалось предложение о создании министерства по делам национальностей, которое должно было стать ответственным за гармонизацию межэтнических отношений.

Еще более активное обсуждение вопроса создания отдельного органа по делам национальностей началось после заявления Владимира Путина в декабре 2011 года в эфире программы «Разговор с Владимиром Путиным» — тогда президент пообещал подумать о воссоздании министерства по делам национальностей.

В начале 2012 года выходит статья Владимира Путина в «Независимой газете» («Россия: Национальный вопрос»), которая полностью посвящена госполитике в области межнациональных отношений.

«Гражданский мир и межнациональное согласие — это не один раз созданная и на века застывшая картина. Напротив, это постоянная динамика, диалог. Это кропотливая работа государства и общества, требующая очень тонких решений, взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить «единство в многообразии». Необходимо не только соблюдение взаимных обязательств, но и нахождение общих для всех ценностей. Нельзя насильно заставить быть вместе. И нельзя заставить жить вместе по расчету, на основе взвешивания выгод и затрат. Такие «расчеты» работают до момента кризиса. А в момент кризиса начинают действовать в обратном направлении», — писал Владимир Путин.

Позже была принята Стратегия государственной национальной политики, а правительство утвердило план ее реализации на 2013–2015 годы. Принятие стратегии и плана не решило главную проблему: вопросы нацполитики по-прежнему были разбросаны по разным ведомствам, хотя формально ответственным за эту сферу был Минрегион.

В 2013 году у Минрегиона отобрали часть полномочий в сфере контроля за строительством и ЖКХ — их передали Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрою). Главе Минрегиона Игорю Слюняеву оставили лишь узкую сферу деятельности, в которую была включена также межнациональная и религиозная тематика. Красноречивую оценку работе ведомства в сфере нацполитики дала тогда глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она заявила, что Минрегион в том виде, в котором существует, не способен отвечать «за дыры в национальной политике», поэтому, по ее мнению, рано или поздно правительство воссоздаст министерство национальностей.

В 2014 году президентским указом ведомство упразднили, а все его полномочия были разделены по различным структурам. Национальную политику отдали в ведение Минкультуры, в правительстве ее ведет вице-премьер Александр Хлопонин.

Последними к президенту с предложением по созданию отдельной структуры, курирующей национальную тематику, в начале марта обратились депутаты Госдумы от КПРФ — Валерий Рашкин и Сергей Обухов.

Источник «Известий», близкий к администрации президента, пояснил, что новое федеральное агентство будет заниматься осуществлением мер, направленных на укрепление единства многонационального российского народа, обеспечением межнационального и межконфессионального согласия. Также задачами ведомства станет этнокультурное развитие российских народов, разработка и выполнение государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных отношений, а также осуществление государственного мониторинга и контроля в данной сфере.

На момент написания материала получить комментарий от пресс-службы премьер-министра не удалось.

Председатель комитета ГД по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев («Единая Россия») считает, что орган исполнительной власти, который занимался бы проблемами межнационального и этноконфессионального характера, необходим.

— В любом случае нужен исполнительный орган, который бы реализовывал стратегию национальной политики до 2025 года. Существует президентский совет, который многое делает, но этот совет собирается два раза в год. Наш комитет в Госдуме готовит многие вопросы — по учебнику истории, национальному и патриотическому воспитанию. Но у нашего комитета нет партнера. Мы за эти годы приняли важные законы, но это делается тяжело. Если агентство такое будет, в какой-то мере это упорядочит работу, — говорит он. — В каждом муниципальном образовании есть подразделение, которое занимается недопущением конфликтов на межнациональном уровне. В регионах есть комитеты, есть с кем работать, есть структура. И если во главе этой структуры был бы исполнительный орган, это позволило бы наладить эффективную работу.

Эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко согласен с тем, что подобную структуру нужно создавать, но важно, чтобы работа ведомства не ограничивалась формальными мероприятиями.

— Время покажет, и это не полгода и не год. Возглавлять агентство должен технический менеджер. При ведомстве должен быть совет, который бы собирался регулярно, а не пару раз в год. В совет должны войти представители разных национальностей и обязательно ученые, — полагает специалист.

Политолог, член Общественной палаты Сергей Марков считает, что вместо агентства можно было бы создать управление при администрации президента. По его словам, агентство — не тот уровень, к которому прислушиваются губернаторы.

— Важно, чтобы это агентство не превратилось в агентство по делам национальных меньшинств. Большая проблема заключается в том, что представители русского этнического большинства чувствуют себя ущемленными в своем социальном статусе, в национальных республиках зачастую русским быть невыгодно, — говорит Марков. — Необходимо избавиться от криминализации диаспор. Еще одна проблема — слишком заниженный социальный статус представителей этнического большинства.

Комментарии
Прямой эфир