Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В США ввели санкции против трех китайских и одной белорусской компаний
Экономика
Путин поручил разработать дополнительные меры поддержки аграриев
Политика
В Госдуме указали на причастность НАТО к планированию ВСУ атак
Армия
Шойгу на полигоне МВО представили перспективные дроны и стрелковое оружие
Мир
На Украине сообщили о повреждении объекта инфраструктуры в Запорожье
Армия
Научно-производственный центр беспилотников создадут в Минобороны РФ
Общество
Путин поручил регионам направлять на зарплаты медикам полученные через ОМС средства
Общество
В Кремле выразили соболезнования в связи с гибелью военкора «Известий» Еремина
Мир
Боец ВС РФ рассказал о маскировке боевиков ВСУ под гражданских под Харьковом
Мир
Байден сообщил о производстве первых в США 90 кг обогащенного урана
Общество
В МВД гибель Еремина назвали очередным преступлением киевского режима
Мир
В Израиле число солдат с боевыми психическими травмами достигнет 8 тыс. к концу года
Общество
В Кургане объявили эвакуацию жителей домов, расположенных у дамбы
Общество
СК РФ намерен установить всех причастных к гибели военкора «Известий» Еремина
Мир
Al Arabiya засомневался в высказываниях Блинкена о помощи палестинцам в секторе Газа
Общество
Власти сообщили о нормализации паводковой ситуации в частично затопленном Орске

Патриотизм сменит вектор с военного на гражданский

Эксперты Минкультуры считают, что патриотическое воспитание имеет слишком милитаристскую направленность
0
Патриотизм сменит вектор с военного на гражданский
Фото: Глеб Щелкунов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В связи с разработкой проекта стратегии патриотического воспитания граждан России на 2016–2020 годы Министерство культуры провело анализ действующей федеральной программы на 2011–2015 годы и пришло к неутешительным выводам. Из текста заключения (есть в распоряжении «Известий») следует, что цели программы 2011–2015 годов были определены неверно и ошибка в постановке целей программы подменяет ее смысл и ведет к ее нежизнеспособности и даже развитию противоцелей, что может отразиться на будущей программе. Экспертиза проводилась Центром общенациональной и этнокультурной политики, исследования проблем правосознания и патриотизма Института наследия им. Д.С. Лихачева при Минкультуры.

— Российским Научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева действительно ведется работа в этом направлении в соответствии с утвержденной Министерством культуры темой в рамках госзадания Института наследия на 2015 год, — подтвердили «Известиям» в пресс-службе Минкультуры.

Эксперты, проводившие анализ программы, считают, что ее существенным недостатком является ориентация в основном на военно-патриотическое воспитание, в то время как воспитание любви к Родине, являясь центральной категорией понятия, остается на втором плане. Крайне недостаточно, по мнению экспертов, раскрыты методы и формы работы по практической реализации программы. Непроработанным является раздел о достижении ключевых показателей программы. Обозначенные показатели, отмечается в экспертизе, совершенно недостижимы, не являются адекватными критериям реализации программы, а качественные показатели вообще отсутствуют.

— Непонятным аспектом реализации программы является ее закрытость и недостаточность публичной информации. Если программа направлена на воспитание населения, то как она может быть осуществлена без должного информационного сопровождения и участия СМИ в формировании общественного правосознания граждан? Как составители программы могли продумывать эффект от ее реализации без проработки политики вещания в СМИ? — недоумевают в Институте наследия.

Практика показывает, что акцент сейчас сделан на специализированные структуры, целью которых является патриотическое воспитание. В их числе государственные (суворовские и нахимовские военные училища и кадетские корпуса, пансионаты воспитанниц Министерства обороны), общественно-государственные (ДОСААФ) и общественные организации (военно-патриотические, поисковые, военно-спортивные ассоциации и клубы, военно-патриотические клубы при РПЦ и скаутские организации). Как правило, они действуют под эгидой Росвоенцентра при правительстве. Таким образом, в настоящее время доминирует военно-патриотическое воспитание, что существенно ограничивает целевую аудиторию, средства и возможности.

Выходом из сложившейся ситуации, по мнению экспертов, является более активное привлечение всех заинтересованных общественных институтов, чтобы объединить и направить их усилия в формировании общекультурной, правовой, экономической основы для становления патриотических чувств у российских граждан. По мнению специалистов Института наследия, патриотизм следует рассматривать как нравственную основу для формирования активной жизненной позиции граждан, которые должны различать понятия «Родина» и «государство». 

В заключении отмечается, что необходимо повышать роль семьи и школы в формировании у граждан России чувства любви к стране и гордости за нее. Это означает, что воспитание патриотизма должно пронизывать весь процесс школьного обучения, причем соответствующие установки и факты должны даваться и истолковываться не в лоб, поскольку прямое внушение, навязывание подобных установок вызывает психологическое отторжение.

В целом предлагается напрямую увязать программу патриотического воспитания cо Стратегией государственной национальной политики РФ на период до 2025 года и Концепцией государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года. Относительно первой указывается, что в ней предусмотрено развитие этнографического и культурно-познавательного туризма, организация посещения молодежью городов-героев и городов воинской славы, объектов культурного наследия народов России.

