Новости, деловые новости - Известия
Пятница,
26 августа
2016 года

Госдума может ужесточить правила налоговой «миграции» для компаний

Юрлицу откажут в регистрации при переезде в другой регион, если не закончилась выездная налоговая проверка

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Матвеев

В Госдуму в ближайшее время будет внесен законопроект, ужесточающий правила «миграции» для юридических лиц. Как отмечает правительство Вологодской области, разработавшее проект, в большинстве случае компании, переезжающие в другой регион, стремятся таким образом уйти от уплаты налогов. Согласно законопроекту, налоговые органы смогут отказать юридическому лицу в регистрации его нового адреса, если у него «есть недоимки по налогам и сборам, задолженности по пеням и штрафам по налогам и сборам». Также компания получит отказ, если налоговики по ее прежнему месту нахождения приняли «решение о проведении выездной налоговой проверки в отношении данного юридического лица». В Госдуме не исключили, что проблема требует изменения законодательства. По словам экспертов, объем «миграции» — десятки тысяч компаний в год, сумма задолженности, при которой юрлица начинают «убегать», — от 50 млн рублей. 

Документ был разработан по поручению губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова. Он вносит поправки в федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Проект будет внесен в Госдуму заксобранием Вологодской области.

«Проблема «миграции» организаций-должников поднимается многими региональными налоговыми органами, — уточняется в пояснительной записке к документу. — Переезд организаций из субъекта в субъект РФ... в большинстве своем предполагает уход от уплаты налогов, в том числе избежание камеральных и выездных налоговых проверок, затягивание сроков проверок для невозможности взыскания недоимки, сокрытие деятельности по участию в схемах уклонения от налогов... На фоне роста задолженности по налогам и сборам в бюджетную систему РФ на 30 млрд рублей предлагаемая мера пресечения фиктивной «миграции» организаций-должников является актуальной».

В департаменте финансов Вологодской области сообщили, что законопроект был разработан для того, чтобы решить поставленную губернатором задачу «кардинально сократить накопленную за годы кризиса задолженность в бюджеты всех уровней». В департаменте уточнили, что в 2014 году в Вологодскую область «мигрировали» 4093 организации с суммой задолженности 1,3 млрд рублей. В 2014 году налоговые органы Вологодской области предотвратили «миграцию» на территорию региона 949 организаций. 

Член комитета по бюджету и налогам Госдумы Раиса Кармазина не исключила, что проблема действительно существует и требует изменения законодательства, и отметила, что уже прописанные в законах механизмы налоговым службам необходимо использовать в полной мере.

По словам директора Гильдии экспертов по налоговым спорам Бориса Пантелеева, «миграция» в другой регион — самое простое для компаний решение всех сложных долговых вопросов на сегодняшний день.

— Это буквально конвейерный рынок, — сказал он. — «Мигрируют» десятки тысяч компаний в год. У налоговых инспекций и в более или менее посещаемых местах можно найти объявления о списании долгов, о ликвидации компаний. Речь идет как раз о смене юридического адреса и переезде в другой регион. Вопрос решается за 5–10 рабочих дней. Компании начинают задумываться о такой схеме, если у них есть долг от 50 млн рублей.

Схема выглядит так: компания подает в налоговую документы о том, что меняются юридически значимые реквизиты — адрес и директор. Компания снимается с учета и затем ставится на учет по новому адресу. Задолженности на момент переезда может не быть, потому что еще не завершен налоговый период. Например, компания переезжает в декабре и у нее есть время, чтобы заплатить налоги, до апреля. Но на новом месте новый директор не платит налоги и вообще не проявляет никакой активности. Как правило, налоговая его не разыскивает — в том числе потому, что это дорогой и трудоемкий процесс. Компания не ведет никакой деятельности и через некоторое время подает документы в суд о ликвидации. 

По словам Бориса Пантелеева, такие схемы ухода от налогов выбирает обычно малый и средний бизнес, крупный же чаще уходит в офшоры. Он отметил, что такого бы не могло быть в условиях единого правового и информационного поля.

— Сейчас парадоксальная ситуация: наши налоговики играют фактически в поддавки с недобросовестными компаниями и на протяжении длительного времени не могут наладить взаимодействие, — сказал он. — Внутри налоговой системы не отлажено взаимодействие регионов друг с другом и головного центра с регионами.

По словам Бориса Пантелеева, от фиктивной «миграции» страдают в основном крупные города и регионы, где высокий уровень экономического развития, в том числе Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, Новосибирск.

— Не является секретом тот факт, что на практике довольно распространено использование недобросовестными компаниями подобных механизмов для неисполнения обязательств — причем не только перед бюджетом, но и перед контрагентами, — отметил старший юрист налоговой практики Goltsblat BLP Александр Ерасов. — Безусловно, борьба с подобными действиями необходима для защиты интересов как бюджета, так и компаний и граждан. Однако в ходе подобных мероприятий должен соблюдаться баланс интересов, что требует весьма взвешенного и комплексного подхода к конкретным формулировкам закона и их практическому применению.

Предлагаемый законопроект, по его словам, упростит работу налоговых инспекций, но во многих случаях будет приводить к нарушению прав и интересов компаний вполне добросовестных.

— Допустим, два крупных холдинга решили объединить активы путем слияния компаний из разных регионов, но в отношении одной из таких компаний налоговая инспекция начала проводить выездную проверку, — привел пример эксперт. — Проверка может идти год или даже больше. Допустим, по результатам проверки инспекция приходит к выводу о наличии нарушений налогового законодательства и доначисляет налоговые обязательства. Компания с такими выводами инспекции не соглашается и начинает процесс оспаривания результатов проверки. На практике многие налоговые споры могут длиться около года, а иногда и больше. Суд принимает обеспечительные меры — приостанавливает действие решения налоговой инспекции. Получается, что задолженность во время рассмотрения налогового спора не выплачивается на вполне законных основаниях. Далее компания процесс выигрывает и уже точно ничего не должна платить. При этом она более 2 лет, что длится вся эта история, не может провести реорганизацию, которая планировалась путем слияния активов двух холдингов.

В таких случаях соответствующие ограничения будут приводить к несоразмерному ограничению прав компаний, в связи с чем, по мнению эксперта, противоречить Конституции России, фактически являясь не предусмотренной налоговым законодательством мерой обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов.

По мнению Александра Ерасова, законопроект требует существенной доработки — как минимум, необходимо разграничить случаи, когда задолженность не выплачивается по законным и по незаконным основаниям. Он также отметил, что практику фиктивной «миграции» компаний можно свести на нет, если будет более эффективно организована работа налоговых и правоохранительных органов, которые являются федеральными, едиными и централизованными системами, что позволяет проводить контроль на всей территории России. По его словам, чтобы выйти из-под налогового контроля, компании во многих случаях необязательно даже переезжать в другой регион — можно сменить адрес внутри одного региона.

Председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы Gradient Alpha Павел Гагарин также отметил, что сейчас у налоговой службы достаточно серьезное администрирование с точки зрения отслеживания компаний, которые находятся в зоне риска.

— Отпустить компанию из региона можно только после того, как она пройдет сверку по уплаченным налогам, — сказал он. — А если инспекция считает налогоплательщика подозрительным, если есть основания полагать, что он значительные суммы недоплачивает, скрывает налогооблагаемые объекты, что это компания из разряда однодневок, — она может назначить выездную проверку.

При этом, по его словам, в этой области могут быть нарушения — например, компания может как-то договориться с налоговой и уехать, не выполнив часть обязательств. Как рассказал Павел Гагарин, компании «мигрируют» в основном из Москвы и Санкт-Петербурга в другие регионы. При этом можно выделить и некоторые «точки притяжения» для них.

— Можно посмотреть статистику. Допустим, налоговая проверяла компанию, и вдруг та перерегистрировалось в другой регион, — сказал он. — Насколько я знаю, часто «мигрируют», например, в Нижегородскую, Архангельскую области и ряд других регионов.

Павел Гагарин отметил, что запретить переезжать юридическим лицам, как и физическим, нельзя — это было бы нарушением Конституции.

Отметим, что сами налоговые инспекторы далеко не всегда знают, как именно надо действовать, если компания, которую они проверяли, переехала. «У нас в инспекции существует проблема «миграции». Только начнешь работать с предприятием, подготавливать его к выездной налоговой проверке, как оно благополучно «мигрирует» в какое-нибудь село... — делятся они на «Форуме налоговиков». — Вот и как с этим бороться?»

Известия // вторник, 7 апреля 2015 года

Госдума может ужесточить правила налоговой «миграции» для компаний

Госдума может ужесточить правила налоговой «миграции» для компанийЮрлицу откажут в регистрации при переезде в другой регион, если не закончилась выездная налоговая проверка

скопируйте этот текст к себе в блог:

Новости партнеров




Новости сюжета «Налоги»:

реклама
Закрыть

Цитировать в комментарии
Сообщить об ошибке