Новости, деловые новости - Известия
Воскресенье,
24 июля
2016 года

«Газпром-Медиа» начал зачистку своих активов

В одном из крупнейших российских медиахолдингов создана специальная рабочая группа по оптимизации

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин

Холдинг «Газпром-Медиа» начинает программу оптимизации — речь идет как о сокращении числа сотрудников, так и о продаже некоторых убыточных активов. Как рассказал «Известиям» один из сотрудников холдинга, с приходом новой команды под руководством экс-главы оргкомитета Олимпийских игр в Сочи Дмитрия Чернышенко в компании была организована специальная рабочая группа по оптимизации. Информацию о появлении такого направления в компании также подтвердил «Известиям» источник, близкий к руководству «Газпром-Медиа». Эксперты отмечают, что изменения необходимы, учитывая, что в прошлом году холдинг впервые с 2010 года получил убыток.

Медиахолдинг «Газпром-Медиа» —- один из крупнейших в России и Европе. В него входят телекомпании НТВ, ТНТ, спутниковая телекомпания «НТВ-плюс», «Пятница», 2х2, ТВ-3, ТНТ-Comedy; радиостанции Like FM, Relax-FM, «Детское радио», Comedy Radio, «Эхо Москвы», «Авторадио», Romantika, «Юмор FM», 101.ru, Energy; печатные издания «7 дней — Телепрограмма», «Караван историй», «Караван историй. Коллекция», газета «Трибуна», журнал-телегид «Панорама TV»; интернет-порталы Rutube и Now.ru; продакшн «НТВ-Кино», «Централ Партнершип», «Централ Партнершип Продакшн»; сейлз-хаусы «Газпром-Медиа», «ГПМ-Диджитал», «Аура-Медиа» и кинотеатр «Октябрь». Владельцем «Газпром-Медиа холдинга» является Газпромбанк (ГПБ). Управляющая компания НПФ «Газфонд» — «Лидер» контролирует 49,5% акций ГПБ.

Без «Трибуны»

По данным «СПАРК-Интерфакс», холдинг «Газпром-Медиа» в прошлом году впервые с 2010 года получил убыток в размере 446 млн. Годом ранее компания завершила год с прибылью в 1,28 млрд рублей. Также в плюсе она заканчивала и 2012 и 2011 годы — 636 млн и 715 млн рублей.

— Принято решение оптимизировать расходы. Определить, какие проекты считать основными, а от каких следует избавиться, — отмечает источник в компании.

Первой под нож попала газета «Трибуна». Как выяснили «Известия», в марте уведомления о расторжении трудовых договоров «в связи с ликвидацией организации» были выданы почти всем сотрудникам издания.

— Об этом сообщили на планерке. Затем главный бухгалтер и юрист разнесли уведомления по кабинетам. На планерке объявили, что решение о ликвидации было принято после собеседования с высшим руководством холдинга из-за полного прекращения финансирования газеты. Что в холдинге создан специальный отдел по ликвидации, в который входит новая команда, — заявил заместитель главного редактора и ответственный секретарь «Трибуны» Сергей Рыков. — При этом приказа о ликвидации издания нет в природе.

Он подчеркнул, что работа в редакции идет в прежнем режиме и газета продолжает выходить по графику.

— Разговоры о закрытии газеты возникли не вчера. Фон давно был тревожным. Мы жили на дотации холдинга, но в конце прошлого года они прекратились. Источники дохода были скорее случайными и ненадежными, чем постоянными и стабильными, — добавил Рыков. — По слухам, в апреле денег едва хватит на зарплату. Все в состоянии тревожного ожидания и перемен. Каких? Не знаем...

Согласно уведомлению (документ в распоряжении «Известий»), трудовые договоры будут расторгнуты «по истечении двух месяцев со дня получения настоящего уведомления по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией организации, а именно 30. 04. 2015».

«Одновременно сообщаем, что трудовой договор по указанному основанию может быть расторгнут ранее по вашему письменному заявлению до истечения указанного срока, при этом вам будет выплачена дополнительная компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении», — говорится в документе.