«Невероятно, но в числе мероприятий по реализации государственной программы патриотического воспитания такие экскурсии не предусмотрены», — отмечают эксперты. 

В экспертизе помимо различных минусов отмечены и плюсы программы. Одной из задач программы является формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву. В этой сфере движение вперед наиболее заметно прежде всего благодаря активной государственной поддержке армии и флота, возрождению уважения к военным профессиям.

Предлагается рассмотреть и более современные подходы в сфере патриотического воспитания. В пример авторы приводят опыт Китая, где молодежное подразделение КПК занялось повышением патриотизма любителей онлайновых игр. Разработка онлайновых игр под названием National Spirit Online предлагает китайским игрокам побороться за светлое будущее в рядах Красной армии против японского империализма. Игра, как считают разработчики, должна породить чувство единства нации и повысить патриотический дух.

Также отмечается, что проведение мероприятий патриотического характера не всегда должно осуществляться под лозунгами именно патриотизма. Порой целесообразно использовать термины «гражданственность», «любовь к малой Родине», «ответственность за стариков», «почитание предков, родословной». А сама программа не должна быть статичной и утвержденной один раз — необходимо вносить изменения в соответствии с происходящими событиями и следить за соответствием формируемого содержания социокультурным запросам общества.

— Патриотическое воспитание кроется во всем, и даже в отношении к флагу. Я думаю, что такие вещи дети должны изучать прямо с детства, чтобы люди знали свои символы и относились к ним как к святыне. Мы же не удивляемся, когда американец прикладывает руку к груди и поет свой гимн, а над каждым американским домом висит флаг США. У детей должно быть что-то святое в этом плане. Допустим, мы каждую смену делаем линейку-открытие с выносом знамен, государственного флага и пением гимна, и отношение детей к этому очень трепетное, — рассказал заместитель генерального директора всероссийского детского центра «Орленок» Алексей Зубахин.

В конце экспертного заключения авторы сделали несколько выводов. По их мнению, обобщенные показатели реализации уже завершающейся в конце этого года программы непомерно завышены. Если ориентироваться на эти показатели, то выяснится, что, например, в 2015 году 50% граждан планируют участвовать в патриотических мероприятиях, 90% положительно оценивают результаты проведения патриотических мероприятий, за год планируется подготовить 45 тыс. организаторов и специалистов патриотического воспитания и т.д. Как говорится в документе, абсолютно непонятно, как определить, достигнут ли искомый показатель в реальности. Представляется важным обозначение не только количественных показателей ожидаемого результата, но и качественных критериев эффективности патриотического воспитания.

Во-вторых, помимо того что программа акцентирует внимание на военно-патриотической составляющей, на основании анализа эволюции программы патриотического воспитания начиная с 2001 года был сделан вывод, что этатистская составляющая (приоритет государственного перед личным началом) в понимании патриотизма постепенно увеличивается. По мнению экспертов, это может представлять угрозу в том случае, если любовь к государству увеличивается за счет любви к Родине при их противопоставлении, что может вызвать «казенный и недуховный патриотизм», который противостоит  патриотизму как духовно-творческому акту самоопределения личности и нации.

«Его следствием может быть принцип «Может, моя страна и неправа, но это моя страна», который ничуть не лучше антипатриотического принципа: «Где хорошо, там и Отечество». Органичное чувство патриотизма и национального достоинства должно формироваться  не только благодаря формальной принадлежности к великой державе, но и из осознания сопринадлежности к той или иной малой общности, великой культуре и т.п. Гражданин — не кусок дерева, из которого «система» будет вырезать Буратино-патриота. Патриотизм — это прежде всего социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее», — добавляют авторы.

Первый заместитель директора военно-патриотического центра «Вымпел» Сергей Андриянов полностью согласен с позицией экспертов Минкультуры.

— Это правильная позиция, что вопрос патриотизма многогранен. У нас в «Вымпеле» проводятся экспедиции, эстетическое воспитание и культурному досугу уделяется большое внимание. Естественно, воспитание проходит не только на военных, но и на культурных традициях. Этот вопрос связан не только с военными вопросами, — отметил Сергей Андриянов. — Конечно, сейчас многие страдают военной направленностью, но все-таки воспитание патриотизма должно быть гармоничным. Не должно быть перекосов в одну сторону, чтобы у нас вырастали какие-то зомби-военные. Человек должен быть личностью.

Реализация новой программы патриотического воспитания, скорее всего, будет возложена на Федеральное агентство по делам национальностей, учрежденное указом президента 31 марта. В соответствии с обозначенным в указе функционалом ведомство более всех подходит на роль государственного заказчика программы. Руководитель Центра общенациональной и этнокультурной политики, исследования проблем правосознания и патриотизма Института наследия им. Д.С. Лихачева Дмитрий Ильин рассказал «Известиям», что государственное задание на анализ проекта программы пока не поступало.

— Экспертное заключение по новой программе займет не менее месяца, если будет сформировано соответствующее государственное задание нашему институту. Очевидно, что без привлечения специалистов-экспертов из научной среды такой документ лучше не принимать, — отметил Дмитрий Ильин.

Окончательный вариант программы патриотического воспитания на 2016–2020 годы с учетом всех предложений намечено подготовить в IV квартале 2015 года.

Комментарии
Прямой эфир