Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Глава МВФ назвала сумму необходимого внешнего финансирования Украины
Мир
В Иране заявили о выявлении дислокации всех ядерных объектов Израиля
Общество
Голикова заявила о выполнении нацпроекта «Здравоохранение» на 99,5%
Мир
Боррель призвал страны Европы передать Киеву системы ПВО Patriot
Происшествия
Пушилин заявил о целенаправленном обстреле ВСУ больницы в Горловке
Мир
Аэропорт Дубая вернется к полноценной работе в течение 24 часов
Мир
МО Франции призвало работодателей официально оформлять службу в резерве сотрудникам
Мир
ФРГ назвала нежелательным участие РФ в церемониях по случаю освобождения концлагерей
Армия
ВС РФ улучшили положение по переднему краю на донецком направлении
Авто
В РФ установлен рекорд продаж ввезенных по параллельному импорту авто
Мир
Генпрокуратура ФРГ подтвердила аресты подозреваемых в шпионаже в пользу РФ
Мир
В Берлине подтвердили вызов посла РФ в МИД Германии
Общество
Уровень воды в реке Тобол у Кургана достиг 987 см
Мир
Google уволил 28 сотрудников после их антиизраильской забастовки
Общество
Российские авиакомпании выполнили все задержанные накануне рейсы из Дубая
Мир
В Финляндии предложили ужесточить порядок получения гражданства

Соревнования по доступности среды

0
Соревнования по доступности среды
Фото: Артеменков Александр/PhotoXPress.ru
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В 2015 году Санкт-Петербург должен определиться с планами по участию в гонке претендентов на право проведения XXXIII летних Олимпийских и XVII летних Паралимпийских игр. Пока одни считают возможные затраты и выгоды от проекта, другие надеются на продолжение развития в России принципов безбарьерной среды.

Итоги отбора новой олимпийской столицы 2024 года МОК подведет через два года. Однако официальное соревнование городов-претендентов стартует уже в этом сезоне. Один из потенциальных конкурентов Санкт-Петербурга — Рим уже оценил свои возможные расходы на проведение и подготовку Олимпийских и Паралимпийских игр. По словам мэра Вечного города Иньяцио Марино, предварительный объем необходимых инвестиций оценивается в $12,5 млрд (на уровне затрат Лондона в 2012 году).

К потенциальным минусам заявки Рима можно отнести неудобную транспортную систему и инфраструктурные ограничения, которые обусловлены особенностями исторической застройки города. Большое количество брусчатки, подъемов и спусков, ступеней и высоких бордюров не соответствуют международным стандартам общедоступной среды для людей с ограниченными возможностями. На улицах отсутствуют пандусы. Специальные лифты и туалеты можно встретить еще реже. Для инвалидных колясок приспособлены только музеи Ватикана, Сикстинская капелла, Колизей и собор Святого Петра. Готова ли столица Италии к резким переменам и большим инвестициям в имидж города без барьеров? Пока не понятно.

Россия, в свою очередь, уже доказала, что умеет решать в короткие сроки самые сложные задачи. Всего за семь лет наш южный город-курорт преобразился в мировую столицу зимних видов спорта. Уже спустя год лучшие инновации и инициативы Сочи стали активно распространяться в других регионах страны. Санкт-Петербург одним из первых принял эстафету по формированию городской безбарьерной среды — доступной и удобной для всех.

Продолжаем разговор

Организаторы Игр в Сочи применили уникальное для российских мегаполисов решение: единую систему навигации для слабовидящих и слепых людей. Специальными радиоинформаторами были оборудованы остановки общественного транспорта, пешеходные переходы, светофоры, а также важные социальные объекты. Инновационный проект получил название «Говорящий город». Он и сейчас продолжает успешно функционировать в Адлерском, Хостинском и Центральном районах Сочи.

«Испытания системы прошли удачно, мы получили благодарность президента Всероссийского общества слепых (ВОС), а также многих гостей и организаторов Игр, — отмечает Леонид Аронов, разработчик системы «Говорящий город», генеральный директор ООО «Спецтехноприбор». — Проект не имеет аналогов в мире и выводит Россию в лидеры по созданию доступной среды для незрячих людей. Однако предстоит большая работа, тиражирование лучших наработок в других городах».