Как рассказал один из сотрудников газеты, пока ни один из сотрудников не уволился, однако журналисты ищут варианты трудоустройства.

— У нас небольшой коллектив: семь редакторов отделов, которые по совместительству и пишущие журналисты, трое верстальщиков, три рекламщика, два водителя, два корректора, три бухгалтера, один фотограф. Еще несколько фрилансеров, — пояснил собеседник «Известий». — При этом уничтожение газеты идет уже давно. 4 года назад нас лишили всех гонораров, около 2 лет назад сократили рабочий день и зарплаты сотрудникам на 20%. Затем рабочие часы восстановили, однако зарплату нет. Гонорары, которые получают фрилансеры, мизерные, около 1 тыс. рублей за полполосы.

Также, по словам собеседника издания, из-за проблем с финансированием газета в печатном виде выходил нерегулярно.

— Когда была реклама, газета выходила в печатном варианте, однако когда рекламодателей не находилось, ее просто выставляли на сайт в формате PDF, — сказал сотрудник газеты.

Гендиректор и главный редактор «Трибуны» Николай Васильев не стал объяснять ситуацию с финансированием газеты и получением сотрудниками уведомлений (в которых как причина расторжения трудовых договоров значится «ликвидация организации». — «Известия»), сославшись на «внутренние дела компании».

— Мы, как и все остальные печатные СМИ, находимся в тяжелейшей экономической ситуации. Нам приходится ужиматься и сокращать штат, — сказал Васильев. — Что касается закрытия газеты, то закрыть газету может только акционер, а если он примет такое решение, то выпустит официальный документ, который все увидят. Никаких официальных документов у нас нет.

Отметим, по данным базы СПАРК, выручка от продаж за 2013 год составила 13,9 млн рублей, при этом убыток — 35,2 млн рублей. «Трибуна» вошла в холдинг «Газпром-Медиа» в 1999 году.

В компании «Газпром-Медиа» также не стали комментировать ни сложившуюся ситуацию с газетой «Трибуна», ни другие вопросы, связанные с изменениями в холдинге. 

Адвокат Снежана Мальфанова уточнила, что, несмотря на то что в полученных сотрудниками газета «Трибуна» уведомлений нет ссылки на конкретный приказ и не фигурирует название организации, это не лишает документа юридической силы.

— Дело в том, что законом не установлены какие-либо требования к форме и содержанию такого уведомления — компания составляет его в произвольной форме. Поэтому отсутствие таких сведений не лишает уведомление юридической силы, — сказала Мальфанова. — Вопрос, понятно ли работнику, какая организация ликвидируется, уже второстепенный, так как раз подписался, значит, понятно. Следовательно, обратное можно оспорить в суде. Но надо доказать, почему оно незаконно.

Ликвидационная команда

Источник «Известий», близкий к руководству компании, подтвердил, что с приходом новой команды в холдинге задумались о перетряске имеющихся активов.

— Финансовое состояние холдинг «Газпром-Медиа» сейчас довольно шаткое, — рассказал собеседник. — Акционеры требуют окупаемости всех входящих в холдинг СМИ и не будут больше выбрасывать деньги на ветер, как при Лесине. 

Напомним, серьезные перестановки в кадровом составе «Газпром-Медиа» произошли в конце 2014 года. В декабре прошлого года Михаил Лесин был освобожден от должности председателя совета директоров «Газпром-Медиа», который он занимал с октября 2013 года.

На его место был назначен экс-глава оргкомитета Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи и руководитель Volga Group Дмитрий Чернышенко. Членов команды Лесина, которых он привел после назначения на пост главы медиахолдинга (они полностью вытеснили команду Николая Сенкевича), постепенно начали вытеснять сторонники  Чернышенко. Кстати, все они выходцы из оргкомитета «Сочи-2014».

Так вслед за Лесиным покинули свои поста его два заместителя — Владимир Ханумян (отвечал преимущественно за развитие развлекательного направления) и Руслан Терекбаев (курировал «НТВ-плюс», спортивное телевещание в целом, радиобизнес и IT-технологии). Позже холдинг покинула финансовый директор компании Елена Верман.

