Новости, деловые новости - Известия
Понедельник,
29 августа
2016 года

Банки увеличили меценатство на 28% при падении прибыли на 41%

Кредитные организации были подозрительно щедрыми в 2014 году — аналитики говорят, что под видом благотворительности из банков могли выводиться капиталы

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Арутюнов

За 2014 год банки потратили на благотворительность 13,3 млрд рублей, что на 28,2% больше, чем годом ранее, — несмотря на значительное падение их прибыли. В 2014 году прибыль кредитных организаций снизилась на 40,7%, до 589,1 млрд рублей. Таким образом, банки потратили на благотворительность 2,3% прибыли, следует из отчетности банков, которую публикует Центробанк (102-я форма). Это самые значительные расходы банков на меценатство по меньшей мере с посткризисного 2011 года: в тот год банки направили на благотворительность 0,9% прибыли, в 2012 году ― также 0,9%, в 2013 году ― 1,04%.


30 банков, лидирующих по затратам на меценатство, израсходовали на это 12,3 млрд рублей (92% от совокупного показателя за 2014 год). Всего вкладывались в меценатство 454 банка ― фактически половина работающих на рынке. Среди банков-меценатов, согласно отчетности, лидируют госбанки. Наибольший объем расходов по этой статье понесли Банк Москвы (4,5 млрд рублей), Сбербанк (2,4 млрд), Газпромбанк (1,2 млрд) и ВТБ (1,1 млрд). При этом два крупнейших госбанка ― Сбербанк и ВТБ ― по сравнению с 2013 годом сократили вливания в это направление на 17,1 и 53,1% соответственно.

Наибольший рост вложений в благотворительность ― у частных игроков. По росту показателя (с результатом плюс 3000% за 12 месяцев) лидируют "ФК Открытие"  (бывший Номос-банк), а также банки «Русский стандарт» и «Югра». Рост в 709% показал «Еврофинанс Моснарбанк». Примерно по 500% прибавили Банк Москвы и Всероссийский банк развития регионов. У 16 банков рост показателя составил более 50%.


По мнению аналитика рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Евгения Славнова, заметный рост расходов банков на благотворительность в 2014 году объясняется двумя основными факторами.

— С одной стороны, большинство банков, занимающихся благотворительностью, как правило, проводят долгосрочные программы с длительными обязательствами, поэтому, даже несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в стране, они не могут сократить данные расходы — более того, учитывая значительную инфляцию в прошлом году (11,4% по Росстату), банки вынуждены индексировать свои затраты, — поясняет Славнов. — Во-вторых, прошедший год был достаточно богат на экстраординарные события: можно вспомнить Олимпиаду в Сочи (генеральный партнер — Сбербанк), последствия наводнения на Дальнем Востоке (Банк Москвы помогал пострадавшим), Универсиаду в Казани («Ак Барс»). Таким образом, рост расходов на благотворительность в 2014 году выглядит вполне логичным.

По словам опрошенных «Известиями» экспертов, банки занимаются меценатством не только из добрых побуждений.

— Расходы банков на благотворительную помощь не учитываются при расчете налога на прибыль, так что вложения в эндаументы позволяют оптимизировать налоги, — напоминает бывший зампред ЦБ Константин Корищенко, сейчас занимающий должность завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС).

По словам налогового консультанта Светланы Оганджанянц, это касается как расходов на содержание благотворительных некоммерческих организаций, так и прямой адресной помощи. Исключение составляют случаи, когда банки выступают спонсором в рамках спортивного или иного публичного мероприятия, отметила эксперт. Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий говорит, что под видом расходов на благотворительность может осуществляться криминальный вывод средств.

Директор департамента маркетинга Бинбанка Михаил Семиков говорит, что в 2014 году более 80% финансирования на благотворительные проекты обеспечили 10 банков, и эти же игроки в 2013 году дали около 77% на благотворительные проекты.

— Эти факты говорят о последовательной политике ряда банков в части благотворительности, только и всего, — добавил собеседник, отметив, что в Бинбанке, у которого рост затрат на меценатство составил более 50% наряду с еще 15 банками, произошло изменение структуры проектов.

— Мы стали в большей степени поддерживать фонды, а не отдельные проекты, — поясняет Семиков. — Такой подход позволяет комплексно развивать интересные нам темы, используя ресурсы фондов для поиска и менеджмента самих проектов. Бинбанк старается фокусироваться на финансировании проектов, связанных с развитием детей (образование, медицинское обеспечение, спортивное развитие) до достижения ими совершеннолетнего возраста, и на программах поддержки пожилых людей, обеспечения им достойного уровня жизни. Есть такое понятие — «социальная ответственность бизнеса», и благотворительность — часть этого понятия. Инвестиции в социальную ответственность имеют непрямое, но достаточно сильное влияние на имидж бизнеса в глазах аудитории.

