Главный диспетчер аэропорта Внуково попал под следствие

Как выяснили «Известия», Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело в отношении начальника центра организации воздушного движения (ОрВД) аэропорта Внуково Геннадия Ярмуша. По версии следствия, он должным образом не смог организовать работу подчиненных, что привело к катастрофе, произошедшей во Внуково в октябре 2014 года. Тогда погибли глава французского энергетического концерна Total Кристоф де Маржери и три члена экипажа. Ранее уведомление о привлечении к уголовной ответственности получили руководитель московского авиаузла Владимир Ужаков и его первый заместитель Александр Повалий, а также диспетчер руления Надежда Архипова. Таким образом, дело о крушении самолета Falcon-50 разрослось до девяти обвиняемых. В ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения», в которой работают фигуранты уголовного дела, от комментариев отказываются. При этом расследование основного дела, по которому проходят пять сотрудников аэропорта Внуково, уже завершено и в ближайшие дни будет передано в суд.
Еще в 2012 году Геннадий Ярмуш писал генеральному директору аэропорта Внуково Василию Александрову докладные, в которых сообщал ему о сбоях в работе аэродромной службы аэропорта. Как следует из одной такой докладной (есть в распоряжении «Известий»), 1 июля 2012 года на ВВП-2 «три единицы спецтехники выехали на летную полосу, что привело к уходу на второй круг двух воздушных судов». Скорее всего, правоохранители будут сейчас изучать эти документы.
Собеседник «Известий» в правоохранительных органах не исключает, что после анализа переписки Ярмуша с гендиректором аэропорта Внуково Василием Александровым у следователей могут возникнуть вопросы к руководителю воздушной гавани. Следователи могут попробовать выяснить у гендиректора, как во Внуково было организована работа служб, отвечающих за взлет и посадку лайнеров.
Ранее следователи предъявили обвинение диспетчеру руления внуковского центра ОрВД Надежде Архиповой. Женщина проходила по делу свидетелем, однако ей был изменен статус и она была взята под подписку о невыезде. По версии следствия, она выводила на взлетную полосу самолет Falcon-50, на борту которого находился глава французского энергетического концерна Total Кристоф де Маржери.
Архипова могла видеть, что на взлетной полосе находится снегоуборочная машина, и сообщить об этом диспетчерам взлета и посадки, разрешавшим вылет самолета, однако не сделала этого. Таким образом, из-за ее халатного отношения, по версии следователей, и произошло крушение.
— Диспетчер руления вообще никак не может быть причастен к этой катастрофе, но, похоже, следствие старается предъявить обвинение как можно большему числу людей, чтобы придать делу масштабность, — считает председатель Федерального профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалев. — Мы будем добиваться снятия с нее обвинения.
Кроме того, уведомления о возбуждении уголовного дела получили начальники Архиповой — руководитель филиала Московского центра автоматизированного управления воздушным движением ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Владимир Ужаков и его заместитель Александр Повалий. О том, в чем подозреваются начальники авиадиспетчеров, следователи не говорят. Как пояснил «Известиям» один из новых фигурантов, Александр Повалий, скорее всего, к нему будут те же претензии, что и к подчиненным, которые проходят обвиняемыми по основному уголовному делу.
— Каких-либо подробностей выдвинутых в отношении меня подозрений я не знаю, потому что еще не встречался со следователем, — сказал Повалий. — Но от работы никто меня не отстранял, и я по-прежнему выполняю свои обязанности.
Между тем в СКР возбуждение уголовного дела в отношении руководства Московского авиаузла не комментируют.
Коллеги авиадиспетчеров говорят, что, по слухам, у следователей есть вопросы не только к руководителям московского филиала ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», но и к руководителям самого предприятия.
Крушение четырехместного частного бизнес-джета Falcon 50, который следовал рейсом Москва–Париж, произошло 20 октября в полночь в столичном правительственном аэропорту Внуково-3. На борту лайнера находились глава международного холдинга Total Кристоф де Маржери, а также три члена экипажа. В 23.57, когда самолет стал уже разгоняться по ВПП для взлета, у него на пути оказалась снегоуборочная машина. После столкновения с ней самолет перевернулся и загорелся. Все находившиеся на борту люди погибли.
В ходе расследования крушения самолета российские правоохранительные органы арестовали пятерых сотрудников Внуково — авиадиспетчера Александра Круглова, ведущего инженера аэродромной службы аэропорта Владимира Леденева, диспетчера-стажера Светлану Кривсун, руководителя полетов Внуковского центра управления воздушным движением Романа Дунаева и водителя снегоуборочной машины, с которой самолет столкнулся при взлете, Владимира Мартыненко.
Круглов, Леденев и Мартыненко находятся в СИЗО, а Кривсун и Дунаев — под домашним арестом. Всем предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена»), дело в отношении них направлено в суд.
По версии следствия, водитель снегоуборщика Владимир Мартыненко несанкционированно выехал на взлетную полосу, а ведущий инженер аэродромной службы Владимир Леднев не контролировал действия Мартыненко. При этом выехавшую машину могли наблюдать как диспетчер-стажер Светлана Кривсун, так и ее наставники Александр Круглов и Роман Дунаев. Однако самолету всё равно было дано разрешение на вылет.
Теперь же следователи подозревают, что руководители Московского авиаузла должным образом не контролировали деятельности своих подчиненных и что сама система безопасности полетов не отвечала требованиям российского законодательства.
Сразу после обвинения авиадиспетчеров в катастрофе в их защиту выступили коллеги и представители независимого профсоюза. В разных российских городах работники аэропортов провели митинги в поддержку арестованных. Между тем диспетчеры, работающие во Внуково, рассказали, что локатор обзора летного поля, установленный в аэропорту, выдает неверную информацию о находящихся на взлетно-посадочных полосах объектах. Более того, в течение двух недель после авиакатастрофы диспетчеры из-за сбоев в работе оборудования 10 раз закрывали аэродром для взлета и посадки и направили на второй круг 40 самолетов.
— Мы по-прежнему считаем, что наши коллеги невиновны, и будем добиваться их полной реабилитации, — заявляют в профсоюзе авиадиспетчеров России.