Вместо них в «Газпром-Медиа» перешли управленцы из оргкомитета «Сочи-2014» — Татьяна Доброхвалова, Алексей Краснов и Денис Секачев. Позже к ним присоединился Вячеслав Камнев, до этого работавший с Чернышенко (Камнев занимал пост советника президента оргкомитета XXII Олимпийских зимних игр в Сочи). Доброхвалова еще в 2005 году была заместителем Чернышенко в заявочном комитете, позже — первым вице-президентом оргкомитета. Краснов и Чернышенко были знакомы еще до оргкомитета — после учебы они вместе организовали рекламное агентство, позже Краснов стал старшим вице-президентом оргкомитета (отвечал за финансы, защиту интеллектуальной собственности и закупки). Секачев отвечал за взаимодействие с Международным олимпийским комитетом (МОК).

Еще один соратник Чернышенко — Михаил Демин (бывший PR-директор оргкомитета) — был назначен на должность гендиректора радиостанции «Эхо Москвы» в декабре 2014 года. Правда, на прошлой неделе стало известно, что Демин может покинуть свой пост. Этот вопрос будет поднят на совете директоров в июне. При этом «Газпром-Медиа» предложит на пост гендиректора радиостанции Екатерину Павлову, которую как раз и сменил Демин.

Волна сделок по приобретению новых активов в период Лесина вряд ли будет продолжена новым руководством, а возможно, сменится новым трендом — избавлением от убыточных СМИ. При Лесине холдинг в ноябре выкупил большую часть активов «Проф-Медиа» Владимира Потанина: телеканалы 2х2, ТВ-3, «Пятница», комплекс радиостанций «Вещательная корпорация «Проф-Медиа» («Авторадио», радио Energy, радио Romantika, «Юмор FM») и кинокомпанию «Централ Партнершип». Сумма сделки составила $602 млн.

В июне 2014 года «НТВ-плюс» также  закрыла сделку по приобретению производителя и дистрибутора контента «Ред Медиа» ( производит каналы «365 Дней ТВ», Europa Plus TV, HD life, STV, «Авто плюс», «Боец», «Индия ТВ», «Интересное ТВ», «Комедия ТВ», «Кухня ТВ» и пр). Сумма сделки не разглашалась. В мае «Газпром-Медиа» приобрел продюсерскую компанию «Гудсторимедиа» (производит сериал «Реальные пацаны»), ряд СМИ сообщали, что покупка может обойтись холдингу в $50 млн.

— Новая команда настроена упорядочить те многочисленные активы, которые у нее есть, сделать их эффективными, — рассказывает один из топ-менеджеров холдинга. Этим объясняются и послдение назначения.

Так, на этой неделе руководство «Газпром-Медиа» заявило об объединении  развлекательных каналов в отдельную группу. В нее вошли четыре канала холдинга: ТНТ, «Пятница», ТВ3 и «2х2». Руководителем назначен основатель и глава Comedy Club Production Артур Джанибекян.

— Развлекательные телеканалы холдинга — ТНТ, ТВ3, «Пятница» и «2х2» будут консолидированы в группу развлекательного ТВ. Интеграция телеканалов в единый дивизион позволит повысить эффективность операционного управления телевизионными активами холдинга, — говорит директор департамента по связям с общественностью «Газпром-Медиа» Инна Москалева.

— При Михаиле Лесине развлекательное ТВ «Газпром-Медиа» курировал Владимир Ханумян. Однако новое руководство холдинга решило доверить развлекательное направление Джанибекяну. Это оправданно — он имеет огромный опыт создания и управления каналами развлекательного направления, — говорит источник в медиахолдинге.

Внутренние конкуренты

После смены руководства медиахолдинга первыми изменения почувствовали на себе радиостанции. В конце феврале 2015 года информационное вещание станции «Сити-FM» было прекращено. В марте на ее частоте запустили музыкальное радио Like FM. Концепция новой радиостанции предполагает звучание в радиоэфире современных отечественных и зарубежных композиций, которые будут формировать сами слушатели при помощи интерактивных средств коммуникации.

Как рассказал «Известиям» один из бывших сотрудников «Сити-FM», большая часть сотрудников радиостанции были уволены, а вещание новой станции переведено в полуавтоматический режим — за него отвечают три человека.

К радиоактивам «Газпром-Медиа холдинга» относятся «Эхо Москвы», «Авторадио», радио Romantika, «Юмор FM», Relax FM, Comedy Radio, «Детское радио», радио Energy, портал интернет-вещания 101.RU и новая музыкальная радиостанция Like FM.

По данным TNS, суточное количество слушателей радиостанций холдинга «Газпром-Медиа» по сравнению с 2013 и 2014 годами не сильно изменилось.

На 1,2 тыс. человек увечилась аудитория Comedy Radio (с 3,5 до 4,7 с декабря 2013 по декабрь 2014), и повысился показатель «Юмор FM» — c 6,8 до 6,9 тыс. человек.

При этом на 0,1 тыс. упал показатель Relax FM (c 4,1 до 4,0), уменьшилась аудитория радио Energy — с 7,6 до 7,3, а также показатели радио Romantika — с 2,5 до 2,4. 

По мнению независимого медиаэксперта Дениса Соколова, ребрендинг «Сити-FM» связан с желанием руководства холдинга перераспределить рекламные потоки среди радиоактивов, не теряя в объемах продаж. Также, по одной из версий, «Сити-FM» было внутренним конкурентом радио «Эхо Москвы» по части информационного вещания.

— По контенту и принципу вещания Like FM представляет собой молодежную версию Energy, дополненную русской музыкой. Новая радиостанция расширяет рекламный пакет Energy и играет на поляне DFM («Русская медиагруппа», РМГ), «Рекорда» и Europa Plus («Европейская медиагруппа», ЕМГ), Love Radio («Медиа Холд»). Таким образом, руководство холдинга усиливает позиции «Вещательной корпорации «Проф-Медиа» на рекламном рынке для крупных рекламодателей, ориентированных на молодежную аудиторию, — считает эксперт. — Сейчас идет активная борьба за долю вещания на рынке рекламы среди РМГ («Русское Радио», «ХИТ FM», радио MAXIMUM, DFM, радио Monte Carlo), ЕМГ (Europa Plus, Спорт FM, «Дорожное радио», «Радио 7 на семи холмах») и вещательной корпорацией «Проф-Медиа» (Energy, Comedy Radio, Relax FM, «Авторадио»). У кого больше доля, к тому перетекают основные рекламные бюджеты. А из-за того что рынок рекламы сильно упал, все начинают делить то, что есть.

При этом Соколов отметил, что радио Romantika частично пересекается с Relax FM, а Like FM — с Energy, в связи с чем возникают вопрос о единой стратегии развития радиоактивов.

— Самая затратная история — это «Детское радио», потому что на нем нельзя напрямую размещать стороннюю рекламу, только ролики от спонсоров. Однако, так как эту радиостанцию финансирует напрямую «Газмпром», то, пока есть деньги, она будет существовать, — отметил эксперт. — Comedy Radio показывает высокие рейтинги, однако финансовые показатели достаточно низкие.

По мнению экспертов, изменения в плане информационной политики ряда радиостанций связана с желанием увеличить доходность этого сегмента.

Чистая прибыль «Вещательной корпорации «Проф-Медиа» (включает в себя все радийные активы) за 2013 год составила 317 млн рублей при общей выручке 2,4 млрд рублей.

При этом по отдельным радиостанциям прибыль падает: так, радийный флагман «Газпром-Медиа» — «Эхо Москвы» — принесло за 2013 год на 3 млн рублей меньше по сравнению с 2012 годом (с 20,2 млн рублей до 16,2 млн рублей). Прибыль «Авторадио» за 2013 год упала примерно 10 млн рублей — с 28,4 млн рублей до 17,8 млн рублей. В то же время радиостанция «Юмор-FM» стала приносить больше — с 1,2 млн рублей в 2012 году прибыль увеличилась до 5,5 млн рублей.