— В рамках нашей концепции спонсорской и благотворительной деятельности мы осуществляем работу по четырем направлениям: поддержка культуры и искусства (в том числе сотрудничество с ведущими театрами страны), образовательных учреждений (к примеру, НИУ ВШЭ, Южно-Уральский государственный университет, Алтайский государственный университет и другие вузы страны), медицинских учреждений и социально незащищенных групп граждан, — рассказали «Известиям» в пресс-службе ВТБ24. В 2015 году благотворительный и спонсорский бюджеты не сократятся.

В пресс-службе Росбанка отмечают, что банк ведет последовательную благотворительную деятельность, следуя направлениям политики французской группы Societe Generale и принимая во внимание российскую специфику.

— В 2014 году Росбанк совместно с благотворительным фондом «Дорога вместе» запустил региональную благотворительную программу «Вместе мы можем больше», — рассказали представители Росбанка. — Программа направлена на взаимодействие некоммерческих организаций и банка и оказание системной помощи людям с инвалидностью всех возрастов, а именно создание условий для их социально-экономической интеграции.

Источник, близкий к Фондсервисбанку (находится на санации Новикомбанком), рассказал «Известиям», что банк традиционно оказывал финансовую помощь сотрудникам ракетно-космической отрасли, выплачивая премии боевым расчетам космодромов по итогам успешных запусков.

— Увеличение сумм, направленных на благотворительность, в минувшем году было связано прежде всего с тем, что удалось осуществить больше, чем годом ранее, этих самых успешных запусков, — говорит источник. — Также банк участвовал в организации традиционного концерта в честь Дня космонавтики и проведении в лагере «Артек» первой космической смены.

Предправления банка «Югра» Юрий Гусев рассказал «Известиям», что банк занимается поддержкой спорта, культуры, а также адресной социальной помощью (преимущественно ветеранам).

— Несмотря на разницу в процентах, в абсолютных величинах сумма расходов на благотворительность в 2014 году у нас незначительная - 2, 1 млн рублей в 2013 году против 34, 7 млн рублей в 2014 году, — отмечает Гусев. — Это в 10 раз меньше, чем у  Русского стандарта и "ФК Открытие". Более того, на текущий момент прибыль Банка до СПОТ в 2014 году значительно выше, чем в 2013, поэтому удельный вес расходов на благотворительность от общей прибыли крайне невелик, он составляет всего 0,77%.

Другие участники топ-30 отказались от комментариев, но информация об их благотворительной деятельности размещена на сайтах кредитных организаций: заявлена помощь детям-сиротам, ветеранам, малообеспеченным, студентам, вузам, спортивным и экологическим организациям.

Значительная часть опрошенных экспертов утверждают, что нередко через благотворительные проекты отмываются криминальные средства.

По мнению начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, это особенно актуально в случае госбанков и крупных банков.

— Финансирование спортивных организаций и культурно-массовых мероприятий нередко строилось (и строится) на принципах «отката», причем в пропорции 20–30/70–80%, — говорит собеседник. — Причем возвращается «благотворителям» большая часть. Таким образом несколько лет назад отмывали деньги не только представители легального бизнеса, но и криминальные структуры, искавшие способы вывода своих капиталов из тени. Именно таким образом заводились во второй половине 1990-х деньги в футбольные клубы и мероприятия сферы моды. Самые мощные отмывы финансов шли и до сих пор еще идут через киноиндустрию и концертно-постановочную деятельность. Не исключаю, что у тех банков, где резко выросли суммы пожертвований, есть такие статьи расходов, как поддержка отечественного кинематографа и спонсорство концертов звезд различного уровня, спектаклей статусных театров. При организации концертов и фестивалей деньги списываются быстрее и быстрее возвращаются «благотворителям». В кинопроизводстве процесс возврата откатной части пожертвований происходит не так быстро, ибо связан с собственно производством продукции.

Славнов из «Рус-Рейтинга» тоже вспомнил «меценатские» тактики.

— Примером может служить ситуация, когда мажоритарный собственник кредитной организации хочет вывести часть средств из капитала банка, но не хочет делиться ими с миноритариями, — поделился Славнов. — Выплата дивидендов в таком случае не подходит (ибо, если не рассматривать случаи с разными типами выпущенных акций, нельзя заплатить дивиденды только части акционеров), а вот перевести деньги, к примеру, в аффилированный благотворительный фонд, откуда они потом попадут в карман к собственнику, — это уже возможно. Крупные банки вряд ли вовлечены в подобные схемы — скорее это удел каких-то небольших игроков.

Известия // вторник, 17 марта 2015 года

Банки увеличили меценатство на 28% при падении прибыли на 41%

Банки увеличили меценатство на 28% при падении прибыли на 41%Кредитные организации были подозрительно щедрыми в 2014 году — аналитики говорят, что под видом благотворительности из банков могли выводиться капиталы

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров




Новости сюжета «Банки»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке