Российские банки с лета начнут диктовать правила Visa
Американская платежная система Visa будет обсуждать с представителями из 40
банков стран Европы, Ближнего Востока и Африки политику на местном
рынке, введение технологических новаций, проблемы индустрии платежей и
пр. Для этого Visa создает деловой совет — Central & Eastern
Europe, Middle East and Africa (CEMEA) Business Council. Он будет
собираться минимум раз в год, первая встреча CEMEA Business Council
состоится 9–11 июня в Сан-Франциско. Об этом «Известиям» рассказал
источник, близкий к российскому представительству Visa. Российские
банкиры приглашены, и в числе основных пунктов они намерены обсудить с
компанией сотрудничество в условиях санкций. Причина роста
внимательности Visa — в опасениях снижения доходности в свете будущей
экспансии Национальной системы платежных карт (НСПК) и рыночных тенденций.
По словам собеседника,
приглашения от головного офиса Visa (США) вступить в новое объединение
получили топ-менеджеры крупных российских банков, в том числе лидирующих
по эмиссии и эквайрингу карт. Среди них руководители Альфа-банка,
«Уралсиба», Бинбанка и ХКФ-банка. Топ-менеджеров приглашают вступить в
деловой совет Visa на два ближайших года. Предложения CEMEA Business
Council будут отправляться в головной офис Visa в США, окончательные
решения по всем вопросам принимает он. В Штатах Visa уже совещается с
крупными банками, деловые советы также впоследствии будут созданы в
Западной Европе и Азии.
Сейчас международные платежные
системы, исходя из сложившейся практики, устанавливают правила работы на
тех или иных рынках самостоятельно — в силу своего положения (например,
рыночная доля Visa в России превышает 60%). Банкам приходится мириться с
тем, что им предлагают. По словам источника, по итогам встреч с
банкирами Visa будет корректировать правила работы на российском рынке.
Российские банкиры в первую очередь считают необходимым обсудить с Visa в Сан-Франциско вопросы взаимодействия
с международными платежными системами в условиях кризиса и санкций со
стороны США и Евросоюза, увеличения объема безналичных платежей,
популяризации бесконтактных платежей, возможности корректировки правил
работы платежной системы в России в соответствии с предложениями банков.
Отечественные банки также хотят, чтобы Visa предусмотрела возможность
идентифицировать карты банков в торговых сетях без обязательной
установки ими отдельных терминалов для реализации программ лояльности.
В Visa не успели оперативно ответить на запрос «Известий». Крупные банки эту тему не комментируют.
—
Есть надежда, что Visa прежде всего пропишет в правилах основания и
порядок блокировки карт россиян, чтобы не было повторения ситуации весны
2014 года, — говорит источник, близкий к компании. — Сейчас этого в
правилах МПС нет. В правилах и сейчас зафиксированы форс-мажоры, но они,
как и тарифы Visa, являются строго конфиденциальной информацией, потому
что упоминание о них может влиять на стоимость ценных бумаг Visa как
публичной компании. Например, международная комиссия за эквайринговую
транзакцию — 3–6 цента (это если держатель карты из Турции, например, приезжает в
Россию и по карте снимаются деньги в банкомате российского банка).
Собеседник
указывает, что Visa решилась создавать деловой совет в CEMEA, а также
озаботилась участием в нем России после неудач в Канаде и Австралии
некоторое время назад, когда в этих странах создавались системы, похожие
на российскую Национальную систему платежных карт.
— Visa там стала терять доход, в случае с Россией не хочется повторения. Важно также учитывать, что у банков РФ
позиция шантажистов: если их не устраивает Visa, они начинают угрожать,
что могут поменять ее на MasterCard, — считает собеседник. — MasterCard
также устраивает неофициальные встречи с банками.
В MasterCard отказались прокомментировать эту тему.
На
американские платежные системы Visa и MasterCard приходится 90–95%
операций по картам россиян. У Visa порядка 80 банков-партнеров, у
MasterCard — около 100. Чистая прибыль Visa Inc. за 2013/14 финансовый
год (завершился 30 сентября) составила $5,4 млрд, что на 9,2% больше
показателя за предыдущий финансовый год. Впрочем, чистая прибыль
учрежденного в России в 2009 году ООО «Платежная система «Виза»
составила лишь 48,7 млн рублей за 2013 год, выручка — 1,9 млрд рублей
(данные базы СПАРК). Другие международные платежные системы, которые
работают на территории России, — China UnionPay (CUP, Китай), JCB
(Япония) и American Express (США) — занимают несколько процентов рынка.
Начальник
управления розничных продуктов Локо-банка Светлана Повикалова уверена,
что основная цель создания CEMEA Business Council — не потерять долю
оборота по картам российских и восточноевропейских эмитентов.
—
Собственные карты НСПК планируется начать выпускать в конце 2015 года,
долю собственных карт на российском рынке компания планирует довести до
50% к 2018 году. Одним из этапов развития НСПК наверняка будет экспансия на
соседние с Россией страны, то есть прямая конкуренция Visa, — считает
Повикалова. — Поэтому создание подобного совета сейчас — очень
своевременный и разумный шаг. Участие в CEMEA для российских банков
будет исключительно полезным, потому что принятие решений в формате
диалога всегда отражает заинтересованность всех сторон, до 2014 года все
решения МПС принимали и спускали российским банкам самостоятельно.
Теперь Visa и MasterCard придется повышать свою конкурентоспособность.
Проявлять
гибкость придется не только из-за создания Центробанком нового
конкурента, но и из-за рыночных тенденций. Как отмечает управляющий
партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова, в кризисное время
объем операций по безналичному расчету начал сокращаться.
— По
данным ЦБ, в 2012 году доля безналичных операций составляла 52% от всех
операций по банковским картам, то есть 48% составляли операции по
снятию наличных. Но, по данным ЦБ, за 9 месяцев 2014 года доля безналичных
операций по всем банковским картам составила всего 32,6% от общего
объема безналичных операций. Соответственно, доля операций по снятию
наличных денежных средств составила 67,4%. Несмотря на тот факт, что
годами ранее наметилась тенденция роста объема безналичных операций,
кризисные 2014–2015 годы несколько изменили картину рынка, — сказала Касьянова.