Опыт подготовки к Играм высоко оценили в Санкт-Петербурге, в частности, городские власти уже инвестировали в развитие системы «Говорящий город» более 28 млн рублей. В результате магазины, аптеки, наземный общественный транспорт и метрополитен теперь смогут заговорить с незрячими жителями и гостями Северной столицы. Пилотные проекты уже успешно реализованы Комитетом по транспорту правительства Санкт-Петербурга. По заявкам регионального отделения ВОСа слабовидящие горожане получили первую партию специальных устройств «Ориентир», напоминающих по размерам и формату карманные радиоприемники. Данная техника работает на прием сигнала с радиоточек «Говорящего города» и может быть использована в качестве пульта-управления радиоинформаторами. Принцип действия системы прост: на улице абонентское устройство непрерывно информирует владельца о приближении к пешеходным переходам, автобусным остановкам или станциям метро. Подойдя к своей цели, слепой нажимает кнопку, которая запускает специальный звуковой сигнал над выбранным объектом. Далее в наушник начинает передаваться сопутствующая информация. Например, можно услышать номера каждого из подходящих к остановке маршрутных транспортных средств. Сами автобусы, троллейбусы и трамваи также оборудованы «звуковой навигацией». Двери посылают сигнал, на который может ориентироваться инвалид.

По итогам 2014 года к «Говорящему городу» в Петербурге было подключено 1600 единиц подвижного состава общественного транспорта. Следующим шагом должна стать установка системы в аптеках, магазинах, торговых центрах, железнодорожных вокзалах.
По мнению Леонида Аронова, лидером среди российских городов с доступной средой для слепых и слабовидящих граждан сегодня продолжает оставаться Сочи. Ему «в затылок дышат» Санкт-Петербург, Краснодар, Улан-Уде и Москва, которая также начала обращать внимание на данную проблематику.

Преодолеть подъем

Некоммерческая организация «Транспортная дирекция Олимпийских игр» подготовила к обслуживанию гостей соревнований в Сочи более 700 специальных маршрутных автобусов. При этом более 400 единиц подвижного состава были предназначены для перевозки маломобильных групп населения. Каждый инвалид-колясочник знает, каким непростым бывает подъем в обычный общественный транспорт. Для попадания в салон порой требуется настоящая олимпийская воля к победе. К счастью, в большинстве российских городов начинают стремительно уходить в прошлое автобусы и троллейбусы со ступенями на входе. На смену им приходят так называемые «низкопольные» аналоги. Это создает дополнительное удобство не только для инвалидов, но и для пожилых людей, граждан с детскими колясками. Для «заезда» пассажиров, которые не могут перешагнуть расстояние между тротуаром и полом автобуса, на входе в транспорт стали размещаться специальные выдвижные пандусы. В обычном состоянии они «убраны» в салон и незаметны пассажирам. При посадке инвалида пандус откидывается наружу, образуя специальную горку, по которой может комфортно заехать инвалидная коляска.

Следуя мировым стандартам и примеру Сочи, Петербург готовит к переводу на низкопольный подвижной состав весь городской автобусный транспорт уже в 2016 году.

Однако инициативы не должны заканчиваться выделением денежных средств на закупку нового транспорта. Практика показывает, что без построения слаженной системы и воспитания культуры отношения к инвалидам даже такие меры остаются малоэффективными. Для этого питерский Комитет по транспорту проводит совместные рейды с активистами городского объединения инвалидов-колясочников. Задача проверок — выявить недочеты и халатность в работе транспортных компаний. Так, в ходе последней инспекции на ряде маршрутов было зафиксировано ненадлежащее состояние выдвижных пандусов. Некоторые из них проржавели и буквально отламывались, другие были настолько плотно забиты грязью, что даже при значительном усилии их не удалось открыть вручную. В ряде автобусов не работала кнопка вызова, с помощью которой инвалиды могут подавать в кабину подвижного состава специальные сигналы. Как отметили в транспортном ведомстве, технические недостатки большинство водителей постарались компенсировать личным участием — почти все из них помогли пассажирам-инвалидам при посадке и высадке из автобуса. Проигнорировал пассажира с ограниченными возможностями лишь один водитель, который предпочел отъехать от остановки, не дожидаясь инвалида. В отношении перевозчика был составлен протокол о невыполнении требований договора с городом, и теперь компании придется выплатить штраф.

Доступность поставили на карту

Опыт Сочи в сфере транспортного обслуживания, строительства дорог, возведения объектов спортивной и общественной инфраструктуры можно назвать образцовой моделью безбарьерной среды для всех регионов нашей страны. Примечательно, что при подготовке к Паралимпийским играм в России впервые заработали специальные образовательные программы высших и средних учебных заведений, готовящих кадры для индустрии спорта, сферы услуг и гостиничного сервиса. В основу курсов заложены знания в области этики взаимодействия с людьми, имеющими различные виды инвалидности.

Паралимпиада — это уникальная возможность использовать ведущий мировой опыт по интеграции людей с инвалидностью в полноценную жизнь российского общества. Бывший президент оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что отношение к инвалидам в России изменилось благодаря подготовке к проведению первых в истории страны Паралимпийских игр: «За семь лет были разработаны Универсальные стандарты доступности, которые теперь являются примером для всех российских регионов».

В частности, в России применены передовые зарубежные нормативные документы в сфере безбарьерной среды: IRE (Ирландские национальные законы о специальном оборудовании), IBC (Международные строительные нормы и правила), Руководство по обеспечению безопасности на спортивных объектах (Норматив Государственной канцелярии Соединенного Королевства Великобритании), Доступные стадионы (Accessible Stadia). В общей сложности ратификацию прошло более 10 ведущих международных правовых документов. Главные изменения коснулись сферы строительства различных объектов: от спортивных площадок до жилых зданий и транспортной инфраструктуры.

Также был существенно упрощен поиск объектов, доступных для инвалидов. Для этого продолжает функционировать и развиваться всероссийский интернет-проект KartaDostupnosti.ru, который был разработан накануне Игр совместно с фондом поддержки инвалидов «Единая страна». Теперь каждый, у кого есть онлайн-доступ в интернет, может регистрировать на интерактивной карте России и своего города спортивные площадки и залы, оборудованные для маломобильных групп населения. Сейчас на портале более 21,5 тыс. безбарьерных объектов по всей стране, благодаря чему люди с инвалидностью могут найти места для занятий спортом в шаговой доступности.

Однако к недочетам организаторов волонтеры Сочи отнесли слабую информационную поддержку Паралимпиады. «Многие соревнования были недоступны к просмотру ни по телевизору, ни в прямых трансляциях на официальном сайте в интернете, — отметила волонтер Паралимпийских игр в Сочи Аделия Егорова. — Например, следж-хоккей часто приходилось смотреть на американских или канадских трансляциях. Журналистов на месте событий работало мало. А ведь в результате неизвестными остались многие достижения организаторов и спортсменов».

Поезда и самолеты для всех

Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи посетило около тысячи маломобильных граждан. Специально для приема таких гостей местный аэропорт приобрел дополнительные кресла-каталки и 30 специальных авиационных межкресельных колясок. Аэровокзальный комплекс также оборудовали тактильной плиткой, лестничными пандусами, специальными парковочными местами, туалетными комнатами и лифтами-подъемниками на разных этажах здания.

Кроме того, для обслуживания маломобильных пассажиров в аэропорт Сочи были привлечены дополнительные профильные специалисты. В их обязанности входили круглосуточная поддержка и обслуживание людей с ограниченными возможностями.

Железнодорожные вокзалы Адлера и Сочи в рамках предолимпийской реконструкции также были приведены в соответствие с международными стандартами безбарьерной среды. В качестве нововведения организаторов были открыты специальные центры содействия мобильности, которые оказывали полный комплекс информационной поддержки для всех маломобильных групп населения. Сотрудники центров помогали при оформлении заявок на предоставление бесплатного сопровождения инвалидов, а также в обслуживании на вокзале и при посадке в поезда.

Санкт-Петербургский аэровокзальный комплекс перешел на новые стандарты обслуживания пассажиров в 2013 году. Новый терминал аэропорта Пулково встретил своих пассажиров комфортными лифтами между этажами, дублирующими лестницы эскалаторами, тактильными плитами и пандусами для инвалидов-колясочников и слабовидящих пассажиров. На стойках регистрации начали работать специальные информационные панели для глухих и слабослышащих граждан. Продумана необходимая навигационная система с указателями доступного пути движения на прилегающей территории аэровокзала и внутри здания.

По информации ООО «Воздушные ворота Северной столицы», управляющей компании аэропорта Пулково, взаимодействие с маломобильными группами населения осуществляется по специальному регламенту. Для того чтобы воспользоваться технологией ускоренного обслуживания, пассажиры с инвалидностью могут заранее проинформировать о своем прибытии службы аэропорта, заполнив специальную форму на сайте или позвонив по телефону горячей линии.

Так же как и в Сочи, в петербургском аэропорту круглосуточно работают специальные информационные стойки для маломобильных пассажиров. Кроме того, аэропорт Пулково полностью укомплектован всем необходимым оборудованием для обслуживания инвалидов: современными креслами-колясками, четырьмя самоходными автомобилями с подъемной кабиной для перевозки пожилых людей или маломобильных пассажиров.

Инновации для подземки

Одной из отличительных особенностей инфраструктуры Петербурга по сравнению с Сочи является наличие в Северной столице метрополитена. Долгие годы этот вид транспорта оставался практически недоступным для инвалидов-колясочников. В отличие от московской «подземки», где пассажиры на колясках могут спускаться в вестибюль вместе с остальными по эскалатору, в Петербурге правила безопасности ограничивают такую возможность. Причиной жестких требований стало несколько несчастных случаев, когда сопровождающий из-за экстренной остановки эскалатора не смог удержать коляску с инвалидом. По счастливой случайности происшествия обошлись без трагедий. Однако сорвавшаяся в свободное падение коляска может нанести непоправимый вред здоровью не только ее владельца, но и всех, кого встретит на своем пути.

Несколько лет назад ограничения на проезд инвалидов-колясочников в Петербургском метро даже пытались оспорить в судебном порядке. Итогом споров между транспортниками и представителями общественных движений за безбарьерную городскую среду стала выработка совместных компромиссных решений. В частности, руководство метрополитена утвердило специальные утренние, дневные и вечерние часы. В эти периоды инвалид может обратиться к дежурному по станции с просьбой о транспортировке по резервному эскалатору, который в непиковое время не занят другими пассажирами.

В 2015 году проблему передвижения на инвалидных колясках по метро должна решить инновационная тележка «ТЭММИ». Ее опытный образец был разработан петербургскими инженерами и уже тестируется в метрополитене Северной столицы. Преимущество технической новинки заключается в плотной фиксации инвалидной коляски на ступенях эскалатора. При этом специальный механизм обеспечивает плавный съезд конструкции в вестибюль, обеспечивая необходимый уровень безопасности и комфорта для всех пассажиров.

К единой цели

По данным комитета по социальной политике правительства Санкт-Петербурга, в городе зарегистрировано 750 тыс. инвалидов, из них более 10 тыс. инвалидов на колясках. Для них развитие безбарьерной среды является необходимым условием для полноценной жизни.

В связи с этим город ежегодно продолжает внедрять новые инициативы, такие как, например, «социальное такси». Этот вид транспорта обеспечивает поездки людей с ограниченными возможностями до социально значимых объектов. Раньше большинство машин были не предназначены для транспортировки инвалидов-колясочников, однако в этом году проблема была решена. Теперь каждая транспортная организация Петербурга, которая получит право на предоставление услуг «социального такси», должна будет иметь на своем балансе автомобили, оборудованные гидроподъемниками для инвалидных колясок. Сейчас в городе уже насчитывается 16 таких спецмашин, в то время как в прошлом году действовала всего одна. Продолжается в городе на Неве борьба еще с одной проблемой — некачественной установкой аппарелей. Из-за того, что некоторые из этих конструкций размещаются под слишком крутым углом (или на неудобном расстоянии друг от друга), теряется их эффективность при спуске инвалидной коляски по ступеням лестницы. Такие нарушения чаще всего выявляются петербургскими общественными инспекциями. В состав данных подразделений входят 18 инвалидов-колясочников, которые уже больше года работают в каждом районе Петербурга. Задача инспекторов тщательно проверять подведомственную инфраструктуру на доступность для маломобильных групп населения. По словам Сергея Тимохина, который инспектирует родной Василеостровский район, усилия активистов действительно способствуют улучшению городской среды. При этом важно, что должного результата удается достичь в результате сотрудничества, а не конфронтации. Представители власти реагируют на каждую заявку от общественных наблюдателей и в короткие сроки устраняют недочеты.

Сергей Тимохин, общественный инспектор по доступной среде для инвалидов при Комитете по транспорту Санкт-Петербурга

Адлер и Сочи — это компактные города. Петербургу, учитывая его масштабы, нужно больше времени, чтобы стандарты безбарьерной среды заработали во всех отраслях: строительстве, транспорте, спорте. Это требует значительных инвестиций, но сейчас город справляется со своими социальными обязанностями. Безусловно, проведение таких событий международного масштаба, как чемпионат мира по футболу 2018 года или проведение Олимпийских игр 2024 года, способно придать новый импульс развитию общедоступной инфраструктуры. Кроме того, это хорошая возможность привлечь в город федеральное финансирование и новых частных инвесторов.

Ирина Иванова, лидер общественного движения инвалидов-колясочников «Петербург равных возможностей»

По уровню доступной среды я бы в России отметила Крым и город Анапу. Там приезжие инвалиды, как и все отдыхающие, дают возможность местным предпринимателям заработать. На практике безбарьерная среда развивается там, где люди заинтересованы в ней материально. В Сочи я ездила по городу самостоятельно, пользовалась и местными автобусами и электричками. Попасть на платформу и в поезд тоже реально, но, к сожалению, не без помощи местных работников. Однако отъехав всего одну остановку от Олимпийской деревни, пришлось столкнуться с проблемами. Там не было даже возможности заехать на высокий тротуар для ожидания автобуса, водители автобусов никак не реагировали на инвалида-колясочника при посадке… Я считаю, что для того, чтобы позаботиться об инвалидах, не нужна еще одна Олимпиада. Такие события помогают, но ненадолго. Главное, чтобы в приоритете нашей страны, в менталитете людей наивысшим стремлением и ценностью были порядочность, инициативность и ответственность.

Комментарии
Прямой эфир