Новые планы

Помимо оптимизации, новое руководство холдинга пересматривает сделки, которые планировал реализовать Лесин.

Так, сделка между «Ростелекомом» и «Газпром-Медиа» по покупке 74,7% акций ЗАО «Рутьюб» (контролирует видеосервисы Rutube, Now.ru и Zoomby) может не состояться. «Газпром-Медиа» планирует самостоятельно развивать все три сервиса — сейчас готовится новая концепция их развития.

В октябре 2014 года Федеральная антимонопольная служба удовлетворила ходатайство «Ростелекома» о покупке у «Газпром-Медиа» 74,7% акций ЗАО «Рутьюб». Сделку планировали закрыть в начале 2015 года. Однако в декабре 2014 года, после ухода Лесина, решение было пересмотрено. По словам источников «Известий», новое руководство «Газпром-Медиа» приняло решение самостоятельно развивать видеосервисы, которые пока убыточны.

— Вопрос о сделке с «Газпром-Медиа» не выносился на рассмотрение последнего совета директоров «Ростелекома» — сообщили «Известиям» в компании. Представители «Газпром-Медиа» не предоставили официального комментария о судьбе ранее анонсированной сделки.

По мнению аналитика ИХ «Финам» Леонида Делицына, суммарная стоимость трех видеосервисов сегодня — около 3,5–4 годовой выручки. Он напомнил, что осенью сумма сделки оценивалась в 5,5 млрд рублей (в 7,3 раза больше совокупной годовой выручки — 750 млн рублей).

— Коэффициент 7,3 можно было бы оправдать быстрым ростом в условиях низкой конкуренции, но реально ситуация на этом рынке — иная, — отметил Делицын. — Рынок видеорекламы в Рунете оценивают в 4,9 млрд рублей — следовательно, на ресурсы «Газпром-Медиа» приходится не более 15% этого рынка. О монополии говорить не приходится.

Самоокупаемость указанных ресурсов в нынешних условиях вызывает сомнение, отмечает эксперт. Они зарабатывают прежде всего на рекламе. А платные просмотры пока приносят незначительную долю выручки.

При этом источники отмечают, что судьба видеопортала Zoomby.ru не определена окончательно. Ранее его руководство видело основной целью портала объединение  контента крупнейших производителей видеоконтента на одной площадке. Однако работать с Zoomby.ru пока согласилась только ВГТРК (через дочернюю компанию «Цифровые технологии»). Телеканалу отошло 26% Zoomby.ru, остальные 74% принадлежат «Газпром-медиа».

— На данный момент мы не видим необходимости увеличивать или уменьшать свою долю в 26%, — заявил «Известиям» замгендиректора ВГТРК Дмитрий Медников.

Источник «Известий» отметил, что в Rutube подготовили новую версию портала, которую должны были запустить после завершения сделки по продаже 74,7% ЗАО «Рутьюб» «Ростелекому». Теперь планы изменились. Готовится новый план развития сайта. Его представят новому руководству «Газпром-Медиа» примерно через полтора месяца. Если с ВГТРК удастся договориться, то развитием всех трех сервисов — Rutube.ru, Now.ru и Zoomby.ru — будет заниматься ЗАО «Рутьюб». Для каждой площадки планируется создать разные концепции, но контент (кроме созданного пользователями), везде будет одинаковым.

Другой собеседник «Известий» рассказал, что «Ростелеком» сегодня не слишком заинтересован в покупке видеосервисов: у компании уже есть онлайн-кинотеатр Zabava.ru.

Подстелить соломку

По мнению финансового аналитика ИХ «Финам» Тимура Нигматуллина, начало оптимизации активов «Газпром-Медиа» — подготовка к падению рекламных доходов в 2015 году.

— Дело в том, что в условиях сокращения платежеспособного потребительского спроса бизнес всегда в первую очередь сокращает свои маркетинговые расходы в целом и рекламные в частности. Поэтому рост российского рынка рекламы в 2014 году, по данным АКАР (Ассоциация коммуникационных агенств России) замедлился в несколько раз, до 4% (объем рынка составил 340 млрд рублей), причем этот рост номинален, учитывая учитывая годовую инфляцию в 11,3%. В 2015-м я ожидаю сокращения рынка на 10–15%, — сказал Нигматуллин. — Очевидно, что крупнейшие игроки рынка, такие как «Газпром-Медиа», стремятся подготовиться к столь существенному падению доходов. Советы директоров назначают новые команды менеджеров, которые должны заняться антикризисным управлением: сокращением расходов, реорганизацией, поиском новых рыночных ниш и т.п.

Эксперт отметил, что в 2014 году худшую динамику показал сегмент печатных СМИ (–11%, до 33 млрд рублей), а лучшую — интернет-реклама (+18%, до 84,6 млрд рублей).

— Обычно вынужденное перестроение модели печатного СМИ происходит посредством прекращения издания бумажной версии и сокращения штата, — сказал Нигматуллин. — Что касается телерекламы, то он в 2014-м она выросла на 2%, до 159,8 млрд рублей. Игроки рынка, видя его стагнацию, пытаются оптимизировать расходы за счет контроля над затратами на закупку и разработку контента. Также заметен тренд на объединение ключевых игроков рынка для централизации продаж рекламы. Рынок рекламы на радио в 2014 году тоже вырос на 2%, до 16,9 млрд рублей. Ситуация вынуждает игроков искать новые форматы и менять позиционирование. С учетом нестабильности на финансовом рынке и сложной экономической конъюнктуры очень сложно выгодно продать активы (частоты), я не жду всплеска активности по слияниям и поглощениям.

Отметим, что, по данным базы СПАРК, прибыль входящего в «Газпром-Медиа» ИД «Семь дней» (издает «Семь Дней ТВ-Программа», «Караван историй», «Караван историй. Коллекция») за 2013 год упала больше чем в два раза по сравнению с 2012 годом (с 283,6 млн рублей до 119,9 млн рублей). 

Пока руководство холдинга не спешит избавляться от активов, которые демонстрируют снижение прибыли или даже убытки. Ранее сообщалось, что президент и совладелец «Семи дней» Дмитрий Бирюков направил руководству «Газпром-Медиа» предложение о выкупе ИД. Он объясняет свое предложение необходимостью привлечения новых инвестиций. Сделка обсуждалась Бирюковым еще с Лесиным, но новое руководство холдинга оферту о выкупе пока не приняло. Медиахолдинг владеет 74,99% издательского дома, Дмитрий Бирюков — 24,99%.

Также по данным базы «СПАРК-Интерфакс», в два раза упала прибыль телекомпании «НТВ-плюс»: с 927,3 млн рублей в 2012 году до 401,7 млн рублей в 2013-м.

Повысилась выручка от продажу телеканала «ТНТ-Телесеть» — с 13,4 млрд рублей до 15,6 млрд рублей, при этом чистая прибыль снизилась на 1,2 млрд рублей (с 4,9 млрд рублей до 3,7 млрд рублей).

Рекордсменом по падению прибыли стал холдинг «Ред Медиа» (представлен 12 каналами, среди них «365 дней ТВ», «Авто Плюс», «Боец», «Индия ТВ», «Интересное ТВ», «Комедия ТВ», «Кухня ТВ»). Размер прибыли упал практически в 13 раз по сравнению с 2012 годом: с 67,4 млн рублей до 5,1 млн рублей.

— Наследство досталось Дмитрию Чернышенко не самое простое. То, что он опирается на членов своей команды, работавших с ним в Олимпийском комитете, совершенно оправданно и логично, — говорит один из топ-менеджеров крупного  телеканала. — Как минимум год-полтора уйдет на то, чтобы выстроить новую структуру. Но по приглашению Джанибекяна видно, что Чернышенко на ключевые посты приглашает профессионалов, что со временем, безусловно, даст результат.

Известия // среда, 1 апреля 2015 года

«Газпром-Медиа» начал зачистку своих активов

«Газпром-Медиа» начал зачистку своих активовВ одном из крупнейших российских медиахолдингов создана специальная рабочая группа по оптимизации

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров




Новости сюжета «СМИ